Сплавы цветных металлов

Сплавы цветных металлов

Латунью называется сплав меди с цинком. Содержание цинка в латуни колеблется от 10 до 40%. Она. хорошо куется, штампуется, отливается и хорошо сохраняет полировку. Температура ее плавления 980—1050°. Специальные латуни могут содержать, кроме меди и цинка, марганец, никель, свинец, железо, алюминий. Они обладают повышенной прочностью и хорошей сопротивляемостью износу. Латунь применяется в автомобильной промышленности для изготовления деталей радиаторов, трубопроводов, деталей карбюраторов, кранов, втулок и т.п.

Для отливки корпусов карбюраторов и топливных насосов используют цинковые сплавы, содержащие до 93% цинка; эти сплавы отличаются легкоплавкостью.

Государственным стандартом установлены шесть марок медноцинковых сплавов.

Таблица. Медноцинковые сплавы

Сплав Марка Химический состав в % Применение сплавов
Медь Свинец Цинк Остальные примеси
Томпак М-90 90 9,8 0,2 Для изготовления ниппилей и другой арматуры
Полутомпак Л-80 80 19,75 0,25 Для листов
Латунь Л-68 68 31,75 0,25 Для гильз, труб, проволок
Л-62 62 37,6 0,4 для прутков, листов, труб
Л-59 59 40 1 Для прутков разных профилей
Латунь свинцовистая Л-59-1 59 1,5 38,5 1 Для резьбовых изделий, штамповки, различной арматруры

Бронза представляет собой сплав меди с оловом. Может содержать небольшое количество никеля, алюминия, кремния, марганца, фосфора, цинка и свинца. В автомобильной промышленности из бронзы изготовляют всевозможные втулки, вкладыши для подшипников и другие детали. Бронза при отливке хорошо заполняет формы, дает малую усадку, стойка против окисления и хорошо обрабатывается инструментами. Фосфористая бронза, содержащая до 0,5% фосфора, отличается стойкостью против кислот, износостойкостью и хорошими литейными свойствами.

Алюминиевая бронза состоит из 90—97% меди и 10—3% алюминия. Она значительно прочнее оловянистой бронзы и успешно сопротивляется действию химических влияний, поддается ковке, вальцовке, прессованию, в достаточной степени заполняет сложные формы при отливке, эластична и хорошо выносит удары.

Никелевая бронза содержит от 3 до 40% никеля, обладает наибольшей вязкостью, плотностью, крепостью и твердостью. Температура плавления бронзы 900—1000°. Марки бронзы, применяемой в автомобильной промышленности, приведены в таблице.

Таблица. Бронза

Марка Химический состав в % Медь
Олово Свинец Цинк Фосфор
Бр. ОСЦ 5-10 4,5-6 8,0-10 2 Остальное
Бр. ОСЦ 5-5,5 4,5-5,5 4,5-5,5 4,5-5,5
Бр. ОСЦ 10-2 9,0-11,0 1,0-3,0
Бр. ОСЦ 10-1 9,0-11,1 0,4-0,8

Баббитом называется антифрикционный сплав на оловянной или свинцовой основе. Структура антифрикционного сплава состоит из основной пластичной массы (олово, свинец) и вкрапленных твердых зерен (сурьма). Мягкая (пластичная) основа баббита вследствие трения вала о подшипник изнашивается быстрее, чем вкрапленные в нее твердые составляющие. Поэтому поверхность мягкой основы несколько ниже твердых частиц сплава и вал своими шейками опирается на выступающие твердые частицы баббита подшипника. Это уменьшает поверхность трения и облегчает циркуляцию масла.

Антифрикционные сплавы из олова, свинца и сурьмы имеют тот недостаток, что при затвердевании в них расслаиваются структурные составляющие, твердые кристаллы химического соединения сурьмы с оловом выкристаллизовываются в первую очередь и как более легкие всплывают наверх, а основная пластичная масса остается внизу. Это явление называется ликвацией. Чтобы устранить вредное влияние ликвации, в сплавы с оловянной и оловянно-свинцовой основой вводят медь, образующую с оловом химическое соединение, более тугоплавкое, чем указанные выше структурные составляющие. Химическое соединение меди с оловом при охлаждении расплавленного сплава застывает в первую очередь, образуя в нем как бы решетку (каркас), препятствующую расслоению структурных составляющих. Добавка меди в баббит повышает также и его твердость.

Свинцовистая бронза используется для заливки вкладышей двигателей с воспламенением от сжатия. Она отличается высокой прочностью и тугоплавкостью, но плохо прирабатывается по валу и может расслаиваться при заливке (ликвация); поэтому подшипники из свинцовистой бронзы требуют особо точного соблюдения правил заливки и тщательной подготовки. Для заливки подшипников и вкладышей автомобильных двигателей применяют следующие антифрикционные сплавы.

Таблица. Баббиты и свинцовистая бронза

Марка антифрикционного сплава Химический состав в % Температура плавления, С°
Сурьма Медь Кадмий Никель Мышьяк Теллур Олово Свинец
БН 13-15 1,5-2,0 1,25-1,75 0,75-1,25 0,5-0,9 9-11 Остальное 410
БТ 14-16 0,7-1,1 0,05-0,2 9-11 Остальное
Свинцовистая бронза 69-72 0,2-0,5 28-31 1080

Припои делятся на твердые и мягкие. Твердые припои применяют там, где требуется большая механическая прочность. В случаях, когда изделие не подвергается действию больших нагрузок и высоких температур, применяют мягкие припои. В таблице приводится состав мягких припоев.

Твердые припои служат для пайки латуни, бронзы, меди и др. Твердый припой марки ПМЦ-36 содержит 36% меди и 64% цинка, припой ПМЦ-54 содержит 54% меди и 46% цинка. Первый применяют для пайки латуни, второй — для пайки меди и бронзы.

К твердым припоям относятся также серебряные (ПСр). Например, для пайки контактов прерывателя используют твердый припой ПСр-12, состоящий из 12% серебра, 52% цинка и 36% меди.

Таблица. Мягкие припои

Марка Химический состав в % Примечание
Олово Сурьма Свинец Примесей не более
Медь Висмут Мышьяк
ПОС-18 17-18 2-2,5 Остальное 0,15 0,1 0,05 Для пайки свинцовых изделий автомобильных деталей, для лужения стали перед пайкой и заливкой
ПОС-30 29-30 1,5-2,0 0,15 0,1 0,05 Для пайки радиаторов и лужения подшипников
ПОС-40 39-40 1,5-2,1 0,1 0,1 0,05 Для пайки латуни, стали и медных проводов
ПОС-50 49-51 0,8 0,15 0,1 0,05 ТО же

Алюминиевые сплавы применяют для изготовления поршней, головок цилиндров, картеров и других деталей. Алюминиевый сплав обладает большой прочностью и способен закаливаться; некоторые алюминиевые сплавы по прочности приближаются к стали.

На воздухе и в воде алюминиевый сплав покрывается лишь тонкой светло-серой пленкой окиси, дальнейшего же окисления не происходит. Щелочи на этот сплав действуют разрушающе. Для закалки сплав помещают в ванну с раствором поташа и углекислой соды, нагретым до 480—520°, а затем охлаждают в масле. Закаленный алюминиевый сплав обрабатывается резанием гораздо лучше незакаленного; поэтому изготовленные из него детали перед механической обработкой рекомендуется закаливать.

Алюминиевые поршни изготовляют — из сплавов, приведенных в таблице.

Таблица. Алюминиевые сплавы для поршней

Двигатели автомобилей Химический состав в %
Медь Кремний Марганец Железо Алюминий
Москвич 0,3-0,8 11,5-13,5 0,8-1,5 до 0,8 Остальное
М-20 Победа и ГАЗ-51 6,25-7,75 5-6 0,25-0,3 до 1,5
ГАЗ-ММ 9,75-10,75 0,75 0,2-0,75 0,9-1,5
ЗИС-5 4,5-6,0 5,5-7,0 0,15-0,35 0,8-1,2
ЗИС-150 5,0-7,0 5,0-7,0 0,15-0,4 до 1,5

Сплавы для изготовления поршней нагревают до температуры 510—520° и закаливают в воде, а затем подвергают отпуску при температуре 165—175° с выдержкой при этой температуре 15—18 час.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *