Понятие о приемочном контроле

Приемосдаточные испытания

Приемочный контроль включает в себя проведение приемосдаточных испытаний, технического и органолептического контроля.

При приемосдаточных испытаниях определяются номинальная мощность двигателя, удельный расход топлива, максимальная и минимальная частота вращения коленчатого вала, давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала и оценивается их соответствие техническим требованиям. Режимы испытаний, приведенные в данном подразделе, являются усредненными и при испытаниях двигателей должны соответствовать требованиям завода-изготовителя.

Испытания должны проводиться на летних марках топлива и моторного масла. Оборудование и контрольно-измерительные приборы обкаточно-тормозных стендов должны обеспечивать точность замера контролируемых показателей согласно ГОСТ 18509—88 «Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний». Измерение контролируемых показателей должно проводиться при установившемся режиме прогретого двигателя. Температура масла и охлаждающей жидкости должна быть 80…90°С, температура топлива на входе в топливный насос — 18… 50 °С.

Нагружение двигателя при определении номинальной мощности и часового расхода топлива осуществляют путем увеличения нагрузки (от частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу до максимальной частоты вращения при максимальной подаче топлива). Основные показатели двигателей при приемосдаточных испытаниях должны соответствовать требованиям технических условий заводов-изготовителей. Максимальная частота вращения коленчатого вала должна определяться при работе двигателя без нагрузки путем плавного увеличения частоты вращения от номинального значения до максимального.

Минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу должна определяться последовательным уменьшением подачи топлива до появления колебаний частоты вращения, составляющих ±5 % измеряемой величины. Продолжительность работы двигателя на номинальной мощности не должна превышать 5 мин, после чего необходимо разгрузить двигатель и дать проработать с малой мощностью не менее 5 мин. Затем разрешается продолжать испытания двигателя на полной подаче топлива в течение следующих 5 мин.

Измерение нагрузки, частоты вращения коленчатого вала и часового расхода топлива должны проводиться на установившемся режиме работы двигателя (не раньше чем через 1 …2 мин после выхода на режим). Количество измерений при испытаниях должно быть не менее трех с интервалом между измерениями 1… 1,5 мин. Номинальная мощность двигателя и удельный расход топлива при стандартных атмосферных условиях согласно ГОСТ 18509—88 (температура окружающего воздуха +20 °С, барометрическое давление 1013 гПа, или 760 мм рт. ст., температура топлива на входе в топливный насос 20 °С) должны соответствовать данным технических условий заводов-изготовителей.

Показания измеряемых величин вносят в протокол или журнал испытаний сразу же по окончании наблюдения и обязательно нумеруют записи. Нумерация замеров особенно важна, когда работу одновременно выполняют несколько испытателей на отведенных им постах, а затем записи переносят в общий протокол. Протоколу, как правило, присваивают свой порядковый номер. Кроме того, в протоколе фиксируют все неполадки или отклонения от обычных норм, наблюдавшиеся во время проведения испытания, отмечают вынужденные перерывы в работе и другие детали испытаний, без которых трудно воссоздавать истинную картину испытания и объективно оценивать его по завершении программы.

Проверка пуска двигателя

Необходимо произвести два-три пробных пуска двигателя. Для этого нужно включить стартер и привести во вращение коленчатый вал двигателя. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 10 с, интервалы между включениями стартера — не менее 1,5 мин. На дизелях необходимо проверить работу системы предпускового подогрева включением электрофакельного подогревателя — через 15… 20 с спираль контрольного элемента должна накалиться до ярко-красного цвета.

Если двигатель не начнет устойчиво работать с третьей попытки, необходимо выявить и устранить неисправность. Результаты испытаний должны быть занесены в паспорт двигателя и журнал испытаний, который хранится на ремонтном предприятии до истечения гарантийного срока службы двигателя.

Если условия испытаний двигателя отличаются от стандартных, то измеренную мощность и удельный расход топлива необходимо привести к стандартным условиям, используя номограммы или формулы, представленные в ГОСТ 18509—88.

Двигатель считается не выдержавшим испытания и подлежит повторному ремонту, если мощность и удельный расход топлива (с учетом поправок на стандартные условия испытаний), а также частота вращения коленчатого вала и давление масла не соответствуют требованиям хотя бы по одному параметру. По окончании испытаний двигателя охлаждающая жидкость из системы охлаждения и масло из поддона двигателя должны быть слиты.

Органолептический контроль

При органолептическом контроле в зависимости от готовности двигателя к эксплуатации нужно проверить детали и сборочные единицы для выявления видимых повреждений. Проверяют отсутствие течей, наличие защитных покрытий, пломб на топливной аппаратуре, а также качество сборки без разборки двигателя, качество лакокрасочных покрытий, комплектность, заполнение заправочных емкостей. Органолептическому контролю подвергают каждый двигатель после приемосдаточных испытаний, а также до и после окраски.