Виды и причины износа

Виды и причины износа

Износы и дефекты деталей можно разделить на две основные группы.

Естественные износы появляются в результате механического износа деталей от трения, воздействия высоких температур и усталости металла при соблюдении всех нормальных условий эксплуатации и ухода за автомобилем.

Сущность трения заключается в том, что при перемещении трущихся поверхностей происходит смятие и отрыв мельчайших частиц верхнего слоя, вызывающие истирание поверхности и ее износ. Основными видами трения в механизмах автомобиля являются:

  • а) сухое и полусухое трение, вызываемое полным или почти полным отсутствием смазки; оно характеризуется непосредственным соприкосновением поверхностей. Сухое трение наблюдается в дисках сцепления, между колодками и тормозным барабаном, в зубчатом венце маховика при пользовании стартером и др. Полусухое трение бывает в деталях переднего моста, рессорной подвески, рулевых тяг, тормозных валиков и др. и обусловлено конструкцией указанных деталей и узлов;
  • б) полу жидкостное трение характеризуется тем, что между трущимися поверхностями имеется слой масла, не обеспечивающий, однако, полного разделения этих поверхностей, т. е. давление в масляном слое периодически бывает меньше давления одной поверхности на другую. Этот вид трения встречается в большинстве деталей автомобиля;
  • в) жидкостное трение, когда трущиеся поверхности полностью разделяются масляным слоем и трение происходит только внутри смазывающей жидкости. При этом давление в масляном слое должно превышать силу давления на трущиеся поверхности. Создать такие условия смазки в механизмах автомобиля практически невозможно.

Помимо качества смазки при полужидкостном, полусухом и сухом трении, большое влияние на износ оказывает также твердость и качество обработки поверхностей. Повышенная твердость поверхности значительно повышает ее износостойкость, а чистота обработки способствует лучшему образованию масляной пленки и уменьшает трение.

Влияние высоких температур (особенно в деталях двигателя) на износ деталей выражается в изменении структуры металла, в снижении его механических свойств, а также в ухудшении смазки вследствие понижения ее вязкости. Усталость металла возникает в результате переменных нагрузок на деталь (рессоры, коленчатый вал, шатун и др.) и характеризуется появлением в металле мельчайших трещин, которые, постепенно увеличиваясь, вызывают поломку.

Аварийные износы и дефекты появляются вследствие недоброкачественности металла или несоблюдения технических условий при изготовлении деталей (раковины, волосяные трещины, неправильная термообработка), несвоевременного и некачественного технического обслуживания и нарушения нормальных условий эксплуатации (перегрузка, быстрая езда по плохим дорогам).

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *