Способы ремонта сопряжений деталей
В процессе эксплуатации автомобилей происходит изнашивание сопрягаемых деталей, вследствие чего нарушаются первоначальные посадки. Это нарушение проявляется в увеличении зазоров или уменьшении натягов.
При ремонте автомобилей некоторые сопряжения деталей восстанавливают без изменения их размеров. Для восстановления посадок используются также детали ремонтных размеров и восстановленные до нормальных размеров.
Восстановление посадки без изменения размеров сопрягаемых деталей осуществляется двумя приемами:
- регулировкой зазора и заменой
- перестановкой деталей в дополнительную рабочую позицию
Регулировкой зазора не восстанавливается полностью работоспособность сопряжения, поскольку сохраняется искажение геометрической формы деталей. Замена одной детали, входящей в сопряжение, также не восстанавливает работоспособность полностью, так как новая деталь будет работать в сопряжении с деталью, уже частично изношенной.
Восстанавливают детали до начальных размеров наращиванием изношенных поверхностей, пластической деформацией или заменой изношенных частей дополнительными деталями. При этом способе посадку восстанавливают увеличением диаметра вала и уменьшением диаметра отверстия, добиваясь первоначальной посадки. При восстановлении сопряжения таким способом сохраняются нормальными удельные давления и прочность деталей.
Применение при ремонте сопряжений деталей ремонтных размеров позволяет восстановить посадку увеличением или уменьшением диаметров вала и отверстия. В первом случае отверстие растачивают под ремонтный размер, а на вал наносят слой металла или используют новый вал, диаметр которого должен соответствовать размеру отверстия после расточки. Удельное давление в сопряжении при этом уменьшается, что в большинстве случаев снижает износ. В некоторых случаях применение этого способа ремонта сопряжений приводит к ухудшению показателей отремонтированных сборочных единиц. Например, при ремонте сопряжения цилиндр — поршень уменьшается степень сжатия, снижается твердость поверхности гильзы в результате снятия при растачивании наиболее твердого слоя металла.
Во втором случае, при восстановлении посадки уменьшением диаметра вала и отверстия, в отверстии наращивают слой металла. Диаметр вала уменьшают снятием слоя металла и добиваются получения требуемой посадки. В этом случае прочность вала снижается, увеличивается удельное давление на поверхность деталей сопряжения, что приводит к увеличению скорости их изнашивания.
На ремонтных предприятиях при восстановлении посадки методом ремонтных размеров применяют детали ремонтных размеров (вкладыши коренных и шатунных подшипников, поршни и др). Это уменьшает затраты труда на ремонт, но усложняет снабжение запасными частями.
Добавить комментарий