Бортовая диагностика, использующая ПК

До недавнего времени диагностическая процедура, которая требовала доступа к сохраненным в памяти кодам ошибок и другим данным, была возможна только с использованием специализированного оборудования или относительно дорогих считывателей кодов или сканеров. Однако с быстрым ростом числа автомобилей, оснащенных системами EOBD/OBD-2 (Европейская/бортовая диагностика, версия 2), стало возможным извлекать информацию из ECU при использовании простой шины интерфейса и стандартного компьютера, использующего соответствующее программное обеспечение.

С 1 января 2001 года все автомобили, проданные и Европе  должны иметь бортовые диагностические системы. Европейская Дирекция объявила Стандарты 98/69/ЕС обязательного мониторинга состава выхлопных газов автомобилей. Автомобили также должны быть оснащены стандартным диагностическим разъемом  Система EOBD подобна системе OBD-2, используемой в США. Чтобы уведомить водителя о каких-либо проблемах, используется индикатор предупреждения «Проверка двигателя» на приборной панели. Сигнал не дает никакой информации водителю или технику кроме той, что была обнаружена ошибка, через разъем диагностической связи (diagnostic link connector — DLC).

Разъем диагностической связи (DLC)

Рис. Разъем диагностической связи (DLC)

В автомобилях используются три основных протокола OBD-2/EOBD, имеющих незначительные различия между собой. По неписаному правилу большинство европейских и азиатских автомобилей использует электронное оборудование стандарта ISO 9141, как и компания Chrysler. Автомобили GM и легкие грузовики используют протокол SAE J1850 VPW (переменная широтно-импульсная модуляция ШИМ), а автомобили Ford — протокол SAE J1850 PWM (широтно-импульсная модуляция). Можно определить, какой протокол используется на данном автомобиле, исследуя диагностический разъем:

  • если разъем имеет штырек в позиции номер 7 и не имеет штырьков с номерами 2 или 10, то автомобиль использует протокол ISO 9141
  • если отсутствует штырек в позиции номер 7, автомобиль использует протокол SAE
  • если есть штырек в позициях 7 и 2 и/или номер 10, автомобиль может использовать протокол ISO

Хотя существует три протокола подключения к сети OBD-2, набор команд установлен стандартом SAE J1979.

Чтобы считывать коды ошибок, теперь доступен целый ряд недорогих приборов. Их можно использовать, чтобы просматривать реальные показания датчиков. Память кодов ошибок можно очистить, а световые индикаторы предупреждения установить в исходное состояние. Системы OBD контролируют и запоминают информацию датчиков со всего автомобиля. Показания датчика, которые вызываются вне предварительно запрограммированного диапазона, вызывают генерацию диагностического кода неисправности (Diagnostic Trouble Code — DTC).

Чтение кодов неисправности стандарта EOBD/OBD-2

Первый символ кода имеет отношение к системе транспортного средства, которая сгенерировала код ошибки:

  • V — управление движением;
  • В — корпус;
  • С — шасси:
  • U — сеть.

Следующий символ может быть или 0, или 1:

  • 0 — стандартный код (SAE) OBD;
  • 1 — собственный код изготовителя автомобиля.

Следующий символ идентифицирует определенную часть рассматриваемой системы. Для систем управления движением это:

  1. 1 — измерение топлива и воздуха;
  2. 2 — измерение топлива и воздуха, конкретно — схем инжектора;
  3. 3 — система зажигания и обнаружение пропуска зажигания;
  4. 4 — вспомогательные средства контроля выхлопа;
  5. 5 — система управления скоростью автомобиля и система управления холостым ходом;
  6. 6 — выходные схемы компьютера;
  7. 7 — ошибки, связанные с трансмиссией;
  8. 8 — ошибки, связанные с трансмиссией.

Последние два значения идентифицируют специфическую ошибку, обнаруженную бортовыми системами.

Например, код Р0115 обозначает: «Сбой и схеме измерения температуры охлаждающей жидкости двигателя».

Доступное оборудование

Единственное необходимое оборудование для такой диагностики — простой кабель интерфейса, который соединяет диагностический разъем с последовательным портом на компьютере. Чтобы обеспечить связь со стендовым ПК, достаточно использовать один удлиненный кабель. Полезная особенность конструкции, на которую стоит обратить внимание, состоит в том, что «земляные» (соединенные с корпусом) штырьки разъема DLC более длинные, чем другие. Поэтому они будут всегда соединяться первыми и защищать чувствительные компоненты от всплесков напряжения.

Имеется множество компьютерных программ, которые «переведут» сигналы DLC в удобочитаемый формат. Одна из них (очень неплохая программа по разумной цене) — это Vehicle Explorer, созданная Алексом К. Пепером (Alex С. Ререr). Помимо индикации DTC-кодов, эта программа позволяет контролировать сигналы датчиков и в числовых, и в графических формат. Данные могут быть зарегистрированы, например, в процессе дорожного испытания, а затем воспроизведены для анализа уже в автомастерской.

Резюме

К сожалению, даже несмотря на разработанный единый стандарт, некоторые изготовители интерпретировали его по-разному. Однако теперь стало возможно получить доступ к подробной информации для систем многих транспортных средств. До недавнего времени она была доступна только главным дилерам.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.