Оборудование и инструменты для крепежных работ
Для выполнения крепежных, регулировочных и сборочно-разборочных работ при техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей применяют различные слесарные инструменты, приспособления, прессы и другое оборудование.
Наибольшее употребление при этих работах имеют ручные инструменты — открытые, накидные и торцовые гаечные ключи.
Открытые гаечные ключи — двусторонние — имеют открытый зев.
Более прочными и безопасными в работе являются накидные гаечные ключи. Их изготовляют двусторонними, шести- и двенадцатигранными.
Для крепежных работ в труднодоступных местах используют торцовые гаечные ключи. Эти ключи представляют собой сменные шести- или двенадцатиграшиле цилиндрические головки, которые соединяются с Г-образной шарнирной рукояткой, трещоткой, воротником, удлинителем, динамометрической рукояткой и т.д.
Применение ключей с рукоятками коловоротного типа, трещотками и т.п. сокращает время на завертывание или отвертывание болтов в 2 и более раз.
Динамометрическая рукоятка применяется совместно с торцовой гаечной головкой для затягивания болтов (например, болтов и гаек головки цилиндров, картеров и др.) с приложением определенного момента, исключающего деформацию соединяемых деталей и срыв резьбы, что повышает срок службы и надежность резьбового соединения.
Рис. Динамометическая рукоятка
Торцовая гаечная головка соединяется с квадратом головки 1 динамометрической рукоятки. При затяжке болта или гайки стержень 3 от усилия, прилагаемого к ручке 5, изгибается в пределах упругой деформации. Стрелка 2 при этом, вращаясь вместе с головкой 1, остается в прежнем положении и показывает по шкале 4 момент затяжки. Цена деления шкалы 0.5 кГм, наибольший крутящий момент, передаваемый рукояткой 14 кГм.
В целях механизации отвертывания и завертывания гаек, крепящих диски колес и стремянок рессор грузовых автомобилей, применяют электромеханические и пневматические гайковерты. Гайковерты делают ручными и передвижными — на тележках, перекатываемых на катках по полу помещения или на роликах, передвигаемых по направляющим в осмотровых канавах у боковой стенки.
Электромеханический гайковерт для гаек колес автомобиля показан на рисунке. Механизм гайковерта смонтирован на тележке с двумя катками 2, позволяющими легко перемещать его по полу гаража, и снабжен упором 1, являющимся третьей опорой тележки, установленной в рабочее положение. Механизм гайковерта состоит из вала 3 с гаечным ключом 4 и рукояткой 11, которая служит для перемещения вала от руки при установке ключа на гайку колеса. Для центрирования ключа с гайкой вал 3 вместе с механизмом гайковерта может перемещаться в вертикальном направлении при вращении маховичка 5. Маховичок укреплен на тяговом винте, установленном в стойке 6, внутри которой имеется гайка, связанная с основанием механизма.
Для передвижения и удержания гайковерта в рабочем положении служит рукоятка 7, на которой укреплена ручка 8 выключения сцепления механизма гайковерта.
Рис. Электромеханический гайковерт для гаек колес автомобилей
Вращение рабочему валу 9 передается от шкива 1 электродвигателя 10 через ременную клиновидную передачу 2 на маховик 3, вал 5 которого может соединяться с ведомым валом 9 посредством однокулачковой муфты 7 сцепления, перемещающейся на шлицах. Вилка 6 служит для выключения муфты 7 при помощи рукоятки 4, а пружина 8 — для включения.
Электродвигатель гайковерта включают в электрическую сеть штепсельной вилкой 10 и управляют переключателем 9.
Рис. Схема механизма гайковерта для гаек колес
Принцип работы гайковерта основан на использовании живой силы (или ударного действия) вращающейся массы маховика, передаваемой на рабочий вал в момент включения муфты. При первом ударе маховика момент затяжки равен 85—40 кГм, и с каждым последующим включением момент увеличивается па 5 — 7 кГм.
Аналогичный электромеханический гайковерт применяется для гаек стремянок рессор. От рассмотренного ранее он отличается наличием рычажного механизма гайковерта при установке на требуемую высоту головки с ключом. Максимальный крутящий момент, развиваемый гайковертом, 80 кГм.
Канавный электромеханический гайковерт показан на рисунке. Механизм гайковерта может перемещаться в горизонтальной плоскости, вращаясь на оси 5, укрепленной на кронштейнах 3 к подвижной тележке 4. Вертикальный подъем механизма гайковерта 2 в рабочее положение осуществляется гидравлическим подъемником через параллелограмные рычаги 6. Гидравлический подъемник приводится в действие от масляного насоса 8 плунжерного типа посредством ножной педали 9. Ключ 1 подводят к гайке стремянки ручным рычагом 7. Мощность электродвигателя 1 кВт. Регулируемый момент затяжки от 15 до 70 кГм при 14 об/мин ключа.
Рис. Канавный электромеханический гайковерт
По условиям безопасности ручные ключи должны иметь исправные грани и соответствовать размеру гаек и болтов. Не допускается применение прокладок между зевом ключа и гранями гаек, а также удлинителей (в виде газовых труб и т. п.) для увеличения плеча гаечного ключа, так как это ведет к срыву резьбы и ранению рук рабочего.
При работе с электромеханическими гайковертами необходимо следить за исправностью изоляции провода. Запрещается держаться за накатанный конец вала при вращении.
Применение электромеханического гайковерта при монтаже и демонтаже колес амтомобиля сокращает трудоемкость работ примерно в 3 раза, увеличивая соответственно и производительность труда рабочего.