Выбор рационального способа восстановления деталей

Из всех способов, которыми можно восстанавливать определенные детали, необходимо выбрать один — наиболее рациональный. В литературе даются различные рекомендации выбора рационального способа восстановления деталей. Наиболее приемлемой для практических целей считают рекомендацию, предложенную В.А.Шадричевым.

Выбор способа восстановления деталей зависит от их:

  • конструктивно-технологических особенностей
  • величины износаусловий работы
  • физико-механических свойств металлопокрытий, определяющих долговечность восстановленных деталей
  • стоимости их восстановления

Под конструктивно-технологическими особенностями и условиями работы детали имеют в виду:

  • геометрическую форму и размеры
  • материал и термическую обработку
  • твердость поверхности
  • точность изготовления и шероховатость поверхности
  • характер сопряжения (посадку)
  • величину и характер нагрузки
  • род и вид трения

На основе опыта работы авторемонтных заводов установлены перечни деталей, которые могут быть восстановлены разными, но вполне определенными способами. Наиболее прогрессивными, как было отмечено в первой части учебного пособия, являются способы восстановления деталей металлопокрытиями, позволяющими восстанавливать детали под номинальный размер, в результате чего обеспечивается их взаимозаменяемость — важнейшее условие производства капитального ремонта автомобилей индустриальными методами.

Долговечность восстановленных деталей зависит от физикомеханических свойств металлопокрытий и их влияния на основной металл:

  • прочности сцепления покрытия с основным металлом
  • износостойкости покрытия
  • усталостной прочности детали при знакопеременных нагрузках

Прочность сцепления покрытий зависит главным образом от способов подготовки деталей и режимов нанесения покрытий. Это свойство является существенным для металлизационных покрытий и не является определяющим для различных видов наплавок.

Износостойкость покрытий зависит от:

  • структуры
  • твердости и микротвердости
  • шероховатости поверхности
  • и др.

Усталостная прочность деталей, работающих в условиях знакопеременных нагрузок, зависит от:

  • шероховатости их поверхностей перед нанесением покрытия (способов подготовки поверхности к нанесению покрытия)
  • наличия остаточных напряжений в детали или механических пороков структуры металлопокрытия

Исследования показывают, что детали автомобилей, подлежащие восстановлению, имеют незначительные износы, выражаемые сотыми или десятыми долями миллиметра и поэтому сохраняют требуемый запас прочности. В связи с этим механические свойства металлопокрытий (прочность на разрыв, срез, сжатие, сопротивление изгибу и кручению) при незначительной толщине слоя не оказывают непосредственного влияния на сроки службы восстановленных деталей.

Для оценки способов восстановления деталей по долговечности служит коэффициент долговечности, численно представляющий собой произведение коэффициентов прочности сцепления с основным металлом, износостойкости и усталостной прочности. Коэффициенты долговечности характеризуют эксплуатационные свойства металлопокрытий по сравнению с новой деталью того же наименования. Коэффициент долговечности может быть меньше единицы, если долговечность восстановленной детали ниже новой, равен единице и больше единицы, если долговечность восстановленной детали равна или выше долговечности новой детали того же наименования.

Для повышения долговечности восстановленных деталей и эксплуатационной надежности отремонтированных автомобилей необходимо стремиться к получению наиболее высоких значений коэффициентов долговечности путем совершенствования технологических процессов восстановления деталей. Однако только коэффициент долговечности восстановленной детали не может служить основанием для окончательного решения вопроса о рациональности способа восстановления. Он выражает лишь техническую часть общей проблемы. Для выбора рационального способа восстановления деталей необходима еще и экономическая его оценка, т.е. необходимо определить себестоимость восстановления.

Очевидно, что наиболее рациональным с экономической точки зрения будет способ с наименьшей себестоимостью восстановления. Таким образом, окончательный выбор рационального способа восстановления зависит от технико-экономической целесообразности.

Ссебестоимость восстановления деталей непосредственно связана с коэффициентом долговечности. Чем меньше единицы коэффициент долговечности деталей, тем ниже должна быть себестоимость их восстановления. При коэффициенте долговечности, равном единице, т. е. при равной долговечности новой и восстановленной деталей, рациональным будет тот способ восстановления, себестоимость которого ниже. При коэффициентах долговечности, больших единицы, рациональными могут оказаться способы восстановления с достаточно высокой себестоимостью.

Пользуясь указанной рекомендацией, можно выбрать рациональный способ восстановления конкретных деталей автомобилей.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *