Электролюминесцентное освещение инструмента — Durel
Электролюминесцентное подсвечивание — соблазнительная технология для автомобильной промышленности вследствие малой толщины используемого источника света и однородности освещения. Корпорация Durel проделала существенную работу в этой области. Электролюминесцентные (electroluminescent — EL) лампы предоставляют захватывающие возможности для конструкторов приборов.
Рис. Конструкция EL-лампы (Источник: Durel)
EL-лампа похожа на конденсатор. Она состоит из диэлектрического слоя и испускающею свет люминесцентного слоя между двумя проводящими пластинами. Устройство должно быть защищено от высоких напряжений, но диэлектрический слой обеспечивает эту защиту как изолятор. Для управления EL-лампой используется переменный ток, который генерирует электрическое поле в слоях фосфора и диэлектрика. Электроны фосфора возбуждаются электрическим полем, которое заставляет их переходить на орбиту с более высоким уровнем энергии. Когда эти электроны возвращаются на более низкую орбиту, энергия высвобождается в форме света.
Полиэтилентерефталат (polyethylene terephthalat — РЕТ) используется как основной материал дли многих EL-ламп. Первый электрод сделан из окиси индия и олова (indium tin oxide — ITO). Слой фосфора, диэлектрика и второй электрод, нанесены печатным способом на полиэстерную пленку с ITO, что в результате и образует тонкий источник света.
У EL-освещения имеется ряд очевидных преимуществ:
- однородность;
- большой ресурс;
- гибкость (источник тонкий и легкий, что позволяет придавать ему различные формы);
- низкий расход энергии и генерация малого количества тепла;
- простота конструирования приборов с использованием EL-освещения.
Другие варианты для освещения приборов — лампы, светоизлучающие диоды и флуоресцирующие лампы с холодным катодом (иногда их называют вакуумные флуоресцентные индикаторы). EL-лампы часто превосходят названные типы, особенно когда инструментальные приборы рассматриваются как единая система.
EL-метод позволяет создавать широкий диапазон цветов. Это достигается добавками к фосфору перед его нанесением на экран. Можно также нанести на выбранные области различные типы фосфора, создав таким образом разноцветную лампу. Типичные цвета — сине-зеленые, зеленые, желто-зеленые, белые, синие и оранжево-красные.
Поскольку EL-лампы для излучения используют переменный ток, необходимо использовать инвертор. Как правило, сигнал, используемый для работы EL-ламп, находится в пределах 60-150 B при частоте 300-500 ГЦ. Потребляемый ток освещенной области составляет всего лишь 1—2 мА/см3. EL-лампы могут работать в течение более чем 20 000 часов, что обычно превышает жизнь транспортного средства.
На финальную сборку EL-лампа поступает в виде пленки толщиной 2,5 мм, которая зажата в виде сандвича между нижним электродом и графическим рисунком сверху.
У EL-освещения светлое будущее. Меньшая стоимость и однородность освещения делают технологию привлекательной для конструкторов. С дальнейшим развитием более ярких EL-ламп станут возможными также освещение в дневное время и «сигнальное» освещение.
Добавить комментарий