Надвигается кризис в автоиндустрии. VW закрывает завод в Китае, Mercedes продает акции
Volkswagen и его китайский партнер SAIC закрывают завод. Mercedes продал свои последние акции китайской BYD. Но китайцы также жалуются, что «их рынок падает». Европейский рынок чувствует себя не лучше, что является предвестником кризиса на автомобильном рынке.
Выход Mercedes из совместного предприятия с китайским партнером, созданного 13 лет назад, и решение VW закрыть один из 39 заводов приходятся на очень сложное время. На следующей неделе Европейская комиссия должна принять решение о дополнительных пошлинах на китайские электромобили. Они могут достигнуть 36,3 %, и производители с обеих сторон находятся в напряженном ожидании. Volkswagen и SAIC намерены закрыть завод по производству автомобилей внутреннего сгорания для китайского рынка. И поскольку их продажи падают, это решение вполне оправдано. А вот решение по поводу Denza — совместного предприятия Mercedes и BYD — напротив, вызывает беспокойство, поскольку речь идет об уходе немцев из компании по производству электромобилей премиум-класса. Как бы то ни было, Mercedes уже несколько лет готовился к этому. Изначально у нее была 50-процентная доля в Denza, которую она сократила до 10 процентов в 2021 году, а теперь продали всё.
VW и SAIC решили закрыть завод в Нанкине, на котором производились VW Passats и Skodas. Его годовая производственная мощность достигала 360 000 автомобилей. Для SAIC и VW это не первое решение о сокращении мощностей в Китае. Два года назад производство на заводе SAIC Volkswagen Automobile Co. в Антинге под Шанхаем было остановлено и превращено в центр исследований и разработок. В Нанкине производство уже сокращается. VWединалично владеет заводом по производству электромобилей в Антинге. Производство там было увеличено на 23 процента до 190 82 000 автомобилей в 2023 году.
В настоящее время судьба будущего Skoda на китайском рынке также находится под угрозой, так как продажи этого более дешевого бренда от Volkswagen Group падают. В прошлом году он не продал даже 20 000 автомобилей. Сейчас Volkswagen работает над корректировкой маркетинга и соответствующей реструктуризацией дилерской сети. Кроме того, компания готовится к запуску сети по продаже подержанных автомобилей.
На заводе в Нинбо, провинция Чжэцзян, производство останавливается каждые несколько месяцев, и его закрытие также не исключается. На вопрос СМИ о ситуации на китайских заводах компания SAIC Volkswagen ответила заявлением:
«Все заводы SAIC Volkswagen работают в нормальном режиме в соответствии с рыночным спросом и нашими прогнозами».
А что касается будущих моделей, которые будут там производиться, то ответ таков:
«Происходит поэтапная трансформация производства автомобилей и комплектующих».
У Volkswagen 39 заводов в Китае, но из-за жесткой конкуренции со стороны китайских компаний бизнес там становится все более убыточным, сократившись на четверть по сравнению с периодом до пандемии. SAIC также испытывает трудности, поскольку прибыль JV от VW снижается на протяжении последних 5 лет, то есть с 28 миллиардов юаней в 2018 году (3,9 миллиарда долларов) до 3,13 миллиарда юаней в 2023 году. При этом китайский рынок явно сделал ставку на электромобили. Доля полностью электрических автомобилей и гибридов достигнет 43 процентов в августе 2024 года и превысит один миллион. С начала года продажи электромобилей превысили 6 миллионов. Это стало возможным благодаря тому, что такие гиганты, как BYD, делают ставку не только на премиальные модели, но и на более дешевые автомобили.
Перспективы великого автомобильного кризиса
Китайский рынок до сих пор был самым крупным для Volkswagen и помогал преодолевать кризисы в Европе. Однако на этот раз проблемы возникли как в Китае, так и в Германии, ситуация настолько серьезна, что уже нет никаких шансов на спасение одного рынка от другого, и это проблема не только Volkswagen или немецких производителей в целом. Продажи электромобилей падают. В августе их было всего 27 000, что на 69 процентов меньше, чем в том же месяце годом ранее. Настолько, что год назад немцы бросились покупать их, потому что государственные субсидии заканчивались. Однако ситуация на рынке невероятно сложная. Компания BMW пересмотрела в сторону понижения прогнозы прибыли, а Intel отказалась от планов строительства заводов по производству полупроводников в Германии (государственные субсидии составляют 10 млн евро) и Польше (7,5 млрд злотых). Кроме того, в Европе падают продажи электромобилей, что, в свою очередь, значительно усложнит задачу производителей по достижению уровня выбросов CO2, установленного на 2025 год. Renault, среди прочих, лоббирует этот вопрос в Брюсселе, требуя «гибкости» и предупреждая о серьезном кризисе в европейском автомобилестроении. Stellantis, напротив, выступает за соблюдение сроков и строгих ограничений и заверяет, что ее бренды готовы к этому вызову.
Добавить комментарий