Основная конструкция системы OBD
Техника систем OBD базируется на известных техническом функционале и элементах современных систем с впрыском топлива. Принципиальная схема системы OBD изображена на рисунке. Дополнительные детали OBD обозначены на рисунке буквами. Не в каждой системе OBD обязательно должны быть все изображенные датчики.
Рис. Принципиальная схема системы OBD:
- Топливный насос
- Топливный фильтр
- Адсорбер с активированным углем
- Насос добавочного воздуха
- Клапан добавочного воздуха
- Катушка зажигания
- Форсунка
- Регулятор давления топлива
- Запорный клапан вентиляции
- Датчик положения дроссельной заслонки
- Датчик массового расхода воздуха
- Регулятор холостого хода
- Датчик температуры всасываемого воздуха
- Регулятор давления AGR
- Клапан AGR
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчик частоты вращения коленчатого вала
- Датчик детонации
- Датчик фазы (положения распределительного вала)
- Управляющий лямбда-зонд
- ЭБУ OBD
- Трехкомпонентный каталитический нейтрализатор
- А Индикатор неисправностей (MIL)
- В Интерфейс OBD (диагностический интерфейс)
- С Датчик неровной дороги
- D Диагностический лямбда-зонд
- Е Клапан вентиляции топливного бака
- F Датчик давления во впускном коллекторе
- G Датчик дифференциального давления
ЭБУ OBD непрерывно выполняет проверку систем. Неисправные детали управляющей электроники и программные ошибки распознаются и записываются в регистратор событий. Для этого сигналы датчиков, управляющие команды и реакция системы постоянно проверяются на правдоподобность и сравниваются с записанными в память значениями. С помощью определенных запрограммированных операций проверки электроника анализирует сигналы различных датчиков, оценивает и сравнивает фактические результаты. При возникновении значительных отклонений от номинала выдается сообщение о неисправности посредством включения сигнальной лампы. Неисправность и условия эксплуатации при ее возникновении записываются в память.
В системах E-Gas регулятор оборотов холостого хода (деталь 12) заменен дроссельной заслонкой с электроприводом и электронной педалью газа. Вместо клапана AGR с пневмоприводом (детали 14 и 15) все больше используются клапаны AGR с электроприводом.
Деталь С — датчик вертикальных ускорений (неровной дороги) — устанавливается редко (в основном у вседорожников), поскольку неравномерность вращения коленвала проще определить другими способами. В предписаниях и стандартах регламентированы минимальное количество контролируемых систем и узлов, имеющие отношение к ОГ. Конкретная техническая реализация и технология контроля и проверки систем не всегда регламентируется стандартами. Изготовители могут пойти разными, часто своими путями в поиске решений по контролю конкретной системы. Ниже проиллюстрированы варианты контроля систем с разными, часто используемыми на практике решениями. В зависимости от изготовителя и типа автомобиля возможны отклонения или другие технические варианты.