Электромобиль, гибрид, плагин-гибрид. В чем разница?

Электромобиль, гибрид, плагин-гибрид. В чем разница?

Сегодня автомобили, работающие от электричества, все больше проникают в нашу реальность. Каждый, кто следит за новостями мировой автоиндустрии, постоянно сталкивается с такими терминами, как “электромобиль”, “гибрид”, “подключаемый гибрид” или “плагин-гибрид”… Но всегда ли мы представляем себе, что скрывается за всеми этими модными словами? Давайте попробуем разобраться.

Для начала отметим, что все автомобили, в том или ином объеме использующие для своего движения электричество, в английском языке объединяет термин EV (electric vehicle). Так какие же виды EV существуют на сегодняшнем автомобильном рынке?

BEV — чистые электромобили

К чистым электромобилям относятся автомобили, работающие исключительно на батареях. В англоязычных источниках их еще называют BEV (battery-electric vehicle – автомобиль на  электроаккумуляторах).

Никакого двигателя внутреннего сгорания у них нет. Батареи питают непосредственно электромотор, который приводит в движение колеса. Электромобили обладают превосходным крутящим моментом, не требуют замены масла. У них меньше всего движущихся частей и они просты в обслуживании.

Их не нужно заправлять топливом, а затраты на зарядку от электричества составляют не более 1/5-1/3 от стоимости заправки автомобиля с расходом бензина около 9,5 л/100 км.

Из минусов – на сегодняшний день большинство электромобилей способны проехать на одном заряде батарей не более 160 км. Исключение – Tesla Model S, максимальный пробег которой без подзарядки оценивается в 386 км. При этом Model S можно заряжать на растущей сети зарядных станций Tesla Superchargers, где зарядка аккумуляторов осуществляется в 16 раз быстрее, чем на зарядных станциях других компаний.

Одно из главных преимуществ BEV – возможность заряжаться от альтернативных источников электроэнергии. Например, многие владельцы электромобилей заряжают свои электромобили от солнечных батарей, установленных на крышах их домов.

Помимо Tesla Model S, примерами “чистых” электромобилей являются Nissan Leaf (самый продаваемый электромобиль в мире) и BMW i3. Среди других, менее популярных моделей BEV, присутствующих сегодня на рынке, можно назвать Mercedes-Benz B-Class Electric Drive, Smart ForTwo Electric Drive, Volkswagen e-Golf, Ford Focus Electric, Fiat 500e, Kia Soul EV, Mitsubishi i-MiEV и Chevrolet Spark EV.

REEV — электромобили с увеличенным запасом хода

Помимо обозначения REEV (range-extended electric vehicle), в английском языке такие автомобили еще называют REx, а иногда и EREV (extended-range electric vehicle). Все это в переводе на русский означает “электромобиль с увеличенным запасом хода”.

Такие автомобили тоже ездят на одних аккумуляторах, но только до того момента, пока заряд батарей не начинает истощаться. Тогда в дело вступает бензиновый двигатель – не для того, чтобы вращать колеса, а для того, чтобы заряжать аккумуляторы.

Современные электромобили с увеличенным пробегом позволяют проехать только на батареях, без подключения ДВС, от 55 до 145 км. REEV, как и BEV, можно заряжать от обычной розетки или на специальных зарядных станциях. К тому же REEV заправляют бензином.

Преимущество электромобилей с увеличенным запасом хода состоит в том, что обычные каждодневные поездки можно совершать исключительно на электротяге, а если потребуется проехать несколько дальше – на помощь придет обычный бензиновый мотор. То есть, волноваться о том, что заряда батарей не хватит из-за того, что маршрут поездки несколько увеличился, не придется. Зато, если владельцам “чистых” электромобилей не приходится думать о замене моторного масла, фильтров и свечей, то водителям REEV иногда придется заниматься этими вопросами.

Примерами электромобилей с увеличенным пробегом, представленных на сегодняшнем рынке, могут служить BMW i3 REx, спорт-купе Cadillac ELR и Chevrolet Volt 2015 модельного года.

PHEV — плагин-гибриды (подключаемые гибриды)

Плагин-гибридные автомобили, они же подключаемые гибриды, имеют обозначение PHEV (Plug-in Hybrid Electric Vehicle – плагин-гибридный электромобиль).

У плагин-гибридов более мощные электромоторы и более крупные аккумуляторы, чем у их прародителей – обычных гибридов (о них речь пойдет дальше), а значит, они могут проводить больше времени в исключительно электрическом режиме. Подключаемые гибриды можно заряжать от сети.

Однако, при том, что “чистый” электропробег PHEV составляет от 10 до 35 км, все плагин-гибриды при сильном нажатии на педаль газа обязательно подключают ДВС .

Интересно, что самые продаваемые в США плагин-гибриды имеют как раз самый маленький запас хода батарей. Плагин-гибридная версия знаменитой Toyota Prius способна непрерывно ехать на одной электротяге лишь 10 км, а общий электропробег Prius PHEV составляет 18 км.

Плагин-гибридные модели от Ford, Honda и Hyundai способны на большее – их аккумуляторы обеспечивают электропробег до 32 км. Однако, и они задействуют традиционный двигатель при быстром ускорении, даже если заряда их батарей еще вполне хватает. В этом и заключается основное отличие PHEV от REEV – последние никогда не подключают ДВС, пока батареи не разрядятся. Разумеется, водителям плагин-гибридов тоже приходится беспокоиться о регулярном обслуживании обычного двигателя.

Список плагин-гибридов на сегодняшнем рынке включает: Mitsubishi Outlander PHEV, Ford C-Max Energi, Ford Fusion Energi, Honda Accord Plug-In Hybrid, Toyota Prius Plug-In Hybrid, а также готовящийся увидеть свет Chevrolet Volt 2016 модельного года.

HYBRID — гибридные автомобили (не электрические, а «электрофицированные»)

Традиционные гибридные автомобили часто ставят в один ряд с плагин-гибридами, однако, в отличие от последних, они не могут заряжаться от сети. Аккумуляторы обычных гибридов могут заряжаться только энергией, производимой ДВС, а точнее – рекуперативной энергией, образующейся в процессе торможения или избыточной работы двигателя. Гибриды способны проехать только на электротяге до 1,5 км на небольших скоростях и при небольшой снаряженной массе. Поэтому их нельзя назвать электромобилями в полном смысле слова, скорее, они – “электрифицированные” (electrified) автомобили.

Основным преимуществом гибридов перед обычными автомобилями является меньший расход топлива. Например, гибрид Toyota Prius расходует в смешанном цикле всего 4,7 л бензина на 100 км пути. Однако, в сравнении со всеми вышеперечисленными видами электрических автомобилей, гибриды более затратны в обслуживании.

Сегодняшние гибриды – это не только компактные седаны и хэтчбеки, но и внедорожники. Почти все автопроизводители имеют в своей модельной линейке хотя бы один гибрид.

Главный игрок на рынке гибридных автомобилей – это компания Toyota. За все время японский производитель реализовал более 5 миллионов гибридов. Собственно, Toyota и произвела первый в мире гибрид – Prius. Среди других гибридных среднеразмерных седанов можно назвать Ford Fusion (продающийся на рынке США), Honda Accord, Hyundai Sonata, Kia Optima и Toyota Camry.

Также, Toyota давно предлагает гибридный вариант среднеразмерного кроссовера Highlander, а в этом году к нему присоединится и гибридная версия популярного компактного кроссовера RAV4. В целом, число гибридных моделей Toyota, предлагающихся сегодня на мировом рынке, составляет более 20.

Премиальный “тойотовский” суббренд Lexus тоже уже давно предлагает гибридную версию кроссовера RX.

FCEV — электромобили на топливных элементах

Наш рассказ был бы неполным без упоминания об автомобилях на топливных элементах или FCEV (Fuel Cell Electric Vehicle). Как и “чистые” электромобили, FCEV приводит в движение только электромотор, однако источником энергии для него являются не аккумуляторы, а хранящийся в специальном резервуаре сжатый водород. Как и BEV, электромобили на топливных элементах не загрязняют окружающую среду – единственный побочный продукт работы FCEV – это вода.

В отличие от BEV и PHEV, автомобили на топливных элементах не нужно заряжать, их заправляют водородом на специальных заправочных станциях. Причем, процесс занимает всего около 5 минут. Впрочем, заправочная инфраструктура FCEV еще только развивается. Например, в США она доступна в основном в Калифорнии, где развитию “зеленого” автотранспорта уделяют очень большое внимание.

Концепты автомобилей на топливных ячейках представляли уже многие автопроизводители – Toyota, Honda, Audi, Mercedes. Примерами серийно выпускающихся FCEV являются Hyundai ix35 FCEV и Toyota Mirai. ix35 FCEV не продается, его можно только взять в лизинг. Продажи Toyota Mirai на мировом рынке стартуют в течение 2015 года.

В России рынок автомобилей, работающих от электричества, пока развит очень слабо, но со временем “зеленые” автомобили, вероятно, станут популярны и у нас. Ведь многие уверены, что за электромобилями будущее.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *