Проходимость

Проходимость — это совокупность свойств автомобиля, определяющих возможность его движения в ухудшенных дорожных условиях, по бездорожью и при преодолении различных препятствий.

К ухудшенным дорожным условиям относятся мокрые, разбитые, частично обледенелые и размокшие дороги. При движении по бездорожью происходит взаимодействие движителя автомобиля с различными грунтовыми поверхностями. К таким дорогам относятся различные проселочные, полевые, лесные и т.п. дороги, на которых нет явных препятствий для движения, осуществляется обычно естественный природный отвод воды, поверхность грунта специально не подготовлена для движения автомобиля. Возможно движение и по профилированным дорожным покрытиям или по естественным грунтовым поверхностям, которые совершенно не приспособлены для движения автомобиля, например по целине, снежным дорогам и снежным поверхностям.

Грунты представляют собой дисперсное вещество, в котором среди массы мелко раздробленных тел могут находиться влага, воздух, остатки растений и др. Процентное содержание этих веществ влияет на механические свойства грунтов. Одной из важнейших характеристик грунтов является гранулометрический состав, которым оценивается содержание в грунте частиц (гранул) различного размера.

По размеру твердые частицы обычно подразделяют на:

  • глинистые (до 0,005 мм), обладающие также липкостью
  • пылевато-глинистые (0,005…0,05 мм)
  • песчаные (0,05…2,0 мм)

В зависимости от процентного содержания глинистых частиц грунты подразделяются на:

  • глинистые (более 30 %)
  • суглинистые (30… 12 %)
  • супесчаные (12…3 %)
  • песчаные (менее 3 %)

Глинистые и суглинистые грунты называют связными грунтами, а песчаные — сыпучими. Важной характеристикой грунтов, особенно связных, является их влажность, которая влияет на прочность связи между частицами грунта. В зависимости от значения абсолютной влажности (отношение массы влаги к массе сухого вещества в единице взятого грунта) связные грунты могут быть твердыми, пластичными или текучими. Вода влияет на свойства грунтов по-разному. При незначительном ее количестве она увеличивает связность грунта, но при дальнейшем непрерывном увеличении количества воды связность снижается, и грунт постепенно переходит из пластического состояния в текучее. Сыпучие грунты характеризуются отсутствием сцепления между частицами грунта в сухом состоянии. В классификации грунтов можно выделить еще заболоченные грунты, состоящие в основном из разложившихся остатков животных и растений.

Другой характеристикой грунтов является пористость — отношение объема пор к объему грунта. При выпадении осадков больше увлажняются разрыхленные грунты, например пашня, меньше — задернованные, например стерня, луг, и еще меньше — уплотненные грунты, например укатанная грунтовая дорога. Снег имеет различную структуру и размеры частиц, его свойства в большей степени изменяются от внешних условий в сравнении с другими грунтами, например от температуры.

Все грунты можно характеризовать также плотностью, т.е. отношением массы грунта к его объему. Практически все грунты лежат на твердом основании, но толщина мягкого слоя может колебаться от единиц до нескольких десятков сантиметров и даже до нескольких метров, например на заболоченных участках.

Из механических характеристик фунтов для оценки проходимости машины важнейшими являются две, которые определяют взаимодействие колеса с опорной поверхностью:

  • нормальная деформируемость под действием основной по величине силы тяжести автомобиля
  • касательная деформируемость под действием тангенциальной силы колес

В большинстве случаев происходят одновременно обе деформации грунтов. При движении автомобиля под действием вертикальной нагрузки нормальная деформация сопровождается выдавливанием грунта в стороны, которое незначительно на сыпучих грунтах. На связных грунтах в пластичном и текучем состояниях касательная деформация является основной или примерно такой же, как и нормальная. Тангенциальная сила вызывает не только уплотнение или сдвиг грунта, но и деформацию грунта в нормальном направлении.

К препятствиям относятся:

  • уклоны
  • барьерные препятствия, профиль которых представляет собой короткие уклоны и пороги (дорожные насыпи, каналы, придорожные кюветы, рвы)
  • дискретные препятствия (пни, кочки, валуны и др.)

Потеря проходимости автомобиля может быть полной или частичной. Полной потерей проходимости является застревание — прекращение движения. Частичная потеря проходимости связана со снижением скорости движения, а также с ростом расхода топлива и заданных условиях движения.

Автомобили и автопоезда обладают различной степенью проходимости и в зависимости от их назначения и уровня проходимости делятся на три группы:

  • обычной
  • повышенной
  • высокой проходимости

В основу деления на группы положена колесная формула, состоящая из двух чисел: первое число соответствует общему количеству колес автомобиля, а второе — числу ведущих колес. К первой группе относят автомобили с колесными формулами 4×2 и 6×2, ко второй — 4×4, 6×4 и 6×6, а к третьей — типа 8×8 и выше со специальной компоновкой шасси.

Проходимость делится на:

  • профильную
  • опорную

Профильная проходимость характеризует возможность преодолевать неровности пути, препятствия и вписываться в требуемую полосу движения. Опорная проходимость определяет возможность движения автомобиля в ухудшенных дорожных условиях и по деформируемым грунтам.

Показатели проходимости и метода их определения регламентируются следующими нормативными документами: ГОСТ 22653-77, ГОСТ 2349-75, ГОСТ 12105-74, ОСТ 37.001.061-74, ITM 37.001.039-77, Правила ЕЭК ООН № 55, 102 и др.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.