Цветные металлы

Цветные металлы встречаются в природе обычно в виде руд или сернистых соединений. Металлы получаются из руд обжигом и плавкой или электролизом, т. е. разложением раствора электрическим током. В чистом виде цветные металлы в автомобилестроении применяются мало, обычно их применяют в виде сплавов. В таблице указаны температуры плавления и удельный вес некоторых цветных металлов.

Таблица. Характеристики цветных металлов

Металл Температура плавления в °С Удельный вес
Медь (Cu) 1083 8,9
Олово (Sn) 232 7,3
Свинец (Рb) 327 11,3
Цинк (Zn) 419 7,1
Сурьма (Sb) 630,5 6,6
Магний (Mg) 651 1,7
Алюминий (Аl) 657 2,7
Серебро (Ag) 960,5 10,5
Никель (Ni) 1452 8,9
Хром (Сr) 1550 7,1
Вольфрам (W) 8370 19,3

Цветные металлы

Медь в чистом виде в связи с ее хорошей электропроводностью используется главным образом в электротехнике. Высокие пластические свойства меди позволяют изготовлять из нее тонкую проволоку, трубки и т. п. Медь очень мягкий и вязкий металл. Она хорошо поддается холодной и горячей обработке, но плохо отливается. Существует пять марок меди с обозначением от М-1 до М-5. Высшая марка М-1 содержит не более 0,1% посторонних примесей, а низшая М-5 — не более 1%.

Медь широко применяется в сплавах с цинком, оловом, свинцом, алюминием и т. п.

Олово представляет собой наиболее легкоплавкий металл. Получается оно восстановлением руды (оловянного камня) путем ее нагрева с углем до температуры 110° и последующей очистки электролизом. У чистого олова серебристо-белый цвет. Оно мягко, ковко, имеет кристаллическое строение, ясно видное в изломе. Олово на воздухе не окисляется, в воде окисляется очень медленно. Олово — дорогой металл, так как руды, из которых оно добывается, мало распространены. Олово в автомобилестроении и при ремонте в чистом виде не употребляется, а входит в состав целого ряда сплавов (баббит, бронза, припои и др.).

Свинец получают из руды путем обжига. При этом из руды удаляется сера и происходит восстановление окиси свинца. Свинец — самый мягкий из всех металлов, обладает ковкостью, стойкостью против разъедания серной и соляной кислотами, на воздухе быстро покрывается пленкой окиси. Мельчайшая свинцовая пыль и выделяющиеся при расплавлении свинца газы ядовиты. Из свинца изготовляют пластины аккумуляторов, плавкие предохранители, пластину, используемые при хромировании; кроме того, он входит в состав ряда сплавов (припои, баббит, бронза).

Цинк добывают из руды путем электролиза. В чистом виде цинк серовато-белого цвета с синеватым оттенком, блестящий в свежем изломе и быстро тускнеющий на воздухе. При обычной температуре цинк хрупок (можно разбить молотком). При температуре 100—150° он становится ковким и тягучим и может быть прокатан в листы. При температуре выше 150° ковкость цинка снова исчезает, а при 250° его можно истолочь в порошок. При температуре 900° цинк закипает и превращается в пар. Цинк плохо обрабатывается напильником и сильно расширяется при нагревании. В горячем состоянии он очень легко прилипает к железу. Этим свойством пользуются для получения оцинкованного железа. Стандартом установлены четыре марки цинка — от Ц-1 до Ц-4. Высшая марка Ц-1 содержит не более 0,15% посторонних примесей, а низшая марка Ц-4 — не более 2%. Цинк применяют для изготовления сплавов (латунь, припой) и для покрытия поверхностей деталей.

Сурьма представляет собой оловянно-белый блестящий твердый и очень хрупкий металл, который может быть легко истолчен в порошок. Основной рудой для добывания сурьмы, содержащей до 70% чистого металла, является сернистая сурьма. Получается сурьма электролизом, а также обжигом руды. Вследствие своей хрупкости чистая сурьма не применяется, а используется лишь при изготовлении баббитов и аккумуляторных пластин.

Алюминий — металл белого цвета со слабым голубоватым оттенком. Добывается он из особых глин (бокситов) путем электролиза. Алюминий — мягкий, легкий и вязкий металл, его легко отливать, прокатывать в листы и проволоку, сваривать и штамповать. Он обладает хорошей ковкостью, пластичностью, электро- и теплопроводностью. Алюминий разъедается щелочными растворами и окисляется на воздухе (пленка окиси затрудняет пайку и сварку). В автомобилестроении алюминий употребляется в виде сплавов для изготовления поршней, головок цилиндров, крыльчаток водяных насосов и других деталей. В чистом виде его используют для обкладок конденсаторов. В состав алюминиевых сплавов входят медь, железо и другие металлы.

Никель добывают из руды, которая обычно содержит его в небольших количествах. Никель обладает вязкостью и магнитными свойствами, легко поддается механической обработке и хорошо полируется. В автомобильной промышленности никель применяется в качестве присадок для изготовления легированных сталей и чугунов.

Хром используют в качестве присадки для получения легированных сталей, для наращивания деталей при ремонте и для антикоррозионного и декоративного покрытия деталей, как, например, рефлекторов, фар и фонарей, колпаков, буферов и др. Хром — очень твердый металл. В легированных металлах он увеличивает твердость, но уменьшает вязкость.

Вольфрам — самый тугоплавкий металл. Он придает стали твердость, упругость и вязкость. Кроме того, вольфрам делает сталь способной закаливаться в струе воздуха. Он имеет серебристо-стальной цвет. Применяется в легированных сталях и для изготовления контактов в прерывателе.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.