Неисправности генератора автомобиля

Характерными неисправностями генератора являются замасливание или загрязнение коллектора и щеток, ослабление или поломка пружин щеткодержателей и заедание щеток в щеткодержателях. В результате неплотного контакта между щетками и коллектором зарядный ток в цепи изменяется или полностью прекращается. При этом усиливается искрение щеток и подгорает коллектор. Повышение нажима щеток приводит к увеличению потерь на трение и перегреву коллектора.

Причинами отсутствия тока в цепи могут быть обрыв обмотки возбуждения генератора, замыкание на «массу» обмоток якоря вследствие порчи изоляции.

Слабое натяжение ремня привода генератора вызывает произвольное изменение зарядного тока (колебание стрелки амперметра). При техническом обслуживании генератора необходимо очистить его корпус от масла и грязи и проверить плотность крепления проводов на зажимах генератора и реле-регулятора и крепление самого генератора, натяжение приводного ремня, отсутствие биения шкива и значительного осевого зазора в якоре (не более 0,50—0,65 мм), плотность прилегания защитной ленты к корпусу, состояние смазки подшипников. Через 35 — 40 тыс. км пробега автомобиля рекомендуется подшипники генератора промывать бензином и заполнять смазкой ЦИАТИМ-201 на 60% их объема.

Периодически, не реже чем после пробега 6000 — 8000 км, следует снимать защитную ленту и проверять состояние щеток, коллектора, усилие пружин щеткодержателей (1200 — 1500 Г). При потере упругости пружин более чем на 40% их заменяют. При нарушении контакта щеток с коллектором генератора вследствие загрязнения их протирают тканью, смоченной бензином, а при большом износе протирают щетки стеклянной шкуркой № 00. Для этого, зажав шкурку между коллектором и щеткой, поворачивают якорь в ту и другую сторону от руки за шкив.

Окончательная притирка достигается при взаимной приработке щеток и коллектора в процессе работы генератора. При значительном износе коллектора генератор направляют в ремонт. Слабую пружину или износившуюся щетку заменяют. Для проверки генератора без снятия его с автомобиля пользуются переносными приборами — вольтамперметром НИИАТ ЛЭ-I и универсальным прибором НИИАТ Э5.

Проверка генераторов этими приборами производится при работе в режиме электродвигателя и, кроме того, на начало отдачи тока во внешнюю цепь и полную отдачу генератора, т. е. способность его развивать полную мощность в соответствии с его технической характеристикой.

Схема присоединения прибора ЛЭ-1 при проверке генератора в режиме электродвигателя показана на рисунке. Данная проверка производится с целью выявления механических и электрических неисправностей генератора. При проверке предварительно снимают со шкива генератора приводной ремень и переключатель амперметра прибора устанавливают в положение 50а.

 Схема проверки генератора в режиме электродвигателя

Рис. Схема проверки генератора в режиме электродвигателя

Как видно из схемы, клеммы Я и Ш генератора соединяются перемычкой, выводы I и V прибора — с клеммой Б генератора. а вывод 11 прибора — с клеммой Б реле-регулятора. При выключенном (в приборе) реостате нагрузки генератор при такой схеме соединения будет работать как электродвигатель. При этом амперметр прибора покажет расходуемый генератором ток, который при исправном его состоянии не должен превышать 5 а.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()