Мероприятия, обеспечивающие качество автомобилей

Нормативной послеремонтной наработки достигают, например, только 40—60% двигателей легковых автомобилей и 30—40% двигателей грузовых автомобилей. При этом цена ремонта достигает 60—90% цены нового изделия. Долговечность отремонтированных агрегатов может быть оценена долей параметров, значения которых находятся в нормативных пределах.

В настоящее время, например, при ремонте двигателей в нормативных пределах выдерживается меньше половины значения параметров. Наиболее полно значения параметров выдерживаются при восстановлении распределительных валов, поршней и шатунов. У блоков цилиндров выдерживается примерно 50% параметров, у гильз цилиндров 66%, у головок цилиндров 25%, поршневых пальцев и толкателей по 50%, коленчатых валов 30%, клапанов 66%, маховиков 20%. Достаточно полно выполняются требования к размерам, форме и шероховатости поверхностей при обработке шеек валов, но с нормативной точностью обрабатываются только 56% отверстий. Часть геометрических параметров восстановленных деталей, влияющих на послеремонтную наработку агрегата, вообще осталась вне поля зрения разработчиков нормативной документации (например, отклонение от перпендикулярности и пересечения осей коренных опор блока цилиндров и отверстий под гильзы). Остаточная загрязненность; поверхностей превышает допустимую в пять и более раз. Не выдерживаются нормативные зазоры в соединениях «длина коренной шейки — ширина коренной опоры с упорными шайбами», шестерни коленчатого и распределительного валов, «длина гильзы цилиндра — высота блока цилиндров», тепловой зазор в стыке поршневых колец, «отверстие — толкатель», «отверстие — стержень клапана» и натяги и соединениях «отверстие — седло клапана». Сборочные моменты при затяжке резьбовых соединений находятся в нормативных пределах только у 30—70 % соединений. Сборочные усилия, как правило, не контролируются. Динамическая и смешанная неуравновешенность движущихся частей до 1,5—2,0 раз превосходит нормальную.

Функциональнее выходные параметры (пказатели назначения) отремонтированных агрегатов (давление и расход сред, мощность, скорость и др.) соответствуют нормативам; однако эксплуатационный темп их изменения в худшую сторону превышает соответствующий темп изменения в агрегатах, введенных в эксплуатацию после их первичного изготовлений.

Нормативной наработки достигают только те отремонтированные агрегаты, значения всех параметров которых находятся в нормативных пределах. Необходимым условием этого является наличие на предприятий множества разнообразных СТО (оборудования, приспособлений и инструментов) нужной точности. Технические возможности СТО будут использованы при оптимальных режимах и базировании заготовок при их обработке и наилучшей последовательности технологических операций.

Чистоту поверхностей деталей обеспечивают в результате надлежащего отделения эксплуатационных и технологических загрязнений с учетом разнообразия их свойств. Наименьший расход материалов и энергии обеспечивает применение системы оборудования погружного типа для очистки внутренних и наружных поверхностей деталей от маслогрязёвых и асфальтосмолистых загрязнений с непрерывной фильтрацией очистного раствора и машин ударно-диспергирующего типа для очистки поверхностей деталей от нагара и накипи. В производство следует внедрить эффективные средства для очистки и контроля герметичности каналов масляной системы.

Запас остаточной долговечности деталей, необходимый для их повторного применения, устанавливают на стадии определения технического состояния этих деталей. Из-за отсутствия или несовершенства средств для измерения этого параметра на восстановление направляются и те детали, которые не обладают достаточным запасом долговечности, что приводит к увеличению количества изломов деталей в эксплуатации. Технический уровень контрольно-сортировочного оборудования недостаточен. Это относится, главным образом, к оборудованию для определения течей в стенках и в стыках и усталостных трещин в поверхностном слое металла. Применяемое оборудование для определения трещин в шейках валов и в теле деталей типа шатунов не обеспечивает объективный контроль. Наиболее актуально совершенствование средств для определения опасных усталостных трещин на шейках чугунных коленчатых валов.

При нанесении покрытий получают распространение способы с меньшим вложением тепла в материал детали, создающие высокую износостойкость поверхностного слоя, экономичные припуски, не загрязняющие окружающую среду и обеспечивающие благоприятные условия труда на рабочих местах.

Износостойкость трущихся поверхностей и усталостная прочность деталей определяются химическим составом материала и его структурой (в том числе дислокационной). Для одних и тех же деталей рекомендуется много различных способов создания ремонтных заготовок, в то же время каждому способу ставится в соответствие необоснованно большая номенклатура деталей. Рекомендации о применении различных способов восстановления не согласованы с объемами производства. Низкое качество восстановительных покрытий объясняется несоответствием действительных и расчетных значений технологических режимов протекающих процессов, что в свою очередь связано с отсутствием или большой погрешностью приборов, контролирующих значения технологических параметров, и несовершенством оборудования.

Большая доля ремонтных работ связана с обработкой отверстий. В большинстве случаев поверхности отверстий должны быть обработаны с точностью до 6-го квалитета и шероховатостью до Ra = 0,32 мкм. Кроме того, в корпусных деталях поверхности отверстий выполняют функции элементов, ориентирующих между собой соединяемые детали. Взаимное расположение поверхностей различных деталей определяет величину линейных и угловых замыкающих размеров, недопустимые значения которых приводят к нерасчетным режимам смазки, увеличенным нагрузкам в соединениях и циркуляции мощности в кинематических контурах. Эти явления приводят к снижению послеремонтной наработки агрегатов и перерасходу топлива и масла. Точной обработке подлежат, например, отверстия в коренных опорах, втулках распределительного вала, под гильзы и толкатели в блоках цилиндров двигателя в верхней и нижней головках шатуна, под поршневой палец в поршне и другие. Анализ применяемого в авторемонтном производстве расточного оборудования, например, станков 2Е78, РД-2, РД-53 и КИ-14574, показывает невозможность получения параметров отверстий, установленных нормативной документацией. Нормативную точность обработки обеспечивают универсальные расточные станки повышенной точности Одесского и Самарского, станкозаводов или специальные станки.

При определении точностных возможностей станка согласуют допуск линейного размера обработанного элемента заготовки с ценой деления лимба станка. Разряд последней значащей цифры допуска на размер должен быть не меньше цены деления лимба.

К снижению ресурса отремонтированных агрегатов приводит недопустимая статически и динамическая неуравновешенность вращающихся деталей. Точность распространенных в ремонте балансировочных машин БМ-4У и КИ-4274 не соответствует современным требованиям. Нормативную точность балансировки обеспечивают станки МС-9715 и MG-9716, работающие в зарезонансном режиме. При ремонте агрегатов необходимо балансировать не только их валы, но и сборочные единицы и агрегаты в целом.

Недостаточная точность замыкающих размеров при групповой сборке соединений объясняется отсутствием или недостаточной точностью измерительных средств. К недостающим средствам относят рычажно-зубчатые головки с ценой деления 1—2 мкм и средства пневматического контроля. Наибольшие трудности представляет обеспечение замыкающих размеров, которые устанавливаются путем подгонки или подбора компенсирующих элементов. Необходимо организовать наличие непрерывно восполняемого до сменного объема запаса компенсирующих элементов и иметь индикаторные средству, для определения размеров этих элементов.

Точность затяжки резьбовых соединений обеспечивают внедрением предельных и динамометрических ключей и устройств к сборочным машинам для кинематического отключения привода при достижении установленного крутящего момента и стендов для контроля и поверки инструментов для сборки резьбовых соединений.

Разработка единого Методологического подхода к созданию системы СТО в ремонтном производстве обеспечивает экономически обоснованное и технически оправданное количество типов технических устройств и их модулей. Это ведет к уменьшению времени и средств на создание СТО, упрощает их техническое обслуживание и ремонт.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.