Тракторы Т-4АП-1 и Т-4АП-2

Тракторы Т-4АП-1 и Т-4АП-2

АТЗ осуществлен комплекс конструктивных мероприятий для обеспечения агрегатирования трактора Т-4А тягового класса 4 тс с дорожно-строительными машинами и другим оборудованием без снижения его надежности. Внедрение в производство трактора Т-4АП-2 осуществляется в,два этапа: Т-4АП-1 и Т-4АП-2. В качестве первоочередных мероприятий, определивших конструкцию трактора Т-4АП-1, являются:

  • введение присоединительных элементов для гидроцилиндров управления передним навесным оборудованием на лобовине капота
  • установка защитных устройств радиатора дизеля
  • приварка к лонжеронам рам гусеничных тележек присоединительных кронштейнов для толкающих брусьев навесного оборудования
  • подвод трубопроводов гидросистемы для привода переднего навесного и заднего прицепного оборудования
  • частичное усиление коробки балансирной рессоры

Все остальные детали трактора Т-4АП-1 заимствованы с фазового трактора Т-4А.

На трактор Т-4АП-1 устанавливают шестидилиндровый рядный дизель А-01М мощностью 130 л. с. при 1700,об/мин в комплекте с двухдисковой сухой постоянно замкнутой муфтой сцепления. Крутящий момент от муфты сцепления к реверсу-редуктору и коробке передач передается с помощью карданного вала с эластичными резиновыми втулками.

Коробка передач, как и на базовой модели, механическая двух- вальная с реверс-редуктором. Шестерни коробки передач и реверс-редуктора цилиндрические прямозубые. Валы имеют твердые эвольвентные шлицы, реверс-редуктор и коробка передач — автономные, но одинаковые по конструктивному исполнению, механизмы переключения передач.

Для уменьшения торцового износа зубьев шестерен при пере-ключении передач, а также для устранения самопроизвольного выключения или включения шестерён предусмотрен механизм блокировки. Механизм блокировки связывает механизм переключения передач и механизм включения муфты сцепления. Задний мост трактора состоит из центральной конической передачи, сдвоенного одноступенчатого планетарного механизма поворота, двух тормозов солнечных шестерен и двух остановочных тормозов.

Зубья шестерен конической передачи зерольные. Малая коническая шестерня, как и на других тракторах, выполнена заодно с ведомым валом коробки передач. Большая коническая шестерня закреплена на фланце, приваренном к наружной поверхности коронной шестерни планетарного механизма поворота. Коронная шестерня планетарного механизма поворота установлена на шарикоподшипниках, имеет внутренний венец, в постоянном зацеплении с которым находятся шестерни-сателлиты. Водила сателлитов связаны с валами заднего моста, передающими вращение ведущим шестерням бортовых редукторов.

Управление планетарными механизмами поворота осуществляется двумя парами сухих ленточных тормозов, расположенных в боковых отсеках корпуса заднего моста. Бортовые редукторы состоят из двух цилиндрических шестерен, заключенных в картер. Ступица редуктора с закрепленными на ней ведомой шестерней и ведущим колесом вращается на роликовых конических подшипниках. Уплотнение редуктора осуществляется самоподжимными торцовыми резино-металлическими сальниками.

К задней стенке заднего моста крепят механизм ВОМ, приводимый во вращение от промежуточного вала реверс-редуктора коробки передач.

Управление механизмами силовой передачи трактора осуществляется из кабины рычагами и педалями, установленными в правой ее части.

На тракторе Т-4АП-1, как и на тракторе Т-4А, применено раздельное управление тормозами заднего моста и введены гидроусилители следящего действия для выключения тормозов солнечных шестерен планетарных механизмов поворота, обеспечивающие снижение усилия на рычаге управления до 2—4 кгс, а при управлении муфтой сцепления, снижающие усилие на педали до 8 кгс. Питание гидросистемы управления трактором осуществляется от НШ-10Е, установленного на дизеле.

Кинематическая схема трансмиссии тракторов Т-4АП-1 и Т-4АП-2

Рис. Кинематическая схема трансмиссии тракторов Т-4АП-1 и Т-4АП-2:
1 — дизель; 2 — муфта сцепления; 3 — первичный вал; 4 — ВОМ; 5 — барабан тормоза солнечной шестерни; 6 — барабан остановочного тормоза; 7 — бортовой редуктор (ведомая, шестерня); 8 — муфта ВОМ; 9 — планетарный редуктор; 10 — нижний вал коробки передач с малой конической шестерней

Рама трактора состоит из двух лонжеронов коробчатого сечения (швеллеров), усиленных угольниками.

Спереди лонжероны соединены сварно-штампованным брусом, а сзади крепятся к чугунному корпусу заднего моста. К нижним полкам лонжеронов рамы жестко присоединена коробка поперечной листовой рессоры. Пакет рессоры, опирается на рамы гусеничных тележек трактора.

Гусеничные тележки через пяту раскоса и задний концевой подшипник бортового редуктора шарнирно связаны с корпусом заднего моста. К нижним полкам лонжеронов рам гусеничных тележек жестко крепят опорные катки (по пять на каждую тележку) на роликоподшипниках с жидкой смазкой и торцовыми резино-металличе- скими сальниками. Каждая тележка имеет по два поддерживающих катка и направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. Поддерживающие катки вращаются на конических роликоподшипниках, направляющие колеса — на цилиндрических роликоподшипниках. Конструкция уплотнений аналогична уплотнениям опорных катков. Конструктивная схема гусеничных тележек аналогична конструктивной схеме гусеничных тележек тракторов С-80 и С-100.

Гусеница трактора Т-4АП-1 в отличие от гусениц тракторов С-80 и С-100 литая. Звенья отливают из легированной стали и закаливают до высокой твердости. Каждое звено имеет пять проуищн, в которые входят пальцы. Пальцы удерживаются от выпадения с одной стороны головкой, с другой заклепкой.

Для управления навесным и прицепным гидрофицированным оборудованием на трактор устанавливают раздельно-агрегатную гидросистему. Для навески оборудования спереди предусмотрена усиленная лобовина с кронштейнами (цапфами) для крепления гидро-цилиндров. Нижние головки штоков гидроцилиндров являются местами присоединения рам навесного оборудования. В гидросистеме трактора используется шестеренный масляный насос НШ-46У-Л. Привод масляного насоса осуществляется от шестерни распределительного вала дизеля. В гидросистеме применен распределитель Р75-23, установленный на передней стенке кабины трактора. Управление гидросистемой производится из кабины водителя. На тракторе Т-4АП-1, как и на его базовой модели может быть установлена задняя навесная система и осуществлено управление выносными гидроцилиндрами.

Трактор оборудован металлической двухместной кабиной. Одно из сидений регулируется по положению и массе тракториста. Для обогрева кабины при работе в холодное время года предусмотрено обогревательное устройство, основанное на частичном заборе теплого воздуха, проходящего через водяной радиатор дизеля.

Мероприятиями второй очереди, направленными на дальнейшее повышение надежности трактора, являются:

  • усиление деталей и узлов трансмиссии для обеспечения передачи увеличенного крутящего момента при работе трактора в режиме максимального тягового усилия по сцеплению (установлен усиленный реверс-редуктор коробки передач, увеличена жесткость и прочность ее валов, повышена в 1,5 раза работоспособность подшипниковых узлов, введен механизм блокировки подвижных шестерен реверс-редуктора, применены более совершенные уплотнения бортовых редукторов)
  • повышение подачи гидронасоса до 114 л/мин (установлен дополнительный насос НШ-32У, увеличена емкость бака гидросистемы, применены унифицированные фильтры повышенной пропускной способности, увеличены диаметры всасывающих, нагнетательных и сливных маслопроводов)
  • усиление рамы трактора (приварены накладки, увеличивающие момент сопротивления изгибу в 1,8 раза)
  • повышение жесткости и прочности пакета листов и значительное усиление коробки балансирной рессоры (установлен дополнительный лист и удлинен до размера нижйего листа третий лист рессоры, введены дополнительные накладки в коробке рессоры, обеспечившие увеличение прочности в 2—2,5 раза)
  • изменение конструкции кабины для улучшения условий труда тракториста (увеличена в 1,7 раза площадь остекления, введена термоизоляция, усилены основание стенок и амортизаторы, двери кабины выполнены открывающимися назад, на передней стенке кабины установлены усиленные передние фары ФГ-12-51, для очистки нагнетаемого в кабину воздуха установлен вентилятор-пылеотделитель ВПК-150)

Для улучшений внешнего вида трактора кроме модернизации кабины изменена конструкция капота (крепление лент крыши перенесено внутрь), предусмотрена установка защитного устройства радиатора дизеля.

Остальные узлы и агрегаты трактора Т-4АП-2 заимствованы с базовой модели Т-4А с учетом изменений, внесенных в трактор Т-4АП-1.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *