Проверка токсичности ОГ в системах OBD

Проверка токсичности ОГ в системах OBD

Правила проверки токсичности ОГ основываются на различных региональных и международных законодательных актах.

Осмотр деталей, имеющих отношение к вредным веществам

Чтобы во всех точках проверки токсичности ОГ осуществлялось единое определение неисправностей системы выпуска, выявленные неисправности должны документироваться единообразно. Если неисправности устраняются сразу после проверки токсичности ОГ, это должно быть подтверждено ответственным лицом. Эксперт должен зафиксировать эти неисправности в отчете об основном техническом осмотре.

Проверяемые системы и детали Осмотр по предписанию изготовителя
Бензиновый / OBD Дизельный / OBD
Выпускная система Проверка Проверка
Безопасные пробки заливных горловин топливных баков и прочие установленные предохранительные устройства Проверка Проверка
Контроль индикатора неисправностей MIL Проверка Проверка
Индикатор неисправностей MIL должен загораться при включении зажигания Проверка Проверка
Индикатор неисправностей MIL должен гаснуть при запуске двигателя Проверка Проверка
Вентиляция картера двигателя Проверка Проверка
Фильтр всасываемого воздуха Проверка Проверка
Система рециркуляции ОГ Проверка Проверка
Система впуска добавочного воздуха Проверка нет
Катализатор / сажевый фильтр Проверка Проверка
Датчики Проверка Проверка
Провода исполнительных элементов Проверка Проверка
Лямбда-зонды Проверка Проверка
Фильтр с активированным углем Проверка нет
Упор полной нагрузки у дизельного двигателя с распределительным насосом нет Проверка

В таблице показан объем проводимых осмотров у автомобилей с OBD. Владелец автомобиля может устранить неисправности до основного техосмотра либо эксперт включает задокументированную неисправность в отчет по основному техосмотру.

ПО для проверки токсичности ОГ через OBD

Для проведения проверок токсичности ОГ у автомобилей с OBD необходимо использовать определенные версии ПО для приборов, измеряющих токсичность ОГ. Эти версии ПО можно использовать для проверки автомобилей, работающих на газе, лишь в случае изменения коэффициента для расчета значения лямбда. Для дизельных автомобилей с OBD требуется версия 3.

В таблице показаны допуски отдельных версий ПО.

Метод проверки для версии 1 версии 2 версии 3
Срок действия версии ПО До 31.12.2009 только при указании типа устройства, версии ПО и срока очередной проверки токсичности ОГ до 31.12.2009 Обязательно с 01.01.2010
Бензиновый двигатель без катализатора Допускается Допускается Допускается
Бензиновый двигатель с U-катализатором Допускается Допускается Допускается
Бензиновый двигатель с G-катализатором Допускается * Допускается * Допускается
Бензиновый двигатель с G-катализатором и OBD Не допускается Допускается * Допускается
Дизельный двигатель Допускается Допускается Допускается
Дизельный двигатель с OBD Не допускается Не допускается Допускается

* С 01.01.2005 применяются другие коэффициенты для расчета значения лямбда для HCV и OCV. Если коэффициенты не были адаптированы, значит устройства не допускаются к проверке газовых автомобилей.)

Проверка токсичности ОГ в автомобилях с бензиновым двигателем и системой OBD

У новых систем OBD все чаще можно извлекать заданные значения проверки токсичности ОГ прямо из регулирующей электроники.

Это позволяет не вводить, как прежде, момент зажигания, холостые обороты, концентрацию СО на холостом ходу и не выполнять проверку контура регулировки. При проверке токсичности ОГ у автомобилей с OBD с бензиновым двигателем порядок действий следующий.

Подготовка к проверке токсичности ОГ:

  • проверка соответствия автомобиля и ПТС;
  • при необходимости определение, предоставление или считывание данных проверки токсичности ОГ;
  • определение пробега;
  • подготовка измерительного прибора к работе, проверка токсичности ОГ.

В этом перечне нет проверки и настройки оборотов холостого хода и момента зажигания. Включение возмущающего воздействия для проверки регулирующего контура больше не выполняется. В этом случае система OBD сразу бы распознала и зарегистрировала неисправности, имеющие отношение к системе выпуска.

Проверка функционирования у автомобилей с OBD:

  • Подключите тестер и включите зажигание.
  • Подождите, пока не установится связь между тестером и ЭБУ.
  • Контроль и функция индикатора MIL.
  • Проверка работы OBD.
  • Считывание системных данных, имеющих отношение к ОГ (соответствует проверке контура регулировки) [режим проверки 01]:
    • холостые обороты [мин1];
    • температура двигателя [°С];
    • считывание фактических значений, позволяющих сделать вывод о работоспособности системы;
    • измерительный прибор определяет коды готовности, поддерживаемые системой OBD.
  • Документирование кода готовности:
    • все поддерживаемые коды должны быть «0»;
    • при «1» в качестве эквивалентного значения считывается сигнал лямбдазонда.
  • При прогретых двигателе и катализаторе нужно считать коды из регистратора событий [режим проверки 03].
  • При необходимости определение данных Freeze Frame (окружающих условий) [режим проверки 02].
  • Температура двигателя должна составлять не менее 60 °С.
  • Выбор лямбда-зонда и регистрация фактических значений регулирующего лямбда-зонда:
    • зонд с релейной характеристикой «S». Минимально допустимый диапазон изменения напряжения [В] при контрольной частоте вращения 0,3 В;
    • широкополосный зонд «В». Лямбда 0,97-1,03 при контрольной частоте вращения или силе тока [мА] или напряжении [В] по данным изготовителя при контрольной частоте вращения.

При отсутствии данных изготовителя применяется вычисленное значение.

  • Измерение значения лямбда на повышенных холостых оборотах 2500-3000 мин^1 в течение не менее 30 с (даже если не зарегистрировано никаких неисправностей, значение СО может быть превышено).
  • Измерение СО на повышенных холостых оборотах не более 0,2 об.%.
  • Удаление кода неисправности системы выпуска после ремонта [режим проверки 04].
  • Оценка проверки токсичности ОГ и выдача либо отказ в выдаче одобрения.
  • Предоставление отчета о проверке и его архивирование.

Неисправности в системе выпуска автоматически означают непрохождение проверки токсичности ОГ. Не у всех автомобилей с OBD, особенно до 2003-го модельного года, проверка токсичности ОГ протекает без проблем.

Если между ЭБУ двигателя и контрольным прибором для проверки токсичности ОГ дважды не будет установлена связь, то проверку токсичности ОГ нужно прервать и задокументировать, как непройденную. В некоторых случаях допускается проверка в режиме для автомобилей с регулируемым катализатором с помощью разрешенного эквивалентного метода.

Проверка токсичности ОГ в автомобилях с дизельными двигателями и системой D-OBD

Метод проверки для дизельных автомобилей с D-OBD применяется с 01.10.2005. Применявшийся ранее эквивалентный метод (осмотр деталей, измерение дымности и осмотр индикатора MIL) больше не допускается. Процесс проверки у автомобилей с D-OBD представляет собой сочетание известных процессов проверки для автомобилей с бензиновыми двигателями и системой OBD и использовавшегося прежде определения дымности у автомобилей с дизельными двигателями. Для проверки токсичности ОГ у автомобилей с дизельными двигателями с OBD обязательно требуется новая версия ПО — версия 3. При проверке токсичности ОГ у автомобилей с D-OBD порядок действий следующий.

Подготовка к проверке токсичности ОГ:

  • Проверка соответствия автомобиля и ПТС.
  • При необходимости определение, предоставление или считывание данных проверки токсичности ОГ.
  • Определение пробега.
  • Подготовка измерительного прибора к работе, проверка токсичности ОГ.

Проверка функционирования у автомобилей с D-OBD:

  • Подключите тестер и включите зажигание.
  • Подождите, пока не установится связь между тестером и ЭБУ.
  • Контроль и функция индикатора MIL.
  • Проверка работы D-OBD.
  • Считывание системных данных, имеющих отношение к ОГ (соответствует проверке контура регулировки) [режим проверки 01]:
    • холостые обороты и обороты по регулятору [мин^-1];
    • температура двигателя [°С];
    • считывание фактических значений, позволяющих сделать вывод о работоспособности системы;
    • измерительный прибор определяет коды готовности, поддерживаемые системой D-OBD.
  • Документирование кода готовности (все поддерживаемые коды должны быть «О»).
  • При прогретом двигателе нужно считать коды из регистратора событий [режим проверки 03].
  • Определение данных Freeze Frame (окружающих условий) [режим проверки 02].
  • Температура двигателя должна составлять не менее 60 °С.
  • Холостые обороты и обороты по регулятору по инструкциям изготовителя, мин./макс.; измерение в [мин^-1]:
    • для оборотов по регулятору необходимо ввести время паузы 1-5 с;
    • выбор режима измерения А или В (использование по предписанию изготовителя, в противном случае режим В);
    • выбор зонда 1 или зонда 2 (концевая выхлопная труба 60-80 мм, по предписанию изготовителя).
  • Выполнение свободного разгона:
    • время измерения при оборотах по регулятору по предписанию изготовителя, мин. 0,5 с; макс. 2,0 с;
    • работа двигателя на холостых оборотах не менее 15 с;
    • быстрое и равномерное нажатие педали «газа» до упора с соблюдением времени разгона и паузы (tb < 1,8 с, макс, ширина диапазона 0,2 с);
    • определение оборотов по регулятору и макс, дымности газов;
    • максимальная дымность газов у автомобилей, допущенных к эксплуатации до 01.10.2006, составляет 2,5 м^-1 в пересчете на режим измерения В, а у допущенных к эксплуатации после 01.10.2006 — не более 1,5 м режим измерения В.
  • Выполнение свободного разгона еще не менее 3 раз. Разброс максимальной дымности не должен превышать следующих значений:
    • коэффициенты дымности < 2,5 м^-1 в пределах 0,5 а коэффициенты дымности < 2,5 м^-1 в пределах 0,7 м^-1;
    • если разброс превышает 0,5 м^-1/0,7 м^-1, то требуется новое измерение.
  • Удаление кода неисправности системы выпуска после ремонта [режим проверки 04].
  • Оценка проверки токсичности ОГ и выдача либо отказ в выдаче одобрения.
  • Предоставление отчета о проверке и его архивирование.

Неисправности в системе выпуска автоматически означают непрохождение проверки токсичности ОГ.

Указания по свободному разгону

При проведении свободного разгона на недостаточно подготовленном автомобиле могут отделиться отложившиеся частицы и привести к повышению измеренной дымности ОГ. В результате этого эффекта автомобиль без технических неисправностей могут не пройти проверку токсичности ОГ. Поэтому имеет смысл проехать на автомобиле перед проверкой токсичности ОГ чуть дольше с большой нагрузкой или с постоянной скоростью.

При свободном разгоне, помимо подготовки автомобиля (выполнения всех необходимых условий), решающее влияние на измеряемую дымность выхлопа оказывает время разгона. При свободном разгоне двигатель, преодолевая инерцию, разгоняется с холостых оборотов до оборотов, ограничиваемых электронным регулятором. Решающим фактором информативности является быстрое и плавное ускорение, чтобы расход топлива при впрыске был максимальным за кратчайшее время. При медленном разгоне не удается достичь максимального расхода, развиваемая мощность слишком мала, и измеряется более низкая дымность ОГ. Это может привести к тому, что неисправный автомобиль при медленном разгоне будет квалифицирован как исправный.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *