Трансграничная перевозка опасных отходов. Основные принципы

Управление опасными отходами, регулирование обращения с ними — это на сегодняшний день одно из приоритетных направлений в области охраны окружающей среды. Еще в середине XX века увеличению объемов образования и накопления опасных отходов, защите здоровья человека и окружающей среды от пагубного влияния токсичных отходов в развитых странах стало уделяться особое внимание. А в 80-х годах прошлого века возмущение общественности вызвали факты обнаружения в развивающихся странах Африканского континента залежей импортированных из-за рубежа опасных отходов.

В ответ на данные факты 22 марта 1989 г. в г. Базеле (Швейцария) Конференцией полномочных представителей была принята Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (далее — Базельская конвенция).

Сфера охвата Базельской конвенции включает широкий круг отходов, а основные ее цели и принципы следующие:

  1. сокращение объемов образования опасных отходов, экологически обоснованное регулирование обращения с ними;
  2. ограничение трансграничной перевозки опасных отходов, кроме случаев перевозки, обоснованной с позиции охраны окружающей среды;
  3. применение систем контроля и регулирования в тех случаях, когда трансграничная перевозка отходов допускается.

Реализация принципов Базельской конвенции на практике в соответствии с ее положениями сводится к следующим основным моментам:

  1. назначение каждой Стороной Базельской конвенции компетентного органа (в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Базельской конвенции это государственный орган, назначенный Стороной Базельской конвенции нести ответственность в пределах таких географических районов, которые Сторона может найти уместными, за получение уведомления о трансграничной перевозке опасных или других отходов и любой информации, связанной с ней, и за обеспечение ответа на такое уведомление);
  2. определение каждой Стороной Базельской конвенции перечня отходов, которые рассматриваются или определяются как опасные в соответствии с ее национальным законодательством, и требований относительно трансграничной перевозки, распространяющихся на такие отходы;
  3. уведомление государством экспорта, производителем или экспортером в письменном виде через компетентный орган государства экспорта компетентных органов заинтересованных государств о любой предполагаемой трансграничной перевозке опасных или других отходов;
  4. запрет производителю или экспортеру опасных отходов со стороны государства экспорта на трансграничную перевозку отходов до момента получения письменного подтверждения того, что производитель или экспортер получил согласие в письменном виде от государства импорта (и заинтересованных государств транзита) на трансграничную перевозку отходов при определенных условиях или без них;
  5. покрытие любой трансграничной перевозки опасных или других отходов страхованием, залогом или иной гарантией по требованию государства импорта или государства транзита, являющегося Стороной Базельской конвенции;
  6. принятие каждой Стороной Базельской конвенции национального законодательства с целью предотвращения незаконного оборота опасных отходов и наказания за него.

По состоянию на 2011 год Базельская конвенция насчитывает 175 Сторон.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.09.1999 N 541 «О присоединении Республики Беларусь к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» Республика Беларусь стала Стороной Базельской конвенции.

В развитие названного Указа постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.10.1999 N 1590 «О мерах по выполнению Республикой Беларусь Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь определено компетентным органом, ответственным за выполнение республикой требований, вытекающих из Базельской конвенции.

На сегодняшний день основные требования к трансграничной перевозке отходов в Республике Беларусь установлены статьей 27 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 N 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон N 271-З):

  1. ввоз отходов в Республику Беларусь допускается только в целях их использования в качестве вторичного сырья на территории Республики Беларусь (в соответствии с пунктом 6 статьи 1 Закона N 271-З использование отходов — это применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг). То есть ввоз отходов в Республику Беларусь в целях их хранения на объектах хранения отходов, а также их захоронения и (или) обезвреживания на территории Республики Беларусь запрещается;
  2. ввоз и (или) вывоз отходов осуществляются на основании предварительно полученного разрешения (лицензии) на ввоз и (или) вывоз отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
  3. собственники отходов либо уполномоченные ими лица, осуществляющие ввоз отходов в Республику Беларусь и (или) их перемещение транзитом через территорию Республики Беларусь, несут ответственность за причинение вреда при осуществлении их ввоза и (или) перемещения транзитом и обязаны обеспечить исполнение обязательств по вывозу отходов из Республики Беларусь при их перемещении транзитом через территорию Республики Беларусь, а также обязательств вследствие причинения вреда при ввозе этих отходов в Республику Беларусь или их перемещении транзитом через территорию Республики Беларусь путем внесения залога денежных средств в республиканский бюджет.

Трансграничная перевозка опасных отходов.

Перечень опасных отходов

Как было отмечено выше, каждая Сторона Базельской конвенции устанавливает перечень отходов, которые рассматриваются или определяются как опасные в соответствии с ее национальным законодательством.

Перечень отходов, запрещенных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе, перечень отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, ввоз и (или) вывоз которых допускается при наличии разрешения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, были утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 N 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» (далее — постановление N 1397).

Однако в связи со вступлением Республики Беларусь в Таможенный союз с 1 января 2010 г. указанные перечни утратили силу в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней торговли», пункт 1 которого гласит, что республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, уполномочены на выдачу (согласование выдачи) лицензий (разрешительных документов) на ввоз и (или) вывоз товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее — Единый перечень товаров).

Таким образом, на сегодняшний день Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, являясь Сторонами Базельской конвенции, имеют идентичный перечень отходов, которые рассматриваются или определяются как опасные в соответствии с разделами 1.2 и 2.3 Единого перечня товаров.

Раздел 1.2 Единого перечня товаров содержит перечень опасных отходов, ввоз (и соответственно транзит) которых на территорию Таможенного союза запрещен. То есть все виды отходов, включенные в рассматриваемый перечень, запрещены к ввозу на территорию Таможенного союза. Вывоз же их осуществляется в соответствии с требованиями Базельской конвенции (т.е. фактически их вывоз является ограниченным и требует получения соответствующей лицензии (разрешения) Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь для его осуществления).

Раздел 2.3 Единого перечня товаров содержит перечень опасных отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе. В данном случае ограниченность к перемещению через таможенную границу Таможенного союза означает необходимость получения лицензии (разрешения) на ввоз и (или) вывоз отходов, включенных в рассматриваемый перечень.

При пользовании указанными перечнями отходов необходимо учесть следующие нюансы:

  1. необходимо руководствоваться как кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 «О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» (далее — ТН ВЭД ТС), так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) отхода. Так, например, из группы товаров, соответствующих коду ТН ВЭД ТС 3824, отграниченными к перемещению являются отходы, содержащие неорганические соединения фтора в форме жидкостей или шлама, исключая шлам фторида кальция, а запрещенными к ввозу — сорбенты, с примесью арсина или фосфина, отработанные более чем на 50%. В иных случаях ввоз и (или) вывоз товаров, соответствующих коду ТН ВЭД ТС 3824, не является ограниченным (запрещенным);
  2. запрещенными к ввозу и ограниченными к перемещению в соответствии с разделами 1.2 и 2.3 Единого перечня товаров соответственно являются отходы (т.е. в соответствии с пунктом 19 статьи 1 Закона N 271-З вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства). То есть если на планируемый к ввозу и (или) вывозу товар не распространяется термин «отходы» (данный товар является продукцией, соответствие которой подтверждено установленным для данного вида продукции требованиям), то при его ввозе и (или) вывозе нет необходимости руководствоваться разделами 1.2 и 2.3 Единого перечня товаров даже при наличии в них соответствующих кодов ТН ВЭД ТС.

Трансграничная перевозка опасных отходов. Порядок получения лицензии (разрешения) на ввоз и (или) вывоз опасных отходов

Порядок получения лицензии на ввоз и (или) вывоз опасных отходов отражен в Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза опасных отходов к разделу 2.3 Единого перечня товаров.

Порядок получения разрешения на ввоз и (или) вывоз опасных отходов отражен в Положении о порядке и условиях выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешений на ввоз и (или) вывоз отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, утвержденном постановлением N 1397.

На практике получение указанных лицензий и разрешений сводится к представлению в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь пакета документов в соответствии с пунктами 6.21, 6.22 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — единый перечень процедур).

Итак, для получения лицензии на ввоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза, субъекту хозяйствования (ввоз и вывоз отходов на таможенную территорию Таможенного союза физическими лицами для личного пользования (в некоммерческих целях) запрещен) необходимо представить такие документы, как:

  1. Заявление о выдаче лицензии (заявление), заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии согласно приложению 1 к Соглашению о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 (далее — инструкция).
  2. Электронная копия заявления (на любом доступном носителе — флэш-карта, CD, дискета) в формате, утвержденном Комиссией Таможенного союза.

Для заполнения заявления необходимо воспользоваться специальным программным комплексом и руководством пользователя к нему, размещенном на Интернет-сайте www.minpriroda.gov.by в разделе «Лицензии, лицензируемые виды деятельности», подразделе «Оформление заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров».

Рассмотрим пример заявления.

Рис. Заявление о выдаче лицензии на импорт отдельных видов товаров

Указываемый в графе 2 предполагаемый период действия лицензии должен соответствовать контракту (договору) между экспортером и лицом, отвечающим за использование отходов в Республике Беларусь, указанному в графе 4, и не должен превышать 1 года (т.е. если контракт заключен на 5 лет, то период действия лицензии — 1 год, если контракт будет действовать только 7 месяцев с момента оформления заявления, то данному сроку соответствует и период действия лицензии, равный 7 месяцам).

Тип лицензии «разовая» не означает, что отгрузка отходов должна осуществляться одной партией, возможен многократный ввоз отходов по данной лицензии в соответствии с ее условиями (о типах лицензии см. статью 2 указанного выше Соглашения).

В рассматриваемом примере заявитель является импортером (возможны и иные варианты).

Поскольку рассматривается пример заявления на лицензию на ввоз отходов, то в графах 7 и 8 указываются страны отправления и продавца (могут не совпадать).

В графе 12 указывается страна происхождения (в некоторых случаях в зависимости от условий контракта может быть не определена).

В правом верхнем углу граф 7, 8 и 12 указываются коды стран в соответствии с Классификатором стран мира и территорий согласно приложению 4 к приказу Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.1998 N 246-ОД «Об утверждении «Положения о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация» и «Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров» (в программном комплексе уже внесены варианты для заполнения, необходимо лишь выбрать страну и ее код из списка).

В графе 9 указывается валюта контракта (в правом верхнем углу графы — цифровой код валюты в соответствии с классификатором валют согласно приложению 23 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций»; как и в случае кодов стран, в программном комплексе уже внесены варианты для заполнения, необходимо лишь выбрать валюту и ее код из списка). В графе 10 — стоимость в валюте, указанной в графе 9, в графе 11 — стоимость в долларах США (статистическая стоимость).

В графе 13 указываются количественные характеристики отходов (масса, объем, количество единиц и т.д.; допускается внесение сразу нескольких характеристик), а в графе 14 — единицы измерения.

Код товара по ТН ВЭД ТС в графе 15 должен быть десятизначным. Программным комплексом при введении кода автоматически заполняется описание товара, однако допускается внесение дополнительных сведений в данное описание.

Об обязательствах по внесению залога денежных средств в республиканский бюджет (что отмечено в графе 16 заявления) будет изложено ниже.

Основание для выдачи лицензии — контракт (договор) на ввоз отходов, указанный в графе 4, иные договорные обязательства между импортером и экспортером (дополнительные соглашения, спецификации и т.д.).

В графе 18 на экземпляре заявления, представляемом на бумажном носителе, ставятся подпись уполномоченного лица заявителя, печать.

3. Уведомление о трансграничной перевозке отходов в 3 экземплярах по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Форма уведомления о трансграничном перемещении отходов и Инструкция по заполнению формы уведомления о трансграничном перемещении отходов утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 24.10.2008 N 89 «О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2008 г. N 1397» (далее — постановление N 89).

4. Документ о перевозке отходов по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Форма документа о трансграничном перемещении отходов и Инструкция по заполнению формы документа о трансграничном перемещении отходов утверждены постановлением N 89.

Из анализа указанных форм следует, что часть информации документа о трансграничном перемещении отходов и уведомления о трансграничном перемещении отходов дублируется, в том числе со сведениями заявления.

5. Копия контракта (договора) между экспортером и производителем или импортером и потребителем товара в случае, если заявитель выступает посредником.

6. Копии контракта (договора) на перевозку и контракта между экспортером и лицом, отвечающим за использование отходов в государстве импорта, оформленного в установленном порядке.

Пункты 5 и 6 можно обобщить следующим образом.

При ввозе опасных отходов не исключается оказание посреднических услуг (например, услуг по транспортировке). При этом посредник (например, транспортно-логистическая фирма) может выступать заявителем на получение лицензии на ввоз опасных отходов. В рассматриваемом случае (как и во всех других) в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь должны быть представлены копии контрактов (договоров), достаточных, для того чтобы проследить цепочку движения отходов от их производителя в государстве (государствах) экспорта до субъекта хозяйствования, отвечающего за использование отходов на территории Республики Беларусь, включая всех посредников.

Из требований к содержанию контрактов (договоров) можно отметить необходимость наличия условий о возможности обратного вывоза отходов (реэкспорта), не соответствующих требованиям и условиям субъекта хозяйствования, отвечающего за их использование на территории Республики Беларусь, т.е. непригодных к использованию.

7. Информация о наличии технических (технологических) возможностей для использования ввозимых отходов (выписка из технологического регламента, подтверждающая возможность использования отходов в качестве сырья, или иной документ, подтверждающий вовлечение их в использование, обоснование необходимости ввоза отходов в Республику Беларусь с расчетом потребности во ввозимых отходах, перечень технологического оборудования).

В соответствии с настоящим пунктом представляются:

  • А. Обоснование необходимости ввоза отходов в Республику Беларусь с расчетом потребности во ввозимых отходах. В свободной форме за подписью руководителя субъекта хозяйствования обосновывается необходимость ввоза отходов (например, планируемый к ввозу отход является незаменимым сырьевым компонентом при производстве того или иного вида продукции, а объемы его образования в республике недостаточны для полной загрузки производства), приводится расчет годовой потребности во ввозимых отходах (например, данный отход составляет как сырьевой компонент производимой продукции до 50% ее массы, максимальный годовой объем производства — 1000 тонн продукции, соответственно потребность во ввозимых отходах составляет 500 тонн).
  • Б. Перечень технологического оборудования, на котором планируется использование заявленных к ввозу отходов. Такой перечень также представляется в свободной форме за подписью руководителя субъекта хозяйствования.
  • В. Отходы в Республике Беларусь (в том числе ввозимые) классифицируются в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 N 85 (далее — классификатор отходов). Также в соответствии со статьей 16 Закона N 271-З в классификаторе отходов указываются степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов (если же степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, то они устанавливаются их производителями для всех образующихся отходов производства (в рассматриваемом случае — импортерами для всех ввозимых отходов) в определенном порядке).

Если планируемый к ввозу отход является неопасным или для него установлен 4-й класс опасности, то документом, подтверждающим вовлечение его в использование, будет являться выписка из технологического регламента процесса использования отходов в качестве сырья.

Если же для планируемого к ввозу отхода установлен 1-й — 3-й класс опасности, то документом, подтверждающим вовлечение его в использование, будет являться лицензия, выданная Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, на право осуществления деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.

Данное условие связано с тем, что в соответствии с пунктом 14 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», к составляющим работам и услугам деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, лицензирование которой осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, относится в том числе использование отходов 1-го — 3-го классов опасности.

8. При ввозе отходов на территорию Таможенного союза в целях продажи дополнительно представляется копия договора(ов) (контракта(ов)) купли-продажи отходов.

Наиболее распространенным примером ввоза отходов с целью продажи является ввоз изношенных шин, которые по своим характеристикам еще пригодны к применению по прямому назначению. В данном случае представления документов, указанных в предыдущем пункте, не требуется, т.к. использование отходов субъектом хозяйствования не предполагается.

До отмены лицензирования розничной торговли (т.е. до 1 января 2011 г.) требовалось указание реквизитов лицензии на осуществление розничной торговли. Теперь же, по сути, возможно лишь представление копий договоров (контрактов) купли-продажи отходов с теми субъектами хозяйствования, которые будут осуществлять розничную торговлю ввозимых отходов (распространенной является и ситуация, когда сам заявитель (импортер) будет осуществлять розничную торговлю ввозимых отходов, тогда не требуется и представление указанных копий договоров (контрактов)).

Необходимо, правда, обратить внимание на некоторые нюансы.

Субъект хозяйствования, планирующий ввоз отходов в целях продажи, будет осуществлять обращение с данными отходами (в соответствии с пунктом 13 статьи 1 Закона N 271-З это деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов). Поэтому ему необходимо руководствоваться требованиями Закона N 271-З, в том числе статьей 17 Закона N 271-З, устанавливающей обязанности юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами.

Розничная торговля ввезенными в рассматриваемом случае отходами должна осуществляться только на территории Республики Беларусь. Как было отмечено выше, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация являются Сторонами Базельской конвенции, и образование ими Таможенного союза и Единого экономического пространства не освободили от обязательств, установленных Базельской конвенцией, т.е. обязательств по ограничению и регулированию трансграничной перевозки опасных отходов (в том числе во взаимной торговле в рамках Таможенного союза). То есть если изношенные шины ввезены в соответствии с лицензией на ввоз опасных отходов на территорию Республики Беларусь, то продажа их допускается только на территории республики, с целью вывоза данных отходов для продажи на территорию Российской Федерации или Республики Казахстан требуется получение соответствующего разрешения (порядок будет рассмотрен ниже).

9. При выдаче лицензии — документ, подтверждающий внесение собственником отходов или уполномоченным им лицом суммы залога денежных средств в республиканский бюджет.

Внесение рассматриваемого залога денежных средств — это, как было отмечено выше, один из элементов реализации принципов Базельской конвенции на практике. Вносится он в соответствии с Положением о порядке расчета суммы залога денежных средств, подлежащего внесению собственником отходов либо уполномоченным им лицом в республиканский бюджет при осуществлении ввоза отходов в Республику Беларусь и (или) их транзита через территорию Республики Беларусь, а также порядке внесения такого залога в республиканский бюджет и его возврата, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2008 N 231 (далее — Положение N 231).

Согласно пункту 2 Положения N 231 сумма залога денежных средств определяется в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату представления документов в зависимости от количества ввозимых или перемещаемых отходов в размере, эквивалентном:

40 евро за 1 тонну ввозимых или перемещаемых отходов (за исключением шлаков и зол, указанных в абзаце третьем части первой пункта 2 Положения N 231);

0,1 евро за 1 тонну ввозимых гранулированных шлаков, получаемых в процессе производства черных металлов (код ТН ВЭД ТС 2618 00 000 0), шлаков и зол прочих (код ТН ВЭД ТС 2621 90 000 0), соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов и используемых в производстве цемента.

Сумма залога денежных средств может вноситься в республиканский бюджет в долларах США, евро, российских рублях по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату представления документов.

Сумма залога денежных средств вносится в республиканский бюджет на соответствующие транзитные счета управления государственного казначейства главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по г. Минску (УНП 100061548):

В платежном документе в поле «код платежа» следует указывать значение «05506», в поле «назначение платежа» — «Залог денежных средств при осуществлении ввоза отходов в Республику Беларусь и (или) их транзита через территорию Республики Беларусь».

В соответствии с пунктом 6 Положения N 231 залог денежных средств, внесенный в республиканский бюджет, подлежит возврату по письменному заявлению с указанием счета собственника отходов либо уполномоченного им лица, осуществляющего ввоз отходов в Республику Беларусь и (или) их транзит через территорию Республики Беларусь, поданному в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, при условии документального подтверждения использования отходов, либо факта вывоза отходов за пределы Республики Беларусь при перемещении отходов через Республику Беларусь транзитом, либо в случае несостоявшегося ввоза отходов и (или) их транзита.

Документом, подтверждающим использование отходов в качестве вторичного сырья или их вывоз из Республики Беларусь, является документ на ввоз и (или) вывоз отходов по утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь форме. При подаче заявления на возврат залога денежных средств субъектом хозяйствования заполняется графа 25 документа о трансграничном перемещении (перевозке) отходов.

Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 7 Положения N 231 возврат собственнику отходов либо уполномоченному им лицу, осуществляющему ввоз отходов в Республику Беларусь и (или) их транзит через территорию Республики Беларусь, суммы залога денежных средств может быть произведен не позднее шести месяцев со дня истечения срока действия разрешения (лицензии) на ввоз и (или) вывоз отходов без начисления процентов на эту сумму.

10. Документ, подтверждающий внесение платы.

Размер платы, взимаемой при осуществлении рассматриваемой административной процедуры (т.е. при получении лицензии на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, а также разрешений на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, порядок получения которых будет рассмотрен ниже), составляет 1 базовую величину.

В платежном документе в данном случае в поле «код платежа» следует указывать значение «03001» (для юридических лиц) либо «03002» (для индивидуальных предпринимателей), в поле «назначение платежа» — «государственная пошлина за выдачу лицензии (разрешения) на трансграничное перемещение отходов».

Целый ряд документов, необходимых для получения лицензии на вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза, схож с рассмотренными выше, однако есть несколько нюансов, требующих отдельного рассмотрения. Итак, для получения лицензии на вывоз опасных отходов субъекту хозяйствования необходимо представить:

1) заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией;

2) электронную копию заявления в формате, утвержденном Комиссией Таможенного союза.

Форма заявления аналогична рассмотренной (рис. 1). Поскольку представляется заявление на экспорт, то меняется тип лицензии (графа 3), наименование граф 6 («продавец»), 7 («страна назначения»), 8 («страна покупателя»). Наименование и содержание остальных граф заявления остаются аналогичными рассмотренному выше примеру;

3) уведомление о трансграничном перемещении отходов в 3 экземплярах по форме, утвержденной постановлением N 89;

4) документ о трансграничном перемещении отходов по форме, утвержденной постановлением N 89;

5) копию контракта (договора) между экспортером и производителем или импортером и потребителем товара в случае, если заявитель выступает посредником;

6) копии контракта (договора) на перевозку и контракта между экспортером и лицом, отвечающим за использование или обезвреживание и (или) захоронение отходов в государстве импорта, оформленного в установленном порядке;

7) документ, подтверждающий внесение платы;

8) согласие (в письменной форме) компетентного органа государства, на территорию которого ввозятся отходы, в соответствии с Базельской конвенцией.

Указанное согласие является ключевым отличием перечня документов, представляемых для получения лицензии на вывоз опасных отходов от перечня документов, представляемых для получения лицензии на ввоз опасных отходов. Необходимость представления данного согласия — это, как было отмечено выше, один из элементов реализации принципов Базельской конвенции на практике.

Согласие может быть представлено в разных формах:

  • в виде уведомления о трансграничной перевозке (перемещении) отходов с заполненной компетентными органами государства импорта и государств транзита графой 24 (в случае применения формы уведомления, отличной от формы, утвержденной постановлением N 89, номер графы может отличаться, ключевым же является наличие отметок компетентных органов указанных государств);
  • в виде письма компетентного органа государства импорта, свидетельствующего о согласии на ввоз заявленных отходов (также вероятно возникновение ситуации, когда в письме компетентного органа будет указано, что в соответствии с национальным законодательством государства импорта ввоз заявленного вида отходов не регулируется согласно Базельской конвенции — данные сведения являются аналогией согласия);
  • иная форма согласия в соответствии с национальным законодательством государства импорта.

Таким образом, рассмотрен порядок получения лицензий на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе.

Когда же возникает необходимость получения разрешений на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через Государственную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера в соответствии с пунктом 6.21 единого перечня процедур?

Как уже было упомянуто, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация являются Сторонами Базельской конвенции, и образование ими Таможенного союза и Единого экономического пространства не освободили от обязательств, установленных ею, т.е. от обязательств по ограничению и регулированию трансграничной перевозки опасных отходов. Именно для исполнения данных обязательств во взаимной торговле в рамках Таможенного союза и предусмотрено получение разрешений на ввоз и (или) вывоз опасных отходов.

Для получения разрешения на ввоз опасных отходов в Республику Беларусь из Республики Казахстан или Российской Федерации необходимо представить заявление с указанием суммы залога денежных средств, подлежащего внесению в республиканский бюджет при ввозе отходов в Республику Беларусь. В отличие от заявления о выдаче лицензии, отсутствует утвержденная форма рассматриваемого заявления, т.е. оно представляется в свободной форме за подписью руководителя субъекта хозяйствования.

В остальном же пакет документов идентичен представляемому для получения лицензии на ввоз опасных отходов.

Аналогичной является ситуация и с разрешением на вывоз опасных отходов из Республики Беларусь в Республику Казахстан или Российскую Федерацию: представляется заявление в свободной форме за подписью руководителя субъекта хозяйствования и пакет документов, идентичный рассмотренному при получении лицензии на вывоз опасных отходов.

Особняком стоит разрешение на ввоз и вывоз (т.е. транзит) опасных отходов, ограниченных к перемещению через Государственную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, т.к. не предусмотрено получение аналогичной лицензии на транзит опасных отходов (т.е. данный вид перевозки отходов через территорию Республики Беларусь вне зависимости от государств экспорта и импорта осуществляется в соответствии с разрешениями на ввоз и вывоз опасных отходов).

Если рассматривать транзит отходов исходя из принципов Базельской конвенции, то основными требованиями к данному процессу будут наличие согласия государства импорта (и заинтересованных государств транзита) на трансграничную перевозку отходов и покрытие данной трансграничной перевозки опасных отходов залогом.

Для получения разрешения на ввоз и вывоз (т.е. транзит) опасных отходов необходимо представить:

  1. заявление (в свободной форме) с указанием суммы залога денежных средств, подлежащего внесению в республиканский бюджет при перемещении отходов транзитом через территорию Республики Беларусь;
  2. уведомление о трансграничном перемещении отходов в 3 экземплярах по форме, утвержденной постановлением N 89;
  3. документ о трансграничном перемещении отходов по форме, утвержденной постановлением N 89;
  4. копию контракта (договора) между экспортером и производителем или импортером и потребителем товара в случае, если заявитель выступает посредником;
  5. копии контракта (договора) на перевозку и контракта между экспортером и лицом, отвечающим за использование или обезвреживание и (или) захоронение отходов в государстве импорта, оформленного в установленном порядке;
  6. документ, подтверждающий внесение платы;
  7. согласие (в письменной форме) компетентного органа государства, на территорию которого ввозятся отходы, в соответствии с Базельской конвенцией.
  8. согласие компетентных органов государств транзита на перемещение отходов транзитом через территорию этих государств (при необходимости);
  9. при выдаче разрешения — документ, подтверждающий внесение собственником отходов или уполномоченным им лицом суммы залога денежных средств в республиканский бюджет.

Срок осуществления Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь рассмотренных административных процедур по выдаче лицензий на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе, разрешений на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через Государственную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, составляет не более 15 рабочих дней.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
Перевозки в горах и в пустынной местности Особенностями горной местности, затрудняющими автомобильные перевозки, являются слабо развитая сеть дорог, большое количество подъемов и спусков, крутых закрытых поворотов и узких мест, резкое изменение климатических условий в зависимости от высоты. Следует учитывать и такой важный фактор, как сн...
Эти неутомимые работяги фургоны Pelican.Van Рынок малотоннажных перевозок с использованием автомобильных фургонов различного назначения неумолимо растет с каждым годом. Сегодня, невозможно представить себе ни одну отрасль розничной, или мелкооптовой торговли, где применение автомобильных фургонов не приносило бы ощутимой прибыли и не облегчал...
Правила перевозки пассажиров в общественном транспорте При осуществлении перевозки пассажиров в городском общественном транспорте стоит придерживаться определенных правил не только водителю, но и кондуктору, а также пассажиру. Разберемся, какие обязательства и права устанавливаются для таких категорий законодательством. Пассажироперевозки могут осуще...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()