Порядок проверки технического состояния элементов шасси
Техническое состояние элементов шасси проверяется в указанном порядке:
- Осмотреть элементы шасси транспортного средства на предмет отсутствия повреждений, деформаций и разломов. При осмотре рам особое внимание следует уделить отсутствию трещин в местах крепления кронштейнов подвески сцепного устройства, запасного колеса и топливных баков, а также в местах соединения лонжеронов и поперечин рамы. Основные места контроля элементов рамы указаны на рисунке:
Рис. Основные места контроля элементов рамы транспортного средства
При осмотре элементов подвески особое внимание следует уделять проверке коренных листов рессор, наличию деформации реактивных тяг, штанг и рычагов подвески и целостности пневморессор и площадок их крепления.
- Проверить надежность креплений элементов шасси путем приложения к ним ненормируемых знакопеременных усилий. Особое внимание при этом следует уделять креплению к раме кронштейнов подвески и запасного колеса, а также топливных баков. В подвесках необходимо проверить надежность крепления стремянок рессор, рычагов и амортизаторов. Кроме того, следует проверять состояние крепления агрегатов трансмиссии. В карданной передаче проверяется надежность крепления фланцев карданного вала и промежуточной опоры. Резьбовые соединения, подлежащие фиксации с помощью шплинтов, должны быть надежно зафиксированы. При необходимости следует оценить затяжку резьбовых соединений путем простукивания.
- Проверить состояние шарниров подвески транспортного средства на стенде для проверки люфтов. Для этого установить транспортное средство на стенд проверяемой осью, заглушить двигатель и подложить противооткатные упоры под колеса оси, не установленной на стенде. Включить стенд в режиме поперечного движения подвижных площадок. Привести в движение площадки с одновременным подсвечиванием с помощью переносной лампы мест расположения шарниров. Наличие люфта выражается видимым существенным взаимным перемещением сопряженных деталей. Продольные реактивные тяги и шарниры, действующие в продольном направлении, проверяются в режиме продольного перемещения подвижных площадок стенда. При этом должен быть приведен в действие рабочий тормоз.
- В транспортных средствах, оснащенных пневматической подвеской, дополнительно осмотреть пневморессоры на предмет отсутствия повреждений и потертостей, обнажающих слой армирования. Кроме того, необходимо убедиться в отсутствии утечки воздуха из элементов пневмопривода. При необходимости проверить положение рычага регулятора уровня пола и давление на контрольном выводе регулятора уровня пола. Сравнить полученные значения с указанными в табличке предприятия-изготовителя.
- Проверить карданный вал на предмет надежности крепления, отсутствия люфтов в шарнирах.
- Осмотреть амортизаторы на предмет отсутствия утечек рабочей жидкости.
При необходимости проверить держатель запасного колеса, лебедку и механизм подъема-опускания запасного колеса.