Электроподогрев двигателя
Тепловое содержание двигателя с помощью электроэнергии является одним из наиболее совершенных способов поддержания его оптимальной температуры в межсменное время. Этот способ целесообразно применять в районах со средней температурой января до минус 20° С.
Разогрев двигателей электроэнергией должен обеспечивать как непрерывный подогрев двигателя в течение всего времени межсменной стоянки автомобилей (при использовании любой жидкости в системе охлаждения), так и кратковременный предпусковой разогрев, когда подогрев начинается незадолго перед выездом (при использовании в системе охлаждения антифриза). Двигатели должны быть укрыты утепляющими чехлами.
Электронагревательный элемент для разогрева жидкости в системе охлаждения двигателя должен устанавливаться в самой нижней ее части.
Электронагревательный элемент для разогрева системы охлаждения и масла должен быть закрытого типа (ТЭН) и не иметь контакта с нагреваемой средой.
Исследованиями канд. техн. наук Н.В. Семенова установлено, что при работе электродного электронагревателя происходит утечка тока через заземление, достигающая 100—150 ма, а при работе электронагревателя с закрытым элементом из нихромовой проволоки сила тока и мощность в процессе разогрева двигателя не изменяются, утечка тока отсутствует, что обеспечивает его безопасное применение.
Для питания нагревательных элементов разрешается использование электрического тока с напряжением не выше 220 в при соответствующих мерах безопасности (заземление и др.).
Система подогрева двигателей электроэнергией должна иметь аварийную звуковую и световую сигнализацию, питаемую током с напряжением не выше 36 в.
Электронагревательные элементы как для охлаждающей жидкости, так и для масла, устанавливаемые на автомобиле, должны иметь штепсельное соединение закрытого типа, при котором вилка снабжена защитными крышками во избежание попадания в них грязи, пыли, снега, влаги.
Для каждого автомобиля, имеющего электроподогрев, должно быть предусмотрено стационарное защитное устройство с индивидуальными проводами заземления и зажимами для обеспечения надежного электрического контакта с шасси автомобиля.
Установленные на автомобиле электронагреватели не должны затруднять проведение технического обслуживания автомобилей. Применяют два способа электроподогрева:
- подогрев охлаждающей жидкости в течение межсменного простоя
- разогрев масла в картере двигателя перед выходом автомобиля на линию
Второй способ обычно применяют как дополнительный к разогреву двигателя водой или паром.
Существующее среди эксплуатационников мнение, что, применяя лишь разогрев масла в картере двигателя без подогрева блока, можно обеспечить легкий его пуск, является ошибочным. Даже при длительном нагреве (до 1 ч) масла в картере до температуры 60—70° С, коленчатый вал двигателя с подшипниками и блок цилиндров практически не нагреваются (мешает прокладка между картером и блоком).
Для поддержания двигателей в прогретом состоянии в течение всего межсменного простоя применяют трубчатый электронагреватель (ТЭН) закрытого типа мощностью 1,5—3,2 квт и напряжением 24 и 36 в.
В некоторых автотранспортных предприятиях для электроподогрева двигателя ЗИЛ-120 применяют пластинчатый электронагревательный элемент, состоящий из двух пластинок толщиной 0,9—1 мм, изготовленных из нержавеющей стали.
Несмотря на простоту нагревательных приборов и оборудования площадок, электроподогрев в автотранспортных предприятиях относительно широкого распространения не получил из-за трудностей в выполнении правил техники безопасности и большой потребности в электроэнергии, хотя теоретически это самый экономичный способ.
Для подогрева масла в картерах двигателей-наибольшее распространение получили трубчатые электронагревательные элементы, рассчитанные, исходя из условий техники безопасности, на использование тока 24—36 в.
Исследования, проведенные в Сибирском автомобильно-дорожном институте, показали, что электронагреватели, размещенные непосредственно в масле, должны иметь мощность для двигателей типа ГАЗ-51 порядка 320—330 вт и для ЗИЛ-120—450—600 вт. Мощность нагревателей, устанавливаемых снаружи поддона картера (наружных нагревателей), из-за увеличенных потерь тепла в окружающую среду должна быть больше: для двигателей ГАЗ-51 порядка 500—550 вт и для ЗИЛ-120 — 600—700 вт.
Добавить комментарий