Выбор рационального способа восстановления деталей
Из всех способов, которыми можно восстанавливать определенные детали, необходимо выбрать один — наиболее рациональный. В литературе даются различные рекомендации выбора рационального способа восстановления деталей. Наиболее приемлемой для практических целей считают рекомендацию, предложенную В.А.Шадричевым.
Выбор способа восстановления деталей зависит от их:
- конструктивно-технологических особенностей
- величины износаусловий работы
- физико-механических свойств металлопокрытий, определяющих долговечность восстановленных деталей
- стоимости их восстановления
Под конструктивно-технологическими особенностями и условиями работы детали имеют в виду:
- геометрическую форму и размеры
- материал и термическую обработку
- твердость поверхности
- точность изготовления и шероховатость поверхности
- характер сопряжения (посадку)
- величину и характер нагрузки
- род и вид трения
На основе опыта работы авторемонтных заводов установлены перечни деталей, которые могут быть восстановлены разными, но вполне определенными способами. Наиболее прогрессивными, как было отмечено в первой части учебного пособия, являются способы восстановления деталей металлопокрытиями, позволяющими восстанавливать детали под номинальный размер, в результате чего обеспечивается их взаимозаменяемость — важнейшее условие производства капитального ремонта автомобилей индустриальными методами.
Долговечность восстановленных деталей зависит от физикомеханических свойств металлопокрытий и их влияния на основной металл:
- прочности сцепления покрытия с основным металлом
- износостойкости покрытия
- усталостной прочности детали при знакопеременных нагрузках
Прочность сцепления покрытий зависит главным образом от способов подготовки деталей и режимов нанесения покрытий. Это свойство является существенным для металлизационных покрытий и не является определяющим для различных видов наплавок.
Износостойкость покрытий зависит от:
- структуры
- твердости и микротвердости
- шероховатости поверхности
- и др.
Усталостная прочность деталей, работающих в условиях знакопеременных нагрузок, зависит от:
- шероховатости их поверхностей перед нанесением покрытия (способов подготовки поверхности к нанесению покрытия)
- наличия остаточных напряжений в детали или механических пороков структуры металлопокрытия
Исследования показывают, что детали автомобилей, подлежащие восстановлению, имеют незначительные износы, выражаемые сотыми или десятыми долями миллиметра и поэтому сохраняют требуемый запас прочности. В связи с этим механические свойства металлопокрытий (прочность на разрыв, срез, сжатие, сопротивление изгибу и кручению) при незначительной толщине слоя не оказывают непосредственного влияния на сроки службы восстановленных деталей.
Для оценки способов восстановления деталей по долговечности служит коэффициент долговечности, численно представляющий собой произведение коэффициентов прочности сцепления с основным металлом, износостойкости и усталостной прочности. Коэффициенты долговечности характеризуют эксплуатационные свойства металлопокрытий по сравнению с новой деталью того же наименования. Коэффициент долговечности может быть меньше единицы, если долговечность восстановленной детали ниже новой, равен единице и больше единицы, если долговечность восстановленной детали равна или выше долговечности новой детали того же наименования.
Для повышения долговечности восстановленных деталей и эксплуатационной надежности отремонтированных автомобилей необходимо стремиться к получению наиболее высоких значений коэффициентов долговечности путем совершенствования технологических процессов восстановления деталей. Однако только коэффициент долговечности восстановленной детали не может служить основанием для окончательного решения вопроса о рациональности способа восстановления. Он выражает лишь техническую часть общей проблемы. Для выбора рационального способа восстановления деталей необходима еще и экономическая его оценка, т.е. необходимо определить себестоимость восстановления.
Очевидно, что наиболее рациональным с экономической точки зрения будет способ с наименьшей себестоимостью восстановления. Таким образом, окончательный выбор рационального способа восстановления зависит от технико-экономической целесообразности.
Ссебестоимость восстановления деталей непосредственно связана с коэффициентом долговечности. Чем меньше единицы коэффициент долговечности деталей, тем ниже должна быть себестоимость их восстановления. При коэффициенте долговечности, равном единице, т. е. при равной долговечности новой и восстановленной деталей, рациональным будет тот способ восстановления, себестоимость которого ниже. При коэффициентах долговечности, больших единицы, рациональными могут оказаться способы восстановления с достаточно высокой себестоимостью.
Пользуясь указанной рекомендацией, можно выбрать рациональный способ восстановления конкретных деталей автомобилей.
Добавить комментарий