Объем функций уровней проверки в OBD
Информацию ЭБУ OBD можно считывать на 9 уровнях проверки (режимы проверки 1-9). Принцип работы и формат данных для девяти режимов проверки регламентируются стандартами ISO 15031 — 5 и SAE J2190. Не все диагностические системы разрешают каждый режим. Часто режимы 6,8 и 9 доступны лишь для собственных диагностических систем. Одна диагностическая система может всегда отображать и предоставлять лишь те данные, которые предоставляются автомобилем.
Таблица. Обзор доступных режимов проверки
Режим проверки | Функция, индикация, состояние |
Режим проверки 1 | • Считывание диагностических значений системы, имеющих отношение к ОГ. • Считывание фактических данных системы. • Информация о состоянии: • фактические расчеты (например, момент зажигания, длительность впрыска); • аналоговые данные ввода и вывода (например, температура двигателя); • цифровые данные ввода и вывода (например, регулятор холостого хода, переключатель дроссельной заслонки) |
Режим проверки 2 | Считывание условий работы в момент регистрации неисправности, имеющей отношение к ОГ (данные об окружающих условиях). Эти данные об окружающих условиях называют данными Freeze Frame. (Обороты двигателя, нагрузка на двигатель, температура двигателя, положение дроссельной заслонки и т. п.) |
Режим проверки 3 | Считывание неисправностей, имеющих отношение к ОГ, которые вызвали активацию индикатора MIL. Основой является определенный список кодов согласно ISO 15 031-6 |
Режим проверки 4 | • Удаление всех кодов неисправностей, имеющих отношение к ОГ и обнуление данных Freeze Frame. • Селективное удаление кодов невозможно и не допускается стандартом |
Режим проверки 5 | • Выдача данных последней проведенной проверки лямбда-зонда. • Индикация протекания сигналов, измеренных значений и данных проверки лямбда-зонда |
Режим проверки 6 | Индикация измеренных значений не постоянно контролируемых систем, таких как, например, ЭБУ КПП или кондиционер |
Режим проверки 7 | Инициация кодов неисправностей, (еще) не приводящих ко включению индикатора MIL |
Режим проверки 8 | • Индикация состояния функции проверки OBD. Можно проводить целенаправленные проверки и диагностику исполнительных органов. • Проверка систем или деталей после удаления кодов из регистратора событий завершена / не завершена. Внутренняя проверка работы всех функций контроля должна быть завершена к моменту считывания кодов из регистратора событий. Могут потребоваться и масштабные пробные поездки (см. код готовности) |
Режим проверки 9 | Индикация специальной информации об автомобиле: • VIN-номер (Vehicle Identification Number), идентификационный номер автомобиля; • номера двигателя, КПП; • комплектация автомобиля и спецификации модели; • версия Э5У, ПО; • CIN-номер (Calibration Identification Number), идентификатор калибровки; • CVN-номер (Calibration Verification Number), проверочный номер калибровки |
Функции в рамках всех режимов проверки имеют единую классификацию, а 8 рамках одного режима определенные функции обозначаются идентификатором параметра (PID) или идентификатором проверки (TID). Некоторые режимы не имеют дополнительных идентификаторов. К примеру, режим 3 не имеет других идентификаторов параметра. Не все PID полностью поддерживаются каждым ЭБУ. Диагностическая система всегда сначала запрашивает количество имеющихся кодов в режиме проверки 1 с PID 01 и в ответ получает количество записанных неисправностей.
Может быть до 256 идентификаторов PID.
PID 04 — значение, вычисляемое блоком управления с применением стандартных значений.
В некоторых системах понятие «лямбда-интегратор» также называют кратковременной корректировкой впрыска, а понятие «лямбда-адаптация» — долговременной корректировкой впрыска.
Режим проверки 4 не имеет дополнительных PID. В этом режиме удаляются или обнуляются следующие данные:
- количество записанных кодов неисправностей (режим 1 PID 01);
- состояние проверки системы (режим 1 PID 01);
- пробег с момента включения MIL (режим 1 PID 21);
- количество циклов прогрева с момента удаления кодов неисправностей (режим 1 PID 30);
- пробег с момента удаления кодов неисправностей (режим 1 PID 31);
- режим работы двигателя с момента включения MIL (режим 1 PID 4D);
- время с момента удаления кодов неисправностей (режим 1 PID 4Е);
- код неисправности для данных Freeze Frame (режим 2 PID 02);
- данные Freeze Frame (режим 2);
- коды неисправности (режим 3);
- данные о проверке лямбда-зондов (режим 5);
- результаты проверки бортовой диагностики (режимы 6 и 7).
Так как при удалении кодов удаляются и другие данные (например, данные Freeze Frame), то выполняется контрольный опрос пользователя. Выборочное удаление кодов невозможно и не допускается стандартом. Информативная проверка всей системы возможна только после прогона всех диагностических функций системы. Должна быть обеспечена готовность системы к проверке, т.е. все коды готовности установленных систем должны быть с 0. Таким образом, сначала нужно проехать все рабочие точки, в которых активируются функции проверки. После удаления кодов из регистратора событий могут потребоваться масштабные пробные поездки. Если определенные функции проверки не были активизированы, то система выдаст сообщение «Проверка системы не выполнена».
С помощью собственных диагностических систем отдельных автопроизводителей можно считывать уровни проверки, относящиеся к автомобилю. Этот расширенный объем диагностики касается также областей и узлов электроники, не имеющих отношения к ОГ и, соответственно, не требуемых системой OBD. В режиме проверки 5 отображаются только значения лямбда-зондов, также зарегистрированные и в режиме 1. Значения идентификатора проверки (TID) всегда соответствуют определенному лямбда-зонду (например, ряд 1 — зонд 1 или ряд 2 — зонд 1). Отдельным TID можно сопоставить диапазоны номинальных значений. Для выдачи в режиме 5 идентификаторы TID были утверждены согласно таблице.
Таблица. Значения для проверки лямбда-зонда
Шестизначный код TID | Значение лямбда | Значение | Диапазон значений |
1 | Пороговое напряжение перехода с богатой смеси на бедную, В | Постоянно | 0-1,275 |
2 | Пороговое напряжение перехода с бедной смеси на богатую, В | Постоянно | 0-1,275 |
3 | Нижнее напряжение для расчета времени переключения, В | Постоянно | 0-1,275 |
4 | Верхнее напряжение для расчета времени переключения, В | Постоянно | 0-1,275 |
5 | Время переключения с богатой смеси на бедную, с | Рассчетное | 0-1,02 |
6 | Время переключения с бедной смеси на богатую, с | Рассчетное | 0-1,02 |
7 | Минимальное испытательное напряжение, В | Рассчетное | 0-1,275 |
9 | Максимальное испытательное напряжение, В | Рассчетное | 0-1,275 |
Время между двумя переходами, с | Рассчетное | 0-1,02 |
Добавить комментарий