Динамометрический ключ
Поступающий в продажу динамометрический ключ ДК-25 и многочисленные самодельные конструкции предназначены для работы с торцевыми головками. Но с торцевым ключом можно подобраться не к каждой гайке. Например, контргайки регулировочного болта клапанного механизма автомобиля «Жигули», которые, по заводским данным, нужно затягивать моментом 5,8 кгс*м. Для этого можно использовать ключ, предложенный А. Вайсманом («За рулем», 1981, №4), сделав его динамометрическим. Принцип доработки показан на рисунке.
Рис. Рожковый динамометрический ключ с индикатором часового типа
В рукоятке ключа на расстоянии 100 мм одно от другого нужно просверлить два отверстия диаметром 4,1 мм для винтов, удерживающих держатели. Форма держателей ясна из рисунка, а размеры их нетрудно определить по месту, исходя из имеющихся заготовок. В Г-образном держателе сделайте гладкое отверстие по диаметру ножки индикатора часового типа, а также резьбовое отверстие для стопорного винта. К П-образному держателю винтом или заклепкой прикрепите стрелку (она должна быть достаточно жесткой), на которую будет опираться ножка индикатора. При работе ключом его тело слегка изгибается. На глаз этого не заметишь, но показания индикатора изменяются пропорционально приложенному усилию.
Для тарировки ключа нужно зажать в тисках гайку 19 мм и надеть на нее ключ так, чтобы он расположился горизонтально. На губку свободного конца ключа подвесьте груз, величина которого известна (например, ведро с водой), и заметьте показания индикатора. Изменяя груз (доливая воду из мерной посуды), вы получите зависимость показаний прибора от момента затяжки. Величина момента определяется как произведение нагрузки (в килограммах) и расстояния от центра затягиваемой гайки до точки подвеса груза к ключу (в метрах). Для ориентировки можно указать, что на моем ключе момент 6 кгс*м соответствует 12 делениям на шкале индикатора.
Добавить комментарий