Бортовое диагностическое программное обеспечение, для доступа к которому требуется специальное дополнительное считывающее устройство

Бортовое диагностическое программное обеспечение, для доступа к которому требуется специальное дополнительное считывающее устройство

К 1995 году начали появляться так называемые расширенные системы, которые долгое время сосуществовали с прежними, но уже с 1996 года по требованиям Агентства по защите окружающей среды Соединенных Штатов (US Environmental Protection Agency, U.S. EPA) и благодаря усилиям Ассоциации инженеров автомобилестроения (Society of Automotive Engineers, SAE) были повсеместно внедрены единые стандарты самодиагностики, протоколов обмена данными, унифицированы требования к диагностическим средствам и структуре кодов. Таким образом, начиная с этого времени все автомобили и грузовики малой грузоподъемности, произведенные для продажи в Соединенных Штатах Америки, оборудуются единой системой самодиагностики OBD-II, а с 2000 года, согласно директиве 98/69EG, все новые автомобили с бензиновыми двигателями и в Европе диагностируются только по этому стандарту.

Требования этого стандарта предусматривают:

  • стандартный диагностический разъем
  • стандартное размещение диагностического разъема
  • стандартный протокол обмена данными между сканером и автомобильной бортовой системой диагностики
  • стандартный список кодов неисправностей
  • сохранение в памяти электронного блока управления кадра значений параметров при появлении кода ошибки («замороженный» кадр)
  • мониторинг бортовыми диагностическими средствами элементов, отказ которых может привести к увеличению объемов токсичных выбросов в окружающую среду
  • доступ как специализированных, так и универсальных сканеров к кодам ошибок, параметрам, «замороженным» кадрам, тестирующим процедурам и т.д.
  • единый перечень терминов, сокращений, определений, используемых для элементов электронных систем автомобиля и кодов ошибок

Обмен информацией в таких системах осуществляется так называемыми «быстрыми» кодами. «Быстрые коды» обеспечивают выборку из памяти электронного блока управления большого объема информации через последовательный интерфейс. Этот интерфейс и диагностический разъем используются как при проверке и настройке автомобиля на заводе изготовителе, так и при диагностировании.

Диагностический разъем размещается в пассажирском салоне (обычно под приборной панелью) и обеспечивает доступ к системным данным. К такому разъему может быть подключен любой сканер. Постепенно на данную систему переходят и автомобильные производители других регионов мира. Признаком этой системы является обязательное наличие в салоне автомобиля характерного 16-контактного диагностического разъема.

Стандартный диагностический разъем

Рис. Стандартный диагностический разъем

К сожалению, современные системы, несмотря на всеобщую стандартизацию, продолжают использовать различные протоколы для связи с модулем управления. OBD-II -совместимый автомобиль может использовать любой из следующих протоколов: J 1850 VPW, J 1850 PWM, ISO 9141-2, ISO 14230-4 и Keyword Protocol (KWP) 2000. Во всех протоколах применяется импульсно-кодовая модуляция переменной или постоянной длины на основе CAN-bus. Однако если для считывания данных в прежней системе применялись только специальные дилерские сканеры (или неудобная процедура активизации модуля, уникальная для каждой марки), то OBD-II — совместимый автомобиль может тестироваться универсальным OBD-II-сканером. Если в системах семейства OBD-I было предусмотрено определение неисправностей ограниченного спектра (двигателя, подушек безопасности, тормозной системы ABS и автоматической коробки передач), то в OBD-II перечень диагностируемых узлов расширен (быстрые коды). Кроме того, значительно увеличилось количество диагностических кодов (их теперь более 3000).

В 2000 году, когда все ведущие мировые производители осознали, что единые системы управления и диагностики автомобиля просто необходимы, был введен новый стандарт — EOBD (EURO OBD), основным отличием которого является закрепление протокола управления автомобильными подсистемами CAN, разработанного фирмой Bosch и реализованного на ряде моделей европейских и азиатских производителей. Но диагностический разъем OBD-II не изменился, поскольку в нем уже были зарезервированы контакты для реализации связи по интерфейсу CAN bas. Стандарт EOBD иногда называют европейским, а OBD-II — американским.

Для предупреждения водителя о неисправности электронной системы управления на панели приборном щитке загорается (лампочка ) или надпись Check Engine («Проверьте двигатель»).

По требованиям нормативных документов по безопасности движения некоторых стран, автомобиль, имеющий активные коды неисправности определенных электронных систем управления, не допускается к эксплуатации.

При запуске двигателя и отсутствии в нем неисправностей (лампа) надпись Check Engine должна погаснуть после запуска двигателя — после того как будут выполнены все инициализационные бортовые тестовые процедуры, относящиеся к отработавшим газам. Этот индикатор называется лампой индикации неисправностей (Malfunction Indication Light, MIL). Он может выдавать и другие надписи в зависимости от марки автомобиля — Service Engine Soon («Отрегулируйте двигатель в ближайшее время») или просто Check («Выполните проверку»).

Этот индикатор информирует водителя о том, что в процессе работы системы управления двигателем имеются неисправности (ошибки). Причем ошибки могут быть как серьезные, так и не очень. Если проблема серьезная и ее устранение не терпит отлагательств, то при ее возникновении индикатор Check Engine мгновенно загорается и не гаснет. Такая неисправность относится к разряду активных (Active). Если же однократно возникшая неисправность не слишком серьезная и ее устранение может быть отложено, то индикатор не загорается, но неисправность записывается и ей присваивается сохраняемый статус (Stored). Если такая же неисправность возникнет повторно (или несколько раз, в зависимости от серьезности), то она может быть переведена в статус активных и тогда индикатор Check Engine загорится. Обычно для перехода сохраняемой ошибки в активный статус требуется ее появление в нескольких драйв-циклах (драйв-циклом считается процесс, при котором холодный двигатель запускается и работает до достижения нормальной рабочей температуры). Иногда индикатор Check Engine горит до глушения двигателя, а при повторном запуске гаснет и не появляется до возникновения следующей ошибки. При случайных неисправностях индикатор загорается только тогда, когда неисправности повторяются в течение следующих двух-трех драйв-циклов, но если они в этот период не появляются, то индикатор гаснет.

Считывание информации со сложного программного обеспечения осуществляется с помощью специального устройства – сканера, фактически заменяющего центральный блок управления. Контролируемые параметры и коды неисправностей считываются непосредственно с электронного блока управления, при этом коды не только считываются, но и расшифровываются.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *