Раздельно-агрегатная гидравлическая навесная система с силовым и позиционным регулированием трактора МТЗ-80 (МТЗ-82)

Раздельно-агрегатная гидравлическая навесная система с силовым и позиционным регулированием трактора МТЗ-80 (МТЗ-82)

Навесная система тракторов МТЗ-80 (МТЗ-82) предназначена для агрегатирования и работы этих тракторов с навесными машинами с опорными колесами и без них, полунавесными и гидрофицироваиными прицепными сельскохозяйственными машинами.

Универсальная раздельно-агрегатная гидравлическая навесная система тракторов МТЗ-80 (МТЗ-82) состоит из насоса, распределителя, основного гидроцилиндра, двух выносных гидроцилиндров, гидроувеличителя сцепного веса, пружинного гидроаккумулятора, позиционно-силового регулятора, бака для рабочей жидкости, трубопроводов, запорных устройств, разрывных муфт и механизмов для навешивания машин.

Гидроагрегаты навесной системы установлены в различных местах трактора и соединены между собой металлическими трубопроводами и гибкими рукавами.

В гидросистеме тракторов применяют шестеренный, нерегулируемый, с правым направлением вращения ведущего вала, исполнения 1, с номинальным давлением 10 МПа круглый насос НШ-32 по ГОСТ 8753—71. Привод насоса осуществляется от двигателя трактора через вал привода ВОМ и промежуточную шестерню. Минутная объемная подача насоса при 1430 об/мин составляет 45 л/мин.

Gidrofitsirovannyj-pritsepnoj-kryuk

Рис. Гидрофицированный прицепной крюк (в опущенном положении):
1 — палец; 2 — захват; 3 — тяга; 4 — крюк; 5 — кронштейн; 6 — тяга; 7 — кронштейн пружины; 8 — пружина; 9 — рычаг; 10 — рукоятка управления захватом; 11 — фиксатор.

Распределитель (золотниково-клапанный тип, с фиксацией рычагов в позициях: «Нейтральное», «Подъем» и «Плавающее» и регулировкой скорости подъема и опускания) служит для направления поступающей от насоса рабочей жидкости в соответствующие полости силовых цилиндров, автоматического переключения насоса на холостой ход по завершению рабочей операции и предохранения гидросистемы от перегрузок.

Распределитель, установленный на тракторах МТЗ-80 (МТЗ-82), не имеет фиксации золотников в позиции «Опускание», поэтому для принудительного опускания рабочих органов гидрофицированных прицепных машин необходимо рычаги распределителя придерживать рукой до окончания опускания. Управление золотником основного (заднего) силового цилиндра при использовании гидроувеличителя сцепного веса сблокировано с рукояткой гидроувеличителя.

Гидросистему с позиционно-силовым регулятором устанавливают на тракторы по специальному заказу. В гидросистемах без позиционно-силового регулятора устанавливают распределитель, отличающийся от распределителя гидросистем с позиционно-силовым регулятором тем, что вместо штуцера, ввернутого в перепускной канал корпуса распределителя, заворачиваются заглушка и перепускной канал соединен со сливной полостью сверлением.

Трактор комплектуют основным силовым цилиндром Ц100, установленным в заднем механизме навески, и двумя выносными силовыми цилиндрами Ц75, служащими для управления боковыми навесными машинами, агрегатируемыми с полунавесной сцепкой, или для управления рабочими органами гидрофицированных прицепных машин. Выносные силовые цилиндры являются дополнительным рабочим оборудованием.

Гибкие рукава высокого давления, идущие от силовых цилиндров, подсоединяются к металлическим трубопроводам, идущим от распределителя, с помощью запорных устройств. Запорные устройства служат для предотвращения вытекания рабочей жидкости из гидросистемы и попадания грязи в нее при рассоединении металлических трубопроводов и рукавов высокого давления.

При агрегатировании трактора с гидрофицированными прицепными машинами используются разрывные муфты, которые служат для автоматического разъединения гибких рукавов без разрыва, и предотвращения вытекания (потерь) рабочей жидкости при отсоединении машины от трактора. Разрывные муфты являются также дополнительным оборудованием гидросистемы трактора.

Механизм задней навески служит для присоединения к трактору навесных и полунавесных машин и обеспечения правильного их положения во время работы. Механизм задней навески тракторов МТЗ-80 (МТЗ-82) отличается от механизма навески тракторов МТЗ-50 в основном конструкцией правого раскоса.

Нижние тяги механизма навески выполнены раздвижными с целью облегчения присоединения навесной машины к трактору. Каждая нижняя тяга состоит из переднего и заднего концов. К задней части тяги переднего конца приварена накладка из восьми миллиметровой стальной полосы, изогнутой по форме тяги так, что образуются щеки. В передней части заднего конца имеется паз для пальца. Задний конец тяги соединен шарнирно с передним концом болтом-проушиной, который вставлен в совпадающие отверстия щек переднего конца и отверстие заднего конца. Для того чтобы в работе задний конец не поворачивался относительно переднего, в щеках переднего конца нижней тяги сделаны продолговатые отверстия, в которые вставлен палец-защелка, поджимаемый цилиндрической пружиной к заднему концу тяги и входящий в его паз.

Присоединяя навесную машину к трактору, нужно одной рукой сдвинуть вперед палец так, чтобы он вышел из паза заднего конца тяги, а другой рукой повернуть задний конец (поднять вверх). Задний конец тяги может поворачиваться относительно переднего максимально на 90°. Передними шарнирами нижние тяги сидят на оси, установленной в специальных расточках корпуса заднего моста трактора. Нижние тяги соединяют с подъемными рычагами при помощи раскосов. Левый раскос состоит из нижнего винта с вилкой, стяжной гайки, верхнего винта, в который завальцован сферический шарнир, и контргайки.

Правый раскос регулируют по длине с помощью специальной рукоятки, вращением которой приводят в действие винтовую пару через шестеренную цилиндрическую передачу. При уменьшении длины раскоса рукоятку вращают против часовой стрелки, при увеличении — по часовой. Длина левого раскоса не регулируется при работе с навесными машинами и должна составлять 515 мм. Выравнивают навесную машину по ширине захвата только правым раскосом.

Верхние винты раскосов соединены с вилками подъемных рычагов специальными пальцами. В вилке раскоса имеются круглое и продолговатое отверстия, служащие для соединения раскоса с нижней тягой. Через круглые отверстия раскос соединяют с нижней тягой при работе трактора с навесным плугом, а через продолговатое — при работе с широкозахватными навесными машинами. Верхняя тяга навесного механизма состоит из переднего и заднего винтов, трубы, рукоятки и контргайки. В переднем и заднем винтах завальцованы сферические шарниры. Шарниром переднего винта верхняя тяга соединена с серьгой силового датчика при помощи болта.

Глубину хода передних и задних рабочих органов навесной машины выравнивают регулировкой длины верхней тяги. Длину верхней тяги изменяют вращением трубы с помощью рукоятки. После установки нужной длины верхней тяги трубу фиксируют контргайкой. При переездах трактора без навесной машины или при работе с прицепными машинами верхнюю тягу не используют, поэтому ее нужно закреплять в пружинном захвате, установленном на кронштейне.

Ограничительные цепи прикреплены задними концами к нижним тягам, а передними концами к кронштейнам. Эти кронштейны сидят на одной оси с нижними тягами. В кронштейны завернуты регулировочные болты, которые, упираясь в корпус заднего моста трактора, обеспечивают натяжение цепей при подъеме орудий в транспортное положение для уменьшения раскачивания их в поперечной плоскости.

Регулировку ограничительных цепей производят для того, чтобы навешенная машина в рабочем положении могла отклоняться в поперечном направлении горизонтальной плоскости не более чем на 120 мм от среднего положения, а в транспортном положении — не более 20 мм в обе стороны. Для регулировки ограничительных цепей сначала ввертывают регулировочные болты ограничительных цепей в кронштейны до отказа, а затем присоединяют навесную машину к шарнирам продольных и верхней тяг. После этого поднимают навесную машину на высоту 5—8 см и регулируют длину ограничительных цепей так, чтобы машина отклонялась по концам нижних тяг в горизонтальной плоскости на 120 мм от среднего положения.

Подняв навесную машину в транспортное положение, выворачивают болты из кронштейнов настолько, чтобы ограничительные цепи натянулись и обеспечили отклонения навесной машины не более 20 мм в обе стороны. Закончив регулировку, необходимо закрепить болты в кронштейнах контргайками и затянуть их. Ослабление затяжки может привести к нарушению регулировки ограничительных цепей или к обрыву резьбы.

При агрегатировании трактора с такими навесными машинами, как сеялки, культиваторы для междурядной обработки, и прицепными машинами необходимо нижние тяги механизма навески блокировать от поперечных перемещений.

Для блокировки нижних тяг механизма навески вворачивают регулировочные болты в кронштейны до отказа, а затем натягивают блокировочные цепи путем их укорачивания до предела. В случае агрегатирования трактора с прицепными машинами необходимо навесное устройство перестроить. Для этого нужно верхнюю тягу закрепить в пружинном зажиме на тракторе, снять задние концы нижних тяг вместе с пальцами и проушинами. На место задних концов тяг установить поперечину с прицепной вилкой и вставить в совмещенные отверстия этих деталей и втулок проушины (болты-проушины), а затем зафиксировать их с помощью чек и пружинных шплинтов. На болты-проушины навернуть до отказа гайки. К проушинам присоединить задние концы ограничительных цепей и затянуть их до отказа, чтобы обеспечить полную блокировку нижних тяг механизма навески от поперечных перемещений. После этого поднять гидромеханизмом нижние тяги с прицепным устройством на нужную высоту и отсоединить основной цилиндр от гидросистемы путем установки рукоятки гидроувеличителя в крайнее верхнее положение «Заперто».

Гидрофицированный прицепной крюк используют при работе трактора с одноосными прицепами. Он обеспечивает автоматическую сцепку и передает значительную часть массы полуприцепа с грузом на ведущие колеса трактора. Одноосные прицепы, нагруженные удобрениями, имеют большую массу и во время движения на значительных скоростях возникают большие нагрузки на крюк прицепного устройства, что вызывает чрезмерную разгрузку передних колес трактора и снижает его устойчивость, а также управляемость. Поэтому одноосные прицепы нельзя соединять с трактором с помощью вилки прицепного устройства, т. к. она находится на значительном удалении от оси ведущих колес.

Гидрофицированный крюк расположен на значительно меньшем расстоянии от оси задних колес. В связи с этим разгрузка передних колес, вызванная массой прицепа и силами инерции на гидрокрюке, значительно меньше и не приводит к потере управляемости и неустойчивости движения.

Основными деталями крюка являются буксирный крюк 4, который может вращаться на пальце, смонтированном в кронштейне 5, прикрепленном специальными болтами к днищу корпуса заднего моста и крышке ВОМ, двух тяг 3, соединяющих крюк с подъемными рычагами., а также захватов 2 и управления, состоящего пз тяги 6, соединяющей рычаг захватов с коленчатым рычагом 9 и рукояткой управления 10 с фиксатором 11.

Тяги 3 соединяют с подъемными рычагами гидромеханизма с помощью специальных кронштейнов, которые одним концом закреплены на консольной части пальцев поворотных рычагов, а второй конец имеет отверстие, где свободно перемещается вдоль своей оси верхняя часть тяги 3.

Захваты 2 вращаются на оси, установленной в кронштейне 5. При снятии рукоятки 10 с фиксатора 11 захваты закрывают крюк с помощью пружины 8. Для подготовки гидрокрюка к работе поднимают рукоятку 10 и устанавливают на фиксатор И. Затем с целью облегчения управления захватами регулируют длину тяги 6 так, чтобы при подъеме крюка между захватами и его осью образовался зазор 2—3 мм. После этого тяги 3 регулируют так, чтобы при подъеме крюка в крайнее верхнее положение захваты освобождали ось крюка.

Для работы трактора с одноосным прицепом необходимо для устойчивости установить его колею 1600 мм и подъехать к петли прицепа, затем с целью освобождения захватов от нагрузки установить рукоятку распределителя в положение «Подъем», оттянуть захваты от оси крюка с помощью рукоятки 10, поднятой кверху и установленной на фиксатор. После этого при помощи гидросистемы опускают крюк; медленно подают трактор назад, располагая крюк под петлей дышла прицепа, и останавливают трактор. С помощью гидросистемы приподнимают крюк, надев на него петлю дышла прицепа, и трактор вместе с прицепом подают немного вперед, поднимая одновременно крюк в верхнее положение. Затем приподнимают рукоятку 10 управления захватами и опускают ее вниз: рукоятку распределителя устанавливают в нейтральное положение, а рукоятку управления гидроувеличителем — в положение «Заперто».

До начала движения необходимо соединить пневматическую, гидравлическую и электрическую системы трактора с соответствующими элементами прицепа, а также убедиться в надежном присоединении прицепа и в правильном положении захватов.

При отсоединении одноосного прицепа от трактора необходимо установить рукоятку управления гидроувеличителя в положение «Включен», приподнять гидросистемой крюк и освободить захваты от нагрузки. Затем следует поднять рукоятку управления захватами и установить на фиксатор, опустить крюк в нижнее положение и после того, как крюк выйдет из зацепления с петли дышла прицепа, необходимо отсоединить гидравлическую, пневматическую и электрическую системы трактора от соответствующих элементов прицепа, подать трактор вперед и поднять крюк в верхнее положение, опустив рукоятку управления 10 вниз для того, чтобы захваты удерживали ось гидрокрюка в верхнем положении.

При работе трактора с навесными машинами тяги 3 для предупреждения поломок должны находиться в присоединенном положении, так как во время подъема и опускания поворотных (подъемных) рычагов их соединительные звенья (кронштейны) свободно скользят по цилиндрическим участкам тяг.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *