Основное оборудование постов ручной мойки
Необходимой частью оборудования поста ручной мойки является устройство, обеспечивающее удобный доступ к автомобилю для обмывания его нижних частей, для чего применяют: боковые канавы узкого типа, широкие канавы с колейным мостиком, эстакады и подъемники. Кроме того, для мойки грузовых автомобилей, имеющих относительно свободный доступ к нижним частям, используют моечные площадки.
Рис. Моечная установка ГАРО модели 1100:
1 — электродвигатель; 2 — кожух соединительной муфты: 3— моечный шланг; 4 — патрубок нагнетательного корпуса; 5 — манометр; 6 перепускной клапан; 7 — патрубок всасывающего корпуса; 8 — моечный пистолет; 9 — насос; 10 — рама установки
Размеры площадки должны превышать габариты обслуживаемого автомобиля на 1,25— 1,50 м.
Между двумя расположенными рядом моечными постами устанавливают водонепроницаемую перегородку. Посты ручной мойки автомобилей оборудуют системой водоподводящих труб, к которым присоединяют шланги с брандспойтами.
Для повышения давления воды (2 — 4 кГ/см2), поступающей из водопроводной магистрали, применяют моечные установки, состоящие из насоса высокого давления (поршневого, вихревого или центробежного), электродвигателя и приводного механизма.
Моечная установка модели 1100 с вихревым насосом стационарного типа 1НВЗС-1500 показана на рисунке. Вихревой насос установки имеет три ступени. Каждая ступень состоит из рабочего колеса 10 и двух дисков — всасывающего 11 и нагнетательного 12, образующих камеру, в которой вращается рабочее колесо. По периферии ступицы рабочего колеса расположены лопатки. Всасывающий диск 11 имеет одно впускное отверстие 15, а нагнетательный 12 — напорное (основное) 21, дополнительное (не показанное на рисунке) отверстие и направляющий канал 22.
Рис. Трехступенчатый вихревой насос:
а — рабочие, всасывающие и нагнетательные диски; б — насос в сборе; в — схема работы насоса;
1 — пальцы муфты; 2 — ведомая полумуфта; 3 — подшипник вала, 4 — моечный шланг; 5 — штуцер моечного шланга; 6 — манометр; 7 — нагнетательный корпус; 8— корпус перепускного клапана; 9 — перепускном клапан; 10 — рабочее колесо; 11 — всасывающие диски; 12 — нагнетательный диск; 13 — вентиль заборного шланга; 14 — всасывающий корпус; 15 — впускное отверстие; 16 — уравнительное отверстие; 17 — вал насоса: 18 — отверстие для отвода поды; 19 — пробка сливного отверстия; 20 — соединительная трубка; 21 — напорное отверстие; 22 — направляющий канал
При вращении рабочего колеса 10 вода, находящаяся между лопатками и в направляющем канале, движется вместе с рабочим колесом вокруг вала и далее под действием центробежной силы перемещается из рабочего колеса в направляющий канал нагнетательного диска 12, а оттуда обратно в рабочее колесо. В результате такого сложного вихревого движения напор воды при переходе из ступени в ступень насоса увеличивается.
Насос обладает способностью к самовсасыванию.
Перепускной клапан автоматически устраняет возможность перегрузки электродвигателя при полном или частичном перекрытии пистолетов за счет перепуска части воды из нагнетательного патрубка во всасывающий.
Производительность моечной установки данного типа при максимальном рабочем напоре 100—110 м вод. ст. — 50 — 60 л/мин, мощность электродвигателя — 2,8 квт.
Моечные установки высокого давления снабжаются брандспойтами пистолетного типа, позволяющими регулировать количество выходящей из пистолета воды и форму струи. Пистолет, входящий в комплект рассмотренной выше моечной установки, показан на рисунке.
Рис. Моечный пистолет
Вода от насоса по шлангу поступает в полую часть винта и через радиальные отверстия 2 в полость корпуса 3 пистолета, затем через отверстия а во втулке 4 — в переднюю часть корпуса и сопло 7 (диаметром 4-6 мм). При вращении корпуса 3 относительно винта 1 торцовая часть корпуса с осевым отверстием 5, в стенках которого имеются четыре косые прорези, входит в отверстие 6 в передней части корпуса. Если при вращении корпуса пистолета торцовая часть винта лишь частично войдет в отверстие 6, то вода, пройдя через косые прорези винта, получит вращательное движение, а струя воды, выходящая из сопла 7, приобретет конусную форму. Чем больше торцовая часть винта войдет в отверстие 6, тем больше будет угол конуса струи. Когда прорези винта окажутся внутри втулки 4, завихрения воды не будет и струя будет иметь кинжальную форму. Если торцовая часть винта войдет в отверстие 6 полностью и кромки винта будут прижаты к стенкам отверстия, выход воды из пистолета прекратится.
Ориентировочный расход воды на мойку одного автомобиля при высоком давлении составляет для легковых и грузовых автомобилей 150 — 200 л, автобусов — 300 — 400 л. При низком давлении расход увеличивается на 200 — 300%.
При механизированной мойке автомобилей гидравлической частью установки является душевое устройство для струйной мойки, а механической — вращающиеся цилиндрические щетки, активизирующие процесс мойки.
Душевое устройство применяют для струйной мойки автомобиля снизу, внутренних поверхностей крыльев, дисков колес и боковых и верхних частей кузова.
Для мойки грузовых автомобилей используют только струйную установку.
При мойке кузовов легковых автомобилей, автобусов, а также специализированных кузовов типа «фургон», помимо душевого устройства, применяют вращающиеся цилиндрические щетки.
Рис. Схема устройства для струйной мойки низа автомобилей
Устройства для мойки автомобиля снизу выполняются в виде трубопроводов с соплами, расположенных на уровне пола. Трубы, несущие сопла, могут быть неподвижными или поворачиваться на некоторый угол, допуская изменение угла атаки струи.
Для периодического изменения направления струй применяют трубчатые рамки с соплами, выполненные по дуге окружности. Рамка качается на подшипниковой опоре и имеет привод от электродвигателя через кулисный механизм с червячным или шестеренчатым редуктором. Привод может быть также гидравлическим.
Для непрерывного изменения направления струй воды применяют сегнеровы колеса, вращающиеся за счет реакции струй, выходящих из сопел, горизонтально расположенных по концам радиальных трубок. Рабочие сопла устанавливают на радиальных трубках вертикально или с некоторым наклоном.
Схемы устройства для обмывания наружных поверхностей кузова и колес с помощью струйных установок показаны на рисунке.
Рис. Схемы устройства для струйной мойки наружных поверхностей кузова автомобиля:
а — П-образная неподвижная рамка; б — рамка на кагках: в — рамка, передвигающаяся по монорельсу; г — неподвижные боковые рамы; д — боковые рамы с поворачивающимися трубами
Рис. Струйная автоматическая установка модели 1114 для мойки грузовых автомобилей:
а — вид сбоку; б — вид спереди
Струйная установка ГАРО модели 1114 для мойки грузовых автомобилей, смонтированная на конвейере 16, состоит из двух трубчатых рамок 5 к 11 замкнутого контура, неподвижно установленных на фундаменте. На каждой рамке установлены попарно с обеих сторон качающиеся боковые коллекторы 6 и 12 с шестью соплами в каждом, верхний (качающийся) коллектор 21 с четырьмя соплами (только на одной рамке) и нижний 22 с девятью соплами. Угол качания сопел составляет 75°. Кроме того, на рамке 5 предварительного обмыва установлены регулируемые боковые коллекторы 4 с тремя соплами направленного действия. Таким образом, общее количество сопел составляет 66 шт. Качание коллекторов (34,5 качания в минуту) осуществляется от электродвигателя 19 мощностью 0,6 кет через редуктор 20 и систему рычагов 18 и штанг 17.
К каждой моечной рамке вода подается отдельным центробежно-вихревым насосом 7 и 13 под давлением 8 кГ/см2 с приводами от электродвигателей 3 и 10 мощностью 14 квт. Суммарная производительность насосов при указанном напоре 18 м3/ч. Моечная установка снабжена автоматическим управлением от педалей 1, 8, 9, 14, 15, на которые наезжает автомобиль своими колесами.
В установке предусмотрен как прерывный (при мойке единичных автомобилей), так и непрерывный режимы работы (с интервалом времени или тактом линии 0,5 мин). Вся электроаппаратура управления установкой и конвейером смонтирована в шкафу 2 и на его дверке. Производительность установки 20 — 40 автомобилей в час.
Наиболее распространенная схема механизированной установки для мойки боковых сторон и верха кузовов автобусов и фургонов показаны на рисунке.
Рис. Схема щеточной установки для мойки боковых сторон и верха кузова автобуса
В установке применяют два (иногда четыре) вертикальных вращающихся щеточных барабана, укрепленных на поворотных рычагах, и один горизонтальный для мойки крыши автобуса. Барабаны приводятся в действие от индивидуальных электродвигателей. Вода на обмываемую поверхность кузова подается через сопла из трубчатых коллекторов, прикрепленных к рамам щеточных барабанов.
Автобус во время мойки движется самоходом или при помощи конвейера. Продолжительность мойки до 2 — 2,5 мин.
Рис. Механизированная установка ГАРО модели 1129 дли мойки автобусов:
а — вид сбоку; б — вид сверху
Механизированная установка ГАРО модели 1129 для мойки автобусов показана на рисунке. Установка имеет два вертикальных цилиндрических щеточных барабана 6 из капроновых нитей для мойки боковых поверхностей кузова и одну горизонтальную щетку 8 для мойки крыши. Щетки приводятся в действие от самостоятельных электродвигателей 4 посредством клиноременной передачи. Вертикальные щетки установлены на поворотных рамах, опорные стенки 8 которых вращаются в подшипниках, установленных в кронштейне 9 и 5 на стойках металлического каркаса 11. Вертикальные щетки прижимаются к боковым поверхностям кузова автобуса при помощи груза 10, подвешенного на тросе, укрепленном на опорной стойке поворотной рамы и перекинутом через ролик на основной стойке каркаса. Горизонтальная щетка прижимается к крыше автобуса под действием собственного веса, который частично уравновешивается контргрузом 2. Скорость вращения щеточных барабанов 180 об/мин. Мощность электродвигателей 1,7 кет при 930 об/мин.
Гидравлическая часть установки состоит из трубчатой системы подачи чистой воды из водопроводной сети под давлением 3—4 кГ/см2. Для подачи воды на щеточные барабаны и в рамки 1 предварительного смачивания и 7 окончательного ополаскивания кузова используются трубчатые стойки каркаса установки, закольцованные в общую систему. Электроаппаратура управления установкой смонтирована на пульте, находящемся в металлической кабине 12.
Производительность установки 30 — 40 автобусов, в час при расходе воды 800—900 л на 1 автобус.
Моечные установки для легковых автомобилей устроены с применением комбинации горизонтального и нескольких коротких секций вертикальных щеточных барабанов.
Рис. Установка модели 1110 для мойки легковых автомобилей:
1, 5 и 14 — стойки, 2—-рама; 3, 12 и 16 — электродвигатели; 4, 6 и 13 — грузы; 7 и 11 — секции щеток; 8, 10 и 15 — ролики-копиры; 9 — вал; 17 — противовес; 18 — барабан
Автомобили во время мойки движутся самоходом на малой скорости или при помощи конвейера. Примером механизированной многощеточной установки для мойки легковых автомобилей может служить установка ГАРО модели 1110. Установка имеет душевую рамку 1 предварительного смачивания, горизонтальный щеточный барабан III, два вертикальных двухсекционных щеточных барабана V, два односекционных щеточных барабана VI, душевую рамку VII для ополаскивания автомобиля, бачок IV для моющего раствора, кабину II с пультом управления и центробежный насос VIII для подачи воды. Установка смонтирована на металлическом трубчатом каркасе, являющемся замкнутой магистралью для подачи воды из водопровода к щеточным барабанам и душевым рамкам. При давлении в водопроводной сети менее 3,5 кГ/см2 подключается центробежный насос производительностью 30 м3\ч. Каждая секция щеточных барабанов установлена на своей поворотной раме и вращается в подшипниках. Щеточные барабаны прижимаются к поверхности кузова и возвращаются в первоначальное положение под действием грузов противовесов. Боковые щеточные барабаны вращаются со скоростью 130, а горизонтальный 180 об/мин. Вертикальные щетки снабжены обрезиненными роликами-котерами, которые, обкатываясь по контуру поверхности кузова, обеспечивают постоянное и равномерное давление капроновых нитей щетки на поверхность кузова. Моющий раствор подается по трубкам к горизонтальному и двум вертикальным барабанам. Подачей раствора управляют при помощи распределительного крана, установленного в кабине.
Раствор из бачка подается под давлением сжатого воздуха 4 кГ/см2. В качестве моющего раствора применяют 2—3% раствор сульфанола с водой (1 —1,5 кг на 50 л воды), подогретой до 40—50°С.
Производительность установки — 40—60 автомобилей в час, при расходе от 500 до 750 л воды на один автомобиль. Дополнительным устройством к моечной установке служит установка ГАРО модели 1144 для мойки дисков колес автомобиля. Установка состоит из двух агрегатов, располагаемых на посту мойки по обеим сторонам автомобиля. Каждый агрегат имеет торцовую щетку (из капрона), расположенную на уровне оси колес автомобиля, электродвигатель (0,6 кет) с редуктором для вращения щетки, пневматический привод для подачи щетки к колесу и отвода ее обратно и каретку.
Рис. Установка ГАРО модели 1144 для мойки дисков колес
Добавить комментарий