Трассы для скоростных соревнований

Трассы для скоростных соревнований

Большое количество видов скоростных соревнований и различие условий их проведения в каждом отдельном случае требуют после выбора трассы или участка дороги для данного соревнования установления определенных требований к качеству и к оборудованию дороги.

Даже в таком, казалось бы, определенном скоростном состязании, как заезды на установление рекордов, требования к трассе должны различаться в зависимости от намеченной дистанции пробега и предполагаемой скорости движения.

Минимальные требования к трассе для каждого вида скоростного состязания подробно изложены в правилах соревнования по автомобильному спорту.

Самым главным требованием для всех скоростных автомобильных состязаний является обеспечение свободного движения для автомобилей и безопасности для зрителей как во время тренировок, прикидок, так и в ходе состязания.

В данной статье приводятся некоторые сведения о трассах для заездов на рекорды и даются краткие описания и схемы кольцевых трасс, используемых для проведения шоссейных скоростных состязаний.

Трассы для заездов на установление рекордов скорости

Скорости движения автомобилей при заездах на установление рекордов даже для автомобилей малого литража обычно намного превышают скорости гоночных и спортивных автомобилей в других видах скоростных состязаний.

Особенно высокие скорости достигаются при заездах на установление рекордов на короткие дистанции — на один километр и на одну милю, поэтому к трассе для такого состязания предъявляются особенно строгие требования. Трасса должна быть прямолинейной с очень ровной поверхностью.

Вид поверхности высохшего соляного озера Баскунчак, на котором проводились заезды на рекорды по скорости

Рис. Вид поверхности высохшего соляного озера Баскунчак, на котором проводились заезды на рекорды по скорости

До настоящего времени для разъездов на рекорды на короткие дистанции использовались трассы, пролегающие по естественной поверхности соляного озера Баскунчак, расположенного в Нижнем Поволжье, или трассы, пролегающие по площади окаменелых земельных участков — такыров, в районе Западных Каракумов, вблизи города Небит-Даг.

Преимущество указанных участков заключается в том, что по обеим сторонам устанавливаемой трассы имеется большое пространство горизонтальной и относительно гладкой поверхности, создающей безопасность для водителя даже в том случае, если траектория движения автомобиля, в силу каких-либо причин, сильно отклонилась бы от трассы в сторону.

Однако обе указанные трассы, особенно вторая, обладают и существенными недостатками, заключающимися в том, что их поверхности оказывают большое сопротивление качению автомобильных колес.

Кроме того, использование этих естественных поверхностей связано с проведением больших подготовительных работ по заравниванию отдельных выбоин на поверхности, а также постоянно зависит от состояния атмосферных условий, так как в случаях выпадения большого количества осадков требуется длительное время для ожидания, пока трасса подсохнет или ветер сгонит воду.

Значительно реже для заездов на установление рекордов используются отдельные участки магистральных шоссе и автострад.

Такими участками являются: Симферопольское шоссе в районе Мелитополя и Джанкоя; Ленинградское шоссе на участке дамбы в районе канала им. Москвы и Минское шоссе на 42, 70 и 440 км.

При использовании участков магистральных шоссе для заездов на установление рекордов на короткие дистанции нужно прежде всего, чтобы трасса была прямолинейной и горизонтальной (уклон не более 1%) и имела очень гладкое покрытие не только на мерном километре, но и включая участки для разгона и торможения. Нельзя допускать, чтобы на протяжении всего выбранного участка имелись даже незначительные выбоины, волны или другие какие-либо неровности. Незначительные неровности на поверхности трассы при рекордных скоростях современных автомобилей могут привести их к сходу с трассы.

Ширину трассы для рекордных заездов достаточно иметь 8—10 м, но обочины трассы и боковые пространства должны быть такими, чтобы обеспечить возможность безопасного отхода автомобиля от трассы в сторону в случаях его увода или потери управляемости.

Нежелательно, чтобы на протяжении всей трассы для заезда по сторонам ее было чередование леса и поля или чтобы она пролегала по насыпи с переходами в выемку. Это условие необходимо для исключения возможности случайного появления бокового ветра, который может возникнуть даже в безветренный день.

Неожиданно появившийся порыв бокового ветра встреченный автомобилем, который идет на большой скорости, при выезде из закрытой местности в открытую может создать боковую силу, достаточную для нарушения прямолинейного направления движения.

Для лучшего ориентира при большой скорости по середине трассы наносится четкая осевая линия, ярко выделяющаяся по цвету на фоне дорожного полотна.

Трассы для рекордных заездов на длинные дистанции 50, 100 и выше км можно устанавливать на магистральных шоссе 1-го класса и автострадах, допуская на мерных участках подъемы, спуски, пологие закругления, помня, что каждый изгиб шоссе в какой-то степени заставит гонщика снизить максимальную скорость движения.

Чтобы не проходить дистанцию дважды во взаимопротивоположных направлениях, согласно правилам целесообразно на половине дистанции делать поворот на 180°, располагая таким образом старт и финиш в одном месте.

Предпочтительнее заезды на установление рекордов на большие дистанции проводить на кольцевых скоростных дорогах автодромов или автомобильных полигонов. Это значительно удобнее для обслуживания автомобиля во время заезда.

Длину окружности такой кольцевой трассы выгоднее иметь — 15-20 км. В этом случае радиусы поворотов будут достаточно большими.

Минимальный радиус закругления на кольцевой дороге или на шоссе желательно иметь не менее 1000 м. Этот радиус автомобиль сможет проходить примерно со скоростью 200 км/час.

На рисунке приводится график — примерная кривая зависимости скорости движения определенного автомобиля от радиуса закругления, без учета упругости шин.

Рекордные заезды на длинные дистанции требуют организации на трассе пунктов обслуживания, на которых размещается бригада механиков, запасное топливо, шины и другие эксплуатационные материалы.

Характеристика боковой устойчивости автомобиля

Рис. Характеристика боковой устойчивости автомобиля

Обычно наибольшая дистанция, проходимая автомобилем без остановки, не превышает 500 км. После прохождения такой дистанции на автомобиле заменяются шины на всех колесах, производится заправка топливом и сменяются водители.

Пункт обслуживания должен располагать комплектом специальных домкратов, позволяющих быстро поднять все колеса автомобиля для смены шин, приспособлением для скорой заправки топливом и инструментом для других возможных работ с автомобилем.

Время, потраченное на перестановку колес и заправку автомобиля, согласно правилу входит во время движения и поэтому должно быть минимальным. Производство всех необходимых работ в течение одной минуты или 40 секунд при наличии указанных приспособлений требует для обслуживания не менее 12 механиков: два человека на каждое колесо для смены, два человека для заправки топливом и не менее двух механиков для работы с двигателем, замены свечи или каких-либо других работ.

Рекорды на длинные дистанции имеют большое прикладное значение для автомобильной промышленности и должны использоваться как средство проверки и совершенствования конструкций.

Трассы для шоссейно-кольцевых гонок

Существующие требования к шоссейно-кольцевым трассам для автомобильных скоростных состязаний содержат мало ограничений и включают лишь ширину твердого покрытия дороги, которая должна быть не менее 5 м, а минимальная длина всей трассы не менее 2 км.

Продольный профиль и очертание кольцевой трассы для гонок могут быть различными, но при выборе трассы надо учитывать, что для состязания интереснее, если она проходит по пересеченной местности и имеет разнообразные сложные повороты. Такая трасса, снижая результаты средних скоростей движения, требует от водителей большого мастерства, а от автомобилей более совершенной техники.

Длины международных кольцевых трасс для автомобильных состязаний в Европе колеблятся от 2,01 до 25,6 км, однако наибольшее распространение имеют трассы от 4 до 10 км.

Длина трассы должна быть точно измерена с помощью рулетки. Измерение проводится по средней линии дорожного полотна.

Для проведения крупных официальных состязаний и первенств трасса должна утверждаться Федерацией автомобильного спорта СССР.

В Советском Союзе действовали шоссейно-кольцевые трассы есть в городах Ленинграде, Москве, Минске, Таллине, Каунасе, Тбилиси, Вильнюсе и Риге.

На рисунке показана схема скоростной трассы «Неманское кольцо», расположенной в местечке Кочергине, в 8 км от города Каунас.

Схема трассы «Неманское кольцо»

Рис. Схема трассы «Неманское кольцо»

  • Общая длина трассы-кольца — 5450 м
  • Ширина дороги — 7,5—15 м
  • Ширина асфальтового покрытия — от 7,5 до 9,5 м
  • Ширина и длина стартовой площадки — 15 и 25 м
  • Число спусков и подъемов — 2
  • Превышение — 42 м
  • Число поворотов — 13
  • Направление движения по трассе — против часовой стрелки
  • Наилучшее время одного круга — 2 мин 26 сек.
  • скорость — 134,4 км/час

Она интересна по своему профилю и рельефу, включает продолжительный спуск и подъем, проходящие по закруглениям.
Трасса откосится к числу трудных, требующих большого мастерства от гонщиков.

К числу ее недостатков надо отнести неудобное расположение площадки для стоянки автомобилей. Это вынуждает допускать при выезде на старт встречное движение по трассе или объезд ее. Другим недостатком этой трассы является отсутствие специальных мест для зрителей.

На рисунке показана схема трассы нового Минского малого кольца, расположенного на участке Заславльского шоссе в 15 км от города Минска. Трасса построена на прямом участке Заславльского шоссе и встречной дороге, проходящей через холм. В плане трасса образует треугольник с углом, лежащим на вершине холма. Каждое направление дороги имеет спуск и подъем.

Схема трассы «Минское кольцо»

Рис. Схема трассы «Минское кольцо»

  • Общая длина трассы-кольца — 4020 м
  • Ширина дороги — 9 м
  • Ширина асфальтового покрытия — 7,5 м
  • Ширина и длина стартовой площадки — 22 и 120 м
  • Число спусков и подъемов — 4
  • Число поворотов — 9
  • Направление движения по трассе — против часовой стрелки
  • Наилучшее время одного круга — 1 мин. 15 сек.
  • скорость — 136,8 км/час

Внутренняя длина кольца заполнена лесом.

Схема трассы «Невское кольцо»

Рис. Схема трассы «Невское кольцо»

  • Общая длина трассы-кольца — 3360 м
  • Ширина дороги — 12 м
  • Ширина асфальтового покрытия — 12 м
  • Ширина и длина стартовой площадки — 20 и 60 м
  • Число поворотов — 7
  • Направление движения по трассе — против часовой стрелки
  • Наилучшее время одного круга — 1 мин. 34 сек.
  • скорость — 127,2 км/час

На рисунке приведена схема трассы «Невского кольца», расположенного на стадионе им. С. М. Кирова в Ленинграде.

Трасса Невского кольца представляет собой два дугообразных закругления дороги (малый и большой радиусы), проходящие вокруг чаши стадиона и соединенные на концах, с одной стороны, главной площадью стадиона и коротким прямым отрезком дороги, с другой стороны.

Вся трасса горизонтальна. Стартовая площадка размещается за пределами гоночной трассы, представляя большое удобство при проведении нескольких заездов, позволяя вести подготовку очередного заезда в процессе гонки.

К числу недостатков трассы надо отнести то, что большая часть трассы проходит по закруглению, вызывая постоянное движение автомобиля с поворотом.

Схема трассы «Ваке-Сабуртало»

Рис. Схема трассы «Ваке-Сабуртало»

  • Общая длина трассы-кольца — 2700 или 3100 м
  • Ширина дороги — 18 м
  • Ширина асфальтового покрытия — от 11 до 18 м
  • Ширина и длина стартовой площадки — 18 и 250 м
  • Число спусков и подъемов — 4
  • Превышение — 34 м
  • Число поворотов — 8
  • Направление движения по трассе — против часовой стрелки

На рисунке показан план кольцевой трассы «Ваке-Сабуртало», расположенной в городе Тбилиси. Трасса представляет собой замкнутую кривую, проходящую по улицам города, соединяющим районы Ваке и Сабуртало с выходом на проспекты им. И. Чавчавадзе и Турамишвили.

Трасса состоит из двух прямых по 520 м, внутренняя сторона которых разделена бульваром шириною 23 м, и кольца, проходящего вокруг жилого массива.

К положительным качествам данной трассы следует отнести ее расположение в городе, большую длину прямых участков, хорошее покрытие полотна и достаточную ширину дороги. Все это позволяет развивать на автомобилях высокие скорости.

Схема трассы «Пирита Клоостриметса»

Рис. Схема трассы «Пирита Клоостриметса»

  • Общая длина трассы-кольца — 6000 м
  • Ширина дороги — 8 м
  • Ширина асфальтового покрытия — 7 м
  • Ширина стартовой площадки — 12 м
  • Число спусков и подъемов — 8
  • Число поворотов — около 25
  • Направление движения по трассе — по часовой стрелке
  • Наилучшее время одного круга — 3 мин. 24 сек.
  • скорость — 105,5 км/час

На рисунке приведена схема трассы скоростного кольца «Пирита-Клоостриметса», расположенного в дачной местности под городом Таллином.

Трасса в большей своей части проходит по шоссейной дороге, пролегающей по лесу и дачному поселку, вокруг реки Пирита, имея с рекой два пересечения (мосты). Профиль трассы, сильно пересеченный с интересным рельефом, весьма сложным для скоростного автомобильного спорта, требует от водителей большого мастерства в управлении автомобилем.

На рисунке дана схема трассы «Валокампяйского кольца», расположенного вблизи города Вильнюс.

Схема трассы «Валокампяйское кольцо»

Рис. Схема трассы «Валокампяйское кольцо»

  • Общая длина трассы-кольца — 5800 м
  • Ширина дороги — 10 м
  • Ширина асфальтового покрытия — от 7 до 10 м
  • Ширина и длина стартовой площадки — 10 и 900 м
  • Число спусков и подъемов — 4
  • Число поворотов — 7
  • Направление движения по трассе — против часовой стрелки
  • Наилучшее время одного круга — 2 мин. 30 сек.
  • скорость — 139 км/час

Кольцо образуется из шоссейных дорог, проходящих в излучине реки Нерис, и представляет собой неправильной формы шестиугольник с двумя острыми углами. Площадка для старта размещается за пределами гоночной трассы, что представляет преимущество данной трассы. Трасса имеет хорошее асфальтовое покрытие, однако не по всей длине одинаковое.

На рисунке приводится схема трассы для шоссейно-кольцевых автомобильных гонок на территории Центрального стадиона им. В. И. Ленина в Москве.

Схема трассы «Лужниковское кольцо»

Рис. Схема трассы «Лужниковское кольцо»

  • Общая длина трассы-кольца — 2800 м
  • Ширина дороги — 7—12 м
  • Ширина асфальтового покрытия — от 7 до 12 м
  • Ширина и длина стартовой площадки — 30 и 50 м
  • Число поворотов — 10
  • Направление движения по трассе — против часовой стрелки

Трасса проходит по набережной Москвы-реки, затем делает поворот с острым углом у метромоста, проходит далее мимо помещения водного бассейна, большой спортивной и малой арен, прямым участком соединяясь с дорогой на набережной. Трасса горизонтальна.

Схема трассы «Рижское кольцо»

Рис. Схема трассы «Рижское кольцо»

  • Общая длина трассы-кольца — 5600—1700 м
  • Ширина дороги — 10 м
  • Ширина асфальтового покрытия — от 8 до 10 м
  • Ширина стартовой площадки — 20 м
  • Число спусков и подъемов — 4
  • Превышение — 10 м
  • Число поворотов — 12
  • Направление движения по трассе — против часовой стрелки
  • Наилучшее время одного круга — 2 мин. 18 сек.
  • скорость — 93,4 км/час

На рисунке приведена схема трассы для шоссейно-кольцевых автомобильных гонок «Бикернискн», расположенной под городом Рига. Трасса представляет собой неправильной формы овал, одна сторона которого проходит по берегу Киш-озера.

Первые автомобильные шоссейно-кольцевые гонки в Советском Союзе были проведены в 1954 году.

Таблица.


пп.

Наименование трассы-кольца

Длина кольца, км

Лучшее время, мин., сек.

Наивысшая скорость, км/час

Направление

Страна

1

Гудвуд

3.86

1.30

154.5

Англия

2

Брендс Хетч

2.01

0.59

122.2

»

3

Айнтри

4.84

2.4

141.4

»

4

Снетертон

4.35

1.41

155.2

»

5

Сильверстон

4.70

1.43

164.0

»

6

Ле-Ман

13.46

4.20

186.2

Франция

7

Монтлери

12.50

3.3

148.6

»

8

Реймс

8.34

2.25

207.0

»

9

Альби

8.90

2.52

186.8

»

10

По

2.76

1.32

108.2

»

11

Спа-Франкоршамп

14.12

4.15

199.6

Бельгия

12

Цанворт

4.91

1.40

175.0

Голландия

13

Модена

2.30

1.5

127.1

Италия

14

Монца

10.0

2.45

218.0

»

15

Пескара

25.6

10.30

146.0

»

16

Тарга Флориа

72.0

43.7

100.0

»

17

Солитюд

11.50

4.33

152.0

Германия

18

Нюрбургринг

22.8

9.42

141.1

»

19

Гренцланд

9.0

2.31

214.0

»

20

Хокенгейм

7.72

2.35

182.0

»

21

Монако

3.14

1.42

110.6

Монако

22

Сиракуз

5.50

1.60

165.1

Сицилия

Схемы кольцевых трасс для скоростных автомобильных состязаний в Европе

Рис. Схемы кольцевых трасс для скоростных автомобильных состязаний в Европе

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *