Ремонт болтовых соединений
При ремонте все поврежденные гайки и болты заменяют новыми и лишь в крайнем случае к постановке допускают болты и гайки с помятыми гранями головок, которые можно запилить не нарушая основного размера.
При отвинчивании и завинчивании нельзя пользоваться усилителями ключей, так как это влечет за собой порчу граней и часто обрыв болта или шпильки.
Для отвинчивания гаек служат гаечные торцевые ключи соответствующего размера. Применение раздвижных ключей не допускается.
В тех случаях, когда гайки заржавели и не отвинчиваются, необходимо:
- попробовать сначала завинтить гайку на 1/4 оборота, а затем отвинтить ее;
- постучать по граням гайки легкими ударами молотка;
- залить между гайкой и стержнем болта керосин и через 20—25 мин. попробовать отвинтить;
- нагреть гайку паяльной лампой, а затем отвинтить.
Если ни один из этих способов не дает результата, то гайку следует осторожно разрубить зубилом.
Погнутые болты выправляют под прессом, подкладывая деревянные накладки во избежание порчи резьбы.
В исключительных случаях на наружных неответственных соединениях смятую и срезанную резьбу на болтах или шпильках можно углубить путем нарезания плашками.
Разработанные отверстия болтовых соединений можно развертывать или рассверливать под болты увеличенного размера, если это допускает конструкция деталей. Посадка болта в отверстии должна быть таквй, чтобы болт входил от нажатия рукой, а при соединении частей рамы — под легкими ударами молотка.
Изношенные резьбовые отверстия можно восстанавливать сваркой или ввертышами. При ремонте сваркой отверстие рассверливают до полного снятия старой резьбы, затем заплавляют металлом, рассверливают и нарезают новую резьбу нормального размера.
Ремонт ввертышами включает следующие операции:
- а) сверление резьбового отверстия и нарезание новой резьбы под ввертыш;
- б) изготовление ввертыша с наружной резьбой;
- в) ввинчивание ввертыша в резьбовое гнездо;
- г) просверливание отверстия диаметром 3 мм с одновременным захватом ввертыша и детали и установку стопорной шпильки, мешающей вывинчиванию ввертыша при сборке и разборке узла;
- д) обработку отверстия ввертыша и нарезание в нем резьбы номинального размера.
Рис. Установка резьбового ввертыша:
1 — ввертыш; 2 — отdерстие под стопорную шпильку.
Для завинчивания и вывинчивания шпилек гаечным ключом на свободный нарезанный конец шпильки навертывают две гайки, плотно прилегающие одна к другой; при вывинчивании шпильки гаечный ключ надевают на нижнюю гайку, а при завинчивании на верхнюю.
Для вывинчивания и завинчивания шпилек используют также специальный ключ.
Для вывинчивания оборванных, не выступающих на поверхности шпилек применяют ряд способов:
- В просверленное отверстие шпильки забивают конусный четырехгранный стальной закаленный пруток. При повороте пруток своими гранями захватывает шпильку за стенки и вывинчивает ее (рис. а).
- В шпильке высверливают отверстие меньшего диаметра и нарезают резьбу, обратную резьбе шпильки. Затем завинчивают болт, которым и вывинчивают шпильку (рис. б).
Если указанными способами отвинтить шпильку не удается, то ее высверливают, затем нарезают резьбу большего диаметра и завинчивают новую, ступенчатую шпильку (рис. в).
Рис. Удаление сломанных шпилек и установка ступенчатой шпильки:
а — вывинчивание четырехгранным конусным прутком; б — вывинчивание болтом; в — ступенчатая шпилька.
При разборке деталей, соединенных штифтами, прежде чем выбивать штифт, необходимо установить его форму. Конические штифты выбивают в сторону большего диаметра.
Штифты выбивают бородками. Во избежание повреждения отверстия и расклепывания штифта диаметр бородка должен соответствовать диаметру отверстия.
Добавить комментарий