На станциях инструментального контроля могут применяться специальные стенды для проверки тахографов. Одним из таких стендов является стенд АТС 1601.26 фирмы МАХА.
Основным элементом стенда является роликовый агрегат 8, в качестве которого может применяться тормозной или мощностный стенд. Для контроля расстояния, проходимого колесом, на боковую поверхность шины приклеивается отражающая полоска 5 так, чтобы световой луч оптического датчика 7 расположился по центру отражающей полоски. Интерфейс для подключения измерительного прибора к тахографу вместе с самим измерительным прибором размещается в кабине, и по специальной программе производятся необходимые измерения.
Рис. Комплектация стенда АТС 1601.26 для проверки тахографов: 1 — измерительный прибор (ВТС-2); 2 — интерфейс, подсоединяемый к транспортному средству; 3 — сетевая часть интерфейса; 4 — принтер; 5 — отражающая полоска; 6 — двойной роликовый агрегат; 7 — оптический датчик; 8 — роликовый агрегат
Возможности стенда по проверке тахографов:
- измерение скорости грузовых автомобилей — до 80 км/ч, легковых — до 120 км/ч, если измерения производятся нароликовых агрегатах или стендах для проверки мощностных параметров двигателя
- определение числа оборотов на 1 км для механических тахографов
- определение числа импульсов на 1 км для электронных тахографов
- измерение окружности колес (в миллиметрах)
- измерение и установка константы (К) тахографов
- проверка на требуемую точность при 1000 об/км (механических тахографов) и при 1000 имп/км (электронных тахографов)
- функциональная проверка датчика импульсов
- регистрация импульсов частоты вращения
- комплексная проверка тахографов (аппаратурная проверка, программирование, проверка диаграммы)
- контроль точности показаний времени
При измерениях на роликовых стендах за счет деформации шин возникают погрешности измерений по сравнению с реальными условиями эксплуатации. Для компенсации погрешностей вводятся корректирующие коэффициенты, которые указаны в инструкциях на стенды или рассчитываются по специальным формулам. Табличные значения коэффициентов для некоторых шин, особенно низкопрофильных или шин с глубоким рисунком протектора, могут отличаться от реальных, поэтому следует произвести их уточнение путем расчета. При этом измеряется расстояние, пройденное шинами ведущих колес автомобиля на роликовом стенде за 10 оборотов колеса, и сравнивается с таким же расстоянием на дороге.