Систематика кодов неисправностей OBD

Систематика кодов неисправностей OBD

Коды неисправностей OBD стандартны для всех автомобилей и состоят из 5 знаков. Они регламентируются стандартами ISO 15031-6 и SAE J2012. Коды делятся на независимые от изготовителя (Р0) и зависимые от изготовителя (P1, Р2, РЗ). Формирование кода происходит по единой схеме. В приведенном ниже примере показана систематика кодов неисправностей.

Пример кода неисправности Р0267 (по ISO 15031-6 и SAE J2012).

1-я позиция:

  • Р — привод;
  • В — кузов;
  • С — ходовая часть;
  • U — шины.

2-я позиция:

  • 0 — независимый от изготовителя код (законодательно предписанный);
  • 1 — собственный код изготовителя (не предписанный законодательно);
  • 2 — собственный код изготовителя (не предписанный законодательно);
  • 3 — не определено (собственный код или SAE J2012).

3-я позиция:

  • 2 — неисправность конкретного узла (в примере — дозирование топлива и воздуха).

4-я и 5-я:

  • 67 — какая неисправность возникла? Какая деталь позиции затронута? (В примере — расход топлива в 3-м цилиндре очень маленький).

По 3-й позиции у кодов Р0 выделяются следующие группы неисправностей.

Группа неисправностей Базовый код неисправности Р0
Дозирование топлива и воздуха Р01ХХ
Дозирование топлива и воздуха Р02ХХ
Система зажигания и сбои сгорания Р03XX
Дополнительные системы для уменьшения выбросов Р04ХХ
Система регулировки скорости и холостых оборотов Р05ХХ
Компьютер и его выходные сигналы Р06ХХ
КПП и блок управления КПП Р07ХХ
КПП и блок управления КПП Р08ХХ
Код готовности Р1000

В списке кодов Р0 (в таблице приведена выдержка из него) числится более 700 кодов OBD. В списке уже сейчас имеются коды неисправностей, для которых пока нет датчиков, готовых к серийному выпуску. Отдельные коды неисправностей у разных производителей не всегда сравнимы между собой и часто могут быть считаны только собственными тестерами.

Таблица. Выдержка из перечня кодов неисправностей (по SAEJ2012 и ISO 15 031-6)

Код неисправности Функционирование Тип неисправности
Р0070 Датчик температуры окружающего воздуха нарушение работы
Р0071 Датчик температуры окружающего воздуха вне номинального диапазона
Р0072 Датчик температуры окружающего воздуха слишком слабый сигнал
Р0073 Датчик температуры окружающего воздуха слишком сильный сигнал
Р0074 Датчик температуры окружающего воздуха спорадическая неисправность
Р0100 Объемный/массовый расходомеры воздуха нарушение работы
Р0102 Объемный/массовый расходомеры воздуха слишком слабый сигнал
Р0103 Объемный/массовый расходомеры воздуха слишком сильный сигнал
Р0104 Объемный/массовый расходомеры воздуха спорадическая неисправность
Р0130 Лямбда-зонд, ряд 1, датчик 1 нарушение работы
Р0131 Лямбда-зонд, ряд 1, датчик 1 низкое напряжение
Р0132 Лямбда-зонд, ряд 1, датчик 1 высокое напряжение
РО133 Лямбда-зонд, ряд 1, датчик 1 замедленная реакция
Р0134 Лямбда-зонд, ряд 1, датчик 1 неактивен
Р0135 Цепь обогрева лямбда-зонда, ряд 1, датчик 1 нарушение работы
Р0200 Форсунка нарушение работы
Р0201 Форсунка цилиндр 1 нарушение работы
Р0202 Форсунка цилиндр 2 нарушение работы
Р0217 Допустимая температура охлаждающей жидкости превышена
Р0218 Допустимая температура масла в КПП превышена
Р0219 Максимально допустимые обороты двигателя превышены
Р0301 Цилиндр 1 распознан пропуск зажигания
Р0302 Цилиндр 2 распознан пропуск зажигания
Р0303 Цилиндр 3 распознан пропуск зажигания
Р0400 Рециркуляция ОГ нарушение работы
Р0401 Рециркуляция ОГ слишком малое количество
Р0402 Рециркуляция ОГ слишком большое количество
Р0403 Рециркуляция ОГ (клапан или выходной каскад) нарушение работы
Р0404 Рециркуляция ОГ вне номинального диапазона
Р0500 Датчик скорости движения нарушение работы
Р0501 Датчик скорости движения вне номинального диапазона
Р0502 Датчик скорости движения слишком слабый сигнал
Р0700 КПП, система регулировки нарушение работы
Р0701 КПП, система регулировки вне номинального диапазона
Р0702 КПП, система регулировки электрическая неисправность

Данные Freeze Frame

Данные Freeze Frame — это данные об окружающей обстановке, определяющие и «замораживающие» условия работы двигателя в момент регистрации неисправности. Они служат инструкциями для СТО по диагностике и устранению неисправностей. Становится проще оценивать неисправности и быстрее осознавать их последствия.

При выявлении первой неисправности какой-либо детали или системы в регистраторе системы OBD должны быть записаны условия работы двигателя на этот момент (данные Freeze Frame). Если впоследствии возникнет неисправность в топливной системе или неисправность в виде сбоя сгорания, то ранее записанные данные Freeze Frame будут замены соответствующими данными об условиях, преобладающих на момент появления первой неисправности. Возможна дополнительная запись «старых» данных Freeze Frame. Для записи нужно выбирать по возможности такие данные, которые могут оказаться полезными при последующем ремонте. Должен быть сохранен, как минимум, один набор данных Freeze Frame, который можно считать универсальным тестером Scan Tool. Сохраняемые данные об условиях работы двигателя должны включать в себя, как минимум, следующую информацию:

  • определенная компьютером нагрузка на двигатель;
  • обороты двигателя;
  • параметры регулировки смеси;
  • давление топлива;
  • скорость автомобиля;
  • температура охлаждающей жидкости;
  • давление во впускном трубопроводе;
  • значения лямбда-регулирования;
  • код неисправности, активация которого инициировала запись рабочих параметров.

При удалении кода-инициатора можно также удалить сохраненные рабочие параметры двигателя. Дополнительно к обязательным данным Freeze Frame (при наличии или доступности в качестве информации бортового компьютера) должна обеспечиваться возможность считывания следующих данных:

  • код неисправности OBD;
  • состояние топливной системы (регулируемый или нерегулируемый режим);
  • регулирование опережения зажигания;
  • температура всасываемого воздуха;
  • давление во впускном трубопроводе;
  • расход воздуха;
  • выходные сигналы потенциометра дроссельной заслонки;
  • состояние системы впуска добавочного воздуха.

При этом истинные измеренные значения должны четко отличаться от фиксированных значений или значений для аварийного режима. Все системы, для которых проводятся специальные бортовые проверки (за исключением систем, распознающих сбои сгорания, контролирующих топливную систему и предназначенных для общего контроля компонентов) должны обеспечивать возможность считывания результатов последней проверки автомобиля и предельных значений, лежащих в основе проверки системы. Это требование выполняет код готовности.

Код готовности (Readiness Code)

Код готовности (Readiness Code) представляет собой 12-значный двоичный код (0 или 1), имеющийся у всех автомобилей. Этот код показывает готовность системы к проверке. Он позволяет узнать, все ли проверки системы были проведены. Каждая позиция кода соответствует проверяемой системе.

Таблица. Обзор испытаний на готовность к проверке (В — непрерывный контроль; С — эпизодический контроль)

Код готовности Поле данных Система
0 В Не используется, всегда 0
1 В Компоненты в целом
2 B Топливная система
3 B Пропуски зажигания
4 C Система рециркуляции ОГ
5 C Обогрев лямбда-зонда
6 C Лямбда-зонды
7 C Кондиционер
8 C Система впуска добавочного воздуха
9 C Система вентиляции топливного бака
10 C Обогрев катализатора
11 C Катализатор(ы)

Если позиция в коде равна 1, значит, соответствующая система еще не завершила цикл проверки. Если позиция в коде равна 0, значит система завершила цикл проверки или не установлена в автомобиле. Последняя позиция в коде готовности (12) всегда равна 0. Некоторые диагностические тестеры не отображают ее на дисплее. Код готовности считывается справа налево.

До 2002 года код готовности можно было хранить в энергозависимом запоминающем устройстве. При отключении электропитания (замена батареи, отсоединение ЭБУ и пр.) данные в памяти стирались и все позиции выставлялись на 1. Проверку готовности системы нужно было проводить заново, что требовало большого объема дополнительных работ или прохождения циклов движения. Начиная с 2003 модельного года код готовности не должен стираться при сбое питания.

Если к моменту диагностики системы готовность к проверке еще не будет обеспечена, то для подтверждения функционирования системы используется сигнал лямбдазонда. Тестер OBD автоматически выполняет проверку функционирования управляющего зонда по инструкциям изготовителя. Для этого автопроизводители должны указать номинальные значения по проверке работы установленного управляющего зонда. У скачковых лямбда-зондов — это минимально достигаемый скачок напряжения при контрольной частоте вращения.

У широкополосных лямбда-зондов изготовитель должен указать либо номинальный ток в мА либо опорное напряжение в вольтах либо вычисленное блоком управления значение лямбда.

При проверке токсичности ОГ требуется, к примеру, автоматически создаваемое соединение между тестером и прибором для проверки токсичности ОГ. Считывающий прибор должен автоматически выбирать режим Mode 01 системы OBD. Фактические значения системы передаются на контрольный прибор прямо с тестера через интерфейс OBD по проводу для передачи данных. Это исключает манипуляции и ошибки. Результат считывания кодов из регистратора событий может быть проанализирован и обработан непосредственно контрольным прибором. Некоторые системы контролируются постоянно сразу после запуска двигателя, другие системы контролируются лишь эпизодически, при определенных условиях работы. Современные диагностические системы часто выдают код готовности в текстовом виде.

Пример кода готовности показан на рисунке.

Пример кода готовности

Рис. Пример кода готовности.
Значение:

  • 1-я позиция 0 — не используется;
  • 2-я позиция 1 — компоненты в целом, не проверено;
  • 3-я позиция 0 — топливная система, проверено или не установлено;
  • 4-я позиция 1 — сбой сгорания, не проверено;
  • 5-я позиция 1 — рециркуляция ОГ, не проверено;
  • 6-я позиция 0 — обогрев лямбда-зонда, проверено или не установлено;
  • 7-я позиция 0 —лямбда-зонд, проверено или не установлено;
  • 8-я позиция 0 — кондиционер, проверено или не установлено;
  • 9-я позиция 0 — система впуска добавочного воздуха, проверено или не установлено;
  • 10-я позиция 1 — система вентиляции топливного бака, не проверено;
  • 11-я позиция 0 — обогрев катализатора, проверено или не установлено;
  • 12-я позиция 1 — катализатор, не проверено.

У автомобилей с дизельным двигателем и D-OBD код готовности имеет то же распределение позиций, что и у бензиновых двигателей. Однако из-за отсутствия лямбдазондов и не контролируемого катализатора по этим позициям всегда значится 0. Поэтому количество возможных активизированных позиций кода меньше, чем у автомобилей с бензиновыми двигателями.

Пример кода готовности

Сравнение кодов готовности систем к проверке

Рис. Сравнение кодов готовности систем к проверке

На рисунке показано сравнение двух систем — готовой и не готовой к проверке. Чтобы быстро распознать, какие системы установлены, выдается второй дополнительный код. Верхний ряд кода указывает количество фактически установленных систем в автомобиле. На левом рисунке установлено восемь систем, проверка которых еще не завершена. Автомобиль пришлось бы подготовить к проверке, выполнив пробную поездку с длительным проездом определенных рабочих точек. Чтобы избежать этого, изготовители предписывают сокращенный цикл движения, при котором проезд рабочих точек выполняется в сокращенном виде по завершении готовности к проверке. Состояние кода готовности слева показывает недостигнутую, а справа — достигнутую готовность к проверке. Таким образом, с правой стороны показана система, готовая к проверке. Все коды обнулены (0). Однако выводы о возможных неисправностях в системе сделать нельзя. Для этого нужно считать коды из регистратора событий. Если код отображает еще не проверенные узлы, то оценка системы путем считывания кодов будет пока что невозможна. В регистраторе событий записаны еще не все возможные неисправности. Если при проверке токсичности ОГ готовность к проверке не достигнута, то для подтверждения работоспособности системы можно использовать сигнал лямбда-зонда со сравнением заданных значений с фактическими.

Если для достижения готовности к проверке нужно проехать сокращенный цикл, то перед началом пробной поездки нужно зарегистрировать эту процедуру в ЭБУ через диагностическую систему.

Пример цикла движения для достижения готовности к проверке

Рис. Пример цикла движения для достижения готовности к проверке

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *