Трактор Т-100МБ

Время на прочтение: 7 минут(ы)

Болотоходный трактор Т-100МБ создан на базе трактора Т-100М общего , назначения тягового класса 6 тс.

Болотоходный трактор Т-100МБ обладает высокими проходимостью и тягово-сцепными качествами, обеспечивающими его работоспособность на наиболее энергоемких мелиоративных работах в условиях целинных или полуосушенных болот.

Завод изготовляет несколько модифицированных моделей болотоходного трактора Т-100МБ:

  • Т-100МБГС — гидрофицированный болотоходный трактор с задним механизмом навески для агрегатирования с сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями
  • Т-100МБГС-1 — гидрофицированный болотоходный трактор специального назначения с задним механизмом навески и ходоуменыиителем (комплектация)
  • Т-100МБГП — гидрофицированный болотоходный трактор специального назначения с передним механизмом навески и ходоуменыиителем (комплектация)

Трактор создавался с максимально возможным использованием узлов и деталей базовой модели, однако для обеспечения заданных эксплуатационно-технических показателей болотоходного трактора потребовались конструктивные изменения узлов и деталей: отдельных деталей муфты сцепления, механизма управления трансмиссией, бортовых редукторов, рамы трактора, рам гусеничных тележек, поддерживающих катков, гусеницы, деталей капота и различных топливо- и маслопроводов.

Болотоходный трактор Т-100МБ выполнен по традиционной для тракторов ЧТЗ компоновочной схеме — с передним расположением дизеля, задним расположением рабочего места водителя и полужесткой подвеской гусеничного движителя.

Для обеспечения пониженного давления на почву размеры опорной поверхности ходовой системы болотоходного трактора значительно увеличены. Равномерность распределения давления по длине опорных поверхностей гусениц, а также рациональное размещение центра тяжести достигаются путем смещения дизеля вперед по ходу трактора на 406 мм. Положение кабины относительно оси ведущего колеса, а также сидений и органов управления при этом остается без изменений.

На тракторе установлен четырехцилиндровый четырехтактный дизель Д-108Б. Как и базовый дизель Д-108, дизель Д-108Б также имеет высокоэкономичный рабочий процесс с камерой сгорания, расположенной в днище поршня. В литой блок, цилиндров дизеля вставлены чугунные каленые гильзы. Головка блока общая на два цилиндра. Стальной штампованный пятиопорный коленчатый вал с противовесами имеет полости в шатунных шейках для центробежной очистки масла. Поверхности шеек вала закалены т. в. ч. Вкладыши коренных и шатунных подшипников взаимозаменяемы и изготовлены из сталеалюминиевой полосы. Поршни отлиты из алюминиевого сплава. В каждом цилиндре расположено по одному всасывающему и выпускному подвесному клапану.

Питание дизеля топливом осуществляется с помощью четырех-плунжерного секционного топливного насоса со всережимным центробежным регулятором частоты вращения дизеля и бесштифтовыми форсунками закрытого типа.

Очистка топлива двухступенчатая: в щелевом металлическом топливном фильтре грубой очистки и в сменных фильтрах тонкой очистки, выполненных из двухслойной поглощающей объемной хлопчатобумажной пряжи. Корпус топливных фильтров тонкой очистки подогревается водой, поступающей от радиатора системы охлаждения дизеля.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры дизеля, устанавливают воздухоочиститель. Очистка воздуха осуществляется последовательно: сначала центробежная с эжектированием отбрасываемых к периферийным поверхностям циклона частиц пыли выпускными газами, затем в масляной ванне в поддоне фильтра и мокрыми сетчатыми фильтрующими элементами, периодически промываемыми при технических уходах. Смещение дизеля вперед обеспечило возможность выноса воздухоочистителя из кабины в подкапотное пространство, облегчив доступ к его поддону при смене масла и промывке сетчатых фильтров. Вынос фильтра из кабины одновременно улучшил условия труда тракториста.

Охлаждение дизеля водяное с принудительной циркуляцией воды от центробежного насоса. Регулирование температуры воды в системе охлаждения осуществляется двумя термостатами и шторкой.

Система смазки комбинированная: под давлением от трехсекционного шестеренного насоса и разбрызгиванием. Для охлаждения масла предусмотрен стальной трубчатый радиатор.

Пуск дизеля осуществляется карбюраторным двухцилиндровым пусковым двигателем П-23 с максимальной мощностью 17 л. с. при 2200—2300 об/мин. На пусковом двигателе установлен электрический стартер СТ-204. Предусмотрено приспособление для пуска пускового двигателя вручную и прокручивания вала дизеля пусковой рукояткой. Питание электростартера осуществляется от аккумуляторной; батереи 6СТ-68, установленной внутри кабины. На дизель по специальному заказу устанавливают компактный бензиновый подогреватель воздуха, засасываемого в его цилиндры.

Положительной особенностью дизелей Д-108 и Д-108Б является автоматическое отключение второго и третьего цилиндров при переходе дизеля на холостые обороты. Указанные мероприятия способствуют уменьшению смоло- и нагарообразовния на выпускных клапанах.

Трансмиссия болотоходного трактора Т-100МБ, как и у базовой модели, механическая многоступенчатая. Она включает в себя муфту сцепления, коробку передач, центральную передачу с шестернями зерольного зацепления, многодисковые бортовые фрикционы с плавающими ленточными тормозами и двухступенчатые бортовые редукторы.

Вал однодисковой сухой постоянно замкнутой муфты сцепления болотоходного трактора удлинен по сравнению с валом муфты базовой модели. Передний конец вала установлен на двухрядном сферическом подшипнике во фланце, закрепленном в маховике дизеля. Задний конец вала с помощью зубчатой муфты соединен с фланцем верхнего вала коробки передач. Наличие сферического подшипника и зубчатой муфты обеспечивает компенсацию возможных перекосов вала при монтаже. Для предохранения удлиненного вала муфты от повреждений предусмотрен разъемный штампованный кожух.

В связи со смещением дизеля и муфты сцепления с литым разъемным кожухом, являющимся на базовой модели опорой для монтажа педалей тормозов, последние устанавливают на специальных крон-штейнах, закрепленных на опоре коробки передач. Это позволило использовать остальные детали механизма управления с трактором T-100MБ Коробка передач болотоходного трактора трехвальная с прямозубыми шестернями. Значительное утяжеление ходовой системы болотоходного трактора потребовало снижения скоростей движения трактора, вследствие чего диапазон скоростей коробки передач болотоходного трактора ограничь н четырьмя передачами. Пятая передача заблокирована путем установки в механизме переключения передач специальной ограничительной втулки на тяге вилки переключения. Скорость движения на II и IV передаче уменьшена; изменено расположение шестерен II и III передач, а следовательно, схема и порядок их переключения.

Муфта сцепления тракторов

Рис. Муфта сцепления тракторов Т-100МБ, Т-100МБГП и Т-100МБГС:
1 — сферический подшипник; 2 — самоподжимной сальник; 3 — вал муфты сцепления; 4 — диск тормозка; 6 — штифт; 8 — пружинное кольцо; 7 — стяжной хомут; 8 — шпонка; 9 — зубчатая муфта; 10 — зубчатый диск

Бортовой редуктор тракторов

Рис. Бортовой редуктор тракторов Т-100МБ, Т-100МБГП и Т-100МБГС:
1 — корпус концевого подшипника; 2 — ведущее колесо; 3 — проставка; 4 — ступица; 5 — ведущая шестерня; 6 — фланец; 7 — двойная шестерня; 8 — гайка полуоси; 9 — большая шестерня; 10 — кожух; 11 — полуось; 12 — сальник

Для установки симметрично уширенных башмаков гусеницы ступица и полуось каждого бортового редуктора удлинены на 200 мм. Диаметр полуоси в месте заделки увеличен со 105 до 135 мм.

В связи с этим значительно усилена боковина заднего моста. Внутренний конический роликоподшипник ступицы усилен. Изменена принципиальная схема установки подшипников. Внутренний подшипник устанавливают наружным кольцом в ступицу (на базовой модели в выточку боковины корпуса заднего моста), а внутренним непосредственно на полуось. Способ регулировки поджима сальников и зазора в конических роликоподшипниках сохранен таким же, как и на базовой модели. Между ведущим колесом и кожухом бортового редуктора установлена специальная литая проставка, которую крепят болтами к кожуху бортового редуктора. В выточке проставки расположен самоподжимный гофрированный сальник. Указанные изменения позволили увеличить колею трактора на 400 мм.

Трактор Т-100МБ, как и его базовая модель, относится к числу тракторов с полурамной конструкцией. Раму трактора составляют два штампованных лонжерона корытообразного сечения, приваренных к корпусу бортовых фрикционов. С наружных сторон лонжеронов приварены угольники для повышения их жесткости и прочности. Лонжероны рамы с корпусом бортовых фрикционов составляют остов, на котором монтируют агрегаты, узлы и детали трактора.

Удлинение лонжеронов рамы на 406 мм произведено за счет приварки проставки со стороны уширенного конца лонжерона. Система отверстий под крепежные болты дизеля, радиатора, передней части капота й буксирный крюк смещена вперед относительно оси ведущего колеса; координаты отверстий внутри системы и профиль сечения лонжеронов оставлены такими же как и у трактора Т-100М. Система отверстий под крепежные болты задней стенки капота, а также кронштейна крыла и передней опоры коробки передач оставлена на прежнем расстоянии от оси ведущего колеса.

Ходовая система болотоходного трактора Т-100МБ состоит из двух гусеничных тележек, двух гусениц и балансировочной поперечной рессоры. Гусеничная тележка имеет раму, к продольным балкам которой снизу крепят шесть опорных катков. Сверху на раме установлены два кронштейна с поддерживающими катками, а спереди — направляющее колесо с механизмом, натяжения. Корпус бортовых фрикционов с лонжеронами и установленными на них дизелем и узлами трансмиссий опирается на переднюю часть гусеничных тележек через балансирное устройство — пластинчатую рессору. Заднюю часть тележек шарнирно крепят к полуосям бортовых фрикционов. Увеличение опорной поверхности ходовой системы болотоходного трактора привело к изменению конструкции и размеров ряда узлов и деталей, заимствованных с базовой модели. На гусеничных тележках установлено по одному дополнительному двубортному опорному катку. В связи с уширением колеи трактора между раскосом и внутренней продольной балкой рамы гусеничной тележки вварена литая проставка.

Утяжеление гусениц потребовало усиления несущей способности поддерживающих катков. На гусеничных тележках болотоходных тракторов вместо поддерживающих чугунных роликов на подшипниках скольжения устанавливают однобортные опорные стальные катки на роликоподшипниках с жидкой смазкой и резино-металлическими торцовыми уплотнениями. Поддерживающие катки расположены на мощных Х-образных двухопорных кронштейнах. Вследствие смещения упорного кронштейна механизма натяжения гусеницы вперед детали механизма и узел направляющего колеса полностью унифицированы с аналогичными узлами базового трактора.

Гусеница трактора удлинена путем увеличения числа звеньев с 36 до 40 штук. Башмаки гусеницы уширены с 500 до 970 мм. Гребень башмака срезан с двух сторон под углом 12° на расстоянии 260 мм от торца. Башмаки имеют три квадратных отверстия для самоочистки гусеницы от влажного грунта и талого снега, а также для отвода воды из под гусениц.

Для обеспечения работоспособности рессоры (сохранение ее характеристики и прочности) при увеличенной колее трактора в пакет рессоры добавлен дополнительный (восьмой) лист, а седьмой лист удлинен на 400 мм. Малые листовые рессоры, обеспечивающие кинематическую и силовую связь рессоры с корпусом трактора, заменены на цилиндрические пружины. Это позволило при сохранении функционального назначения амортизирующего элемента в под-веске рессор значительно упроетить ее конструкцию и предотвратить обрыв малых листовых рессор при работе трактора на болтах.

Для улучшения проходимости трактора по неосушенным и за кустаренным болотам, а также для предохранения картера дизеля, рессоры и агрегатов трансмиссии от повреждения к нижним полкам лонжеронов рамы прикреплены болтами штампованные защитные кожухи корытообразной формы. Смещение дизеля вперед и вынос воздухоочистителя в подкапотное пространство вызвали изменения капота и введение двух боковых створок у передней стенки кабины.

Кабина тракториста цельнометаллическая трехместная, с мягкими сиденьями и подлокотниками. В кабину подается теплый воздух от радиатора дизеля. Правое заднее и переднее окна кабины открываются.

Для управления навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями на болотоходный трактор устанавливают универсальную раздельно-агрегатную гидросистему. Управление гидросистемой осуществляется из кабины тракториста. Гидросистемы тракторов Т-100М и Т-100МБ отличаются только длиной трубопроводов, идущих от бака к насосам, а также от насосов и гидроцилиндров передней навесной системы к распределителю.

Универсальная раздельноагрегатная гидросистема болотоходного трактора состоит из двух насосов НШ-46Д, трехзолотниковогск. распределителя, масляного бака и силовых цилиндров, соединенных между собой трубопроводами высокого и низкого давления. Привод насосов осуществляется от переднего носка коленчатого вала дизеля через кардан и шеетеренный редуктор. Распределитель расположен в кабине тракториста справа. Масляный бак установлен на кронштейнах в задней части трактора (рядом с топливным баком) и удерживается двумя хомутами. Силовые цилиндры встроены в кинематическую цепь навесных систем.

Для подсоединения машин и орудий на тракторы устанавливают специальные механизмы навески — гидронавесные системы. Болотоходные тракторы поставляют с передней и задней навесной системой. Особенности навески орудий, а также специфика режимов эксплуатации болотоходных тракторов вызвали необходимость создания двух модификаций: Т-100МБГП и Т-100МБГС.

Несущей конструкцией передней навесной системы трактора Т-100МБГП является сварная усиленная лобовина капота, жестко закрепленная на лонжеронах рамы трактора. Подъем и опускание орудий осуществляется двумя гидроцилиндрами, подвешенными на сферических цапфах, приваренных к стенкам коробчатой боковины капота. Нижняя головка штока цилиндра является местом подсоединения орудий. Установка на трактор силового капота вызвала изменение конструкции крыши и створок капота, а также введение дополнительных элементов, обеспечивающих возможность крепления его к лонжеронам рамы. Передние фары трактора, закрепляемые ранее на боковых стенках лобовины, на болотоходном,тракторе устанавливают на крыше силового капота. Для создания необходимых условий заглубления отвала бульдозера или зубьев корчевателя рамы гусеничных тележек трактора связаны с рессорами специальными скобами, приваренными к вертикальным полкам внутг ренних швеллеров рам тележек.

Для повышения эффективности агрегатирования задней навесной системы трактора Т-100МБГС предусмотрены три варианта эксплуатационных наладок. Навесная система трактора Т-100МБГС полностью унифицирована с навесной системой, устанавливаемой на тракторе Т-100М. Для агрегатирования с гидрофицированными прицепными машинами и орудиями в гидросистеме предусмотрены специальные трубопроводы, выведенные назад. Для предохранения рукавов высокого давления от разрыва и от вытекания рабочей жидкости из системы при произвольном отсоединении прицепного орудия устанавливают разрывные муфты.

Болотоходный трактор Т-100МБ и его модификации оборудуют системой автоматической заправки топливом.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *