В районах Крайнего Севера нашей страны для снабжения населения, строящихся и действующих предприятий используют временные автомобильные зимние дороги — автозимники.
Правильно организованные и надлежащим образом оснащенные такие дороги имеют свою вполне обоснованную сферу распространения и являются обычным видом путей сообщения. В перспективной сети автомобильных дорог удельный вес зимних дорог составляет до 60%.
Период использования зимних дорог в зависимости от условий обычно длится с ноября до мая. Строительство усовершенствованных зимних дорог согласно произведенным Союздорпроектом расчетам требует довольно значительных первоначальных капиталовложений, в среднем 2—2,5 тыс. руб. на 1 км и ежегодных возобновительных затрат 0,5—0,7 тыс. руб. на 1 км, а текущих дорожно-эксплуатационных расходов (включая затраты на снегозащитные сооружения) до 0,16—0,2 тыс. руб. на 1 км.
Наряду с усовершенствованными зимними дорогами, предназначенными для автомобилей, в необходимых случаях на Севере можно сооружать дороги облегченного типа и так называемые временные проезды для тракторов.
Временными зимними дорогами в северной части Восточной Сибири и на северо-востоке служат реки в период с ноября по апрель включительно, а лед берегового припоя Северного Ледовитого океа на и моря Лаптевых — с ноября по май включительно.
Чем больше расстояние перевозок, тем выгоднее применение временных зимних дорог.