Неисправности батарейных систем зажигания и их устранение
Наличие неисправностей в системе зажигания определяется следующими основными признаками:
- двигатель не запускается или глохнет сразу после пуска
- двигатель пускается с трудом, работает неустойчиво на холостом ходу, при езде автомобиль дергается
- снижена мощность и экономичность двигателя
Двигатель не пускается из-за отсутствия искрообразования. Неисправность может быть в первичной или вторичной цепях, а именно: в прерывателе, конденсаторе, катушке зажигания, распределителе, выключателе зажигания и в проводке. Проверку контактных и контактно-транзисторных систем зажигания рекомендуется начинать с цепи высокого напряжения. Для этого надо снять с крышки распределителя провод высокого напряжения, включить зажигание и, удерживая конец провода на расстоянии 6…7 мм от «массы» двигателя, вращать коленчатый вал его рукояткой. Если каждое размыкание контактов прерывателя сопровождается искрой, цепь и катушка зажигания исправны. Если между контактами прерывателя сильное искрение, а между высоковольтным проводом и «массой» двигателя искры нет или она пробивает очень малый зазор (1…2 мм),— пробит конденсатор, и последний надо заменить. В том случае, когда катушка зажигания и конденсатор исправны, неисправность надо искать в крышке распределителя, роторе и свечах.
Если искра пробивает зазор между наконечником проводов и корпусом двигателя, надо проверить работу свечей зажигания. Большие затруднения в пуске непрогретого двигателя, особенно в холодное время года, создают покрытые нагаром, загрязненные маслом и топливом свечи. Нагар — проводник тока. Для осмотра свечи выворачивают. Большой нагар очищают на специальном пескоструйном аппарате (модель 514-2М). Загрязненные маслом свечи с небольшим нагаром промывают в чистом бензине, нагар снимают деревянной палочкой, повторно промывают, просушивают и ставят на место. Если свечи исправны и высокое напряжение пробивает зазор 6…7 мм между проводами высокого напряжения и «массой» двигателя, неисправность надо искать в системе питания.
При отсутствии высокого напряжения неисправность может оказаться в первичной или вторичной цепях, а также в прерывателе, конденсаторе, катушке зажигания, распределителе, во включателе зажигания и проводке. Сначала рекомендуется проверить первичную цепь.
Основными неисправностями вторичной цепи являются повреждения изоляции проводов, крышки распределителя, ротора, а также выход из строя катушки зажигания или конденсатора. Проверку вторичного напряжения рекомендуется начинать с основной цепи высокого напряжения: катушка зажигания — распределитель. Провод высокого напряжения, снятый с центрального электрода крышки распределителя, подносят к «массе» с зазором 6…7 мм и, размыкая контакты рукой или вращая коленчатый вал стартером или рукояткой, проверяют наличие искры. Если ее нет, неисправна катушка или конденсатор.
Трещины в роторе и крышке, а также влага и грязь на них замыкают ток высокого напряжения на «массу», и искровой разряд в свечах происходить не будет. Можно проверить целость ротора, установленного на своем месте, если поднести к его контактной пластине провод от катушки зажигания с зазором 2…3 мм и размыкать контакты рукой. Если ротор с трещиной, то между проводом и его пластиной будет проскакивать искра; если ротор исправен, искры не будет.
Слабая и нерегулярная искра. Слабая искра пробивает зазор лишь 3…5 мм между проводом, снятым со свечи, и «массой». Запуск двигателя при слабой или нерегулярной искре затруднен. В случаях успешного пуска двигатель работает с перебоями и глохнет. Слабая и нерегулярная искра в практике встречается чаще, чем полное ее отсутствие. Определить неисправность при слабой искре сложнее, чем при ее отсутствии, так как причины появления слабой искры или перебоев в искрообразовании менее выражены. Причинами неисправности могут быть плохой или непостоянный контакты на клеммах проводов, обгорание контактов прерывателя и окисление клемм, создающие повышенное сопротивление и уменьшающие ток в первичной цепи. Возможно неполное короткое замыкание, вызывающее утечку тока низкого напряжения. На станциях технического обслуживания современные приборы позволяют быстро проверить на автомобиле исправность всех приборов зажигания и системы в целом.
Причины перебоев искрообразования — загрязненные, замасленные и обгоревшие контакты. Частая потребность в зачистке контактов свидетельствует о неисправности конденсатора, который необходимо заменить. Ослабляет искру в процессе работы и ненормальный зазор между контактами прерывателя. Увеличенный зазор уменьшает время замкнутого состояния контактов, что снижает ток в первичной и напряжение во вторичной цепях, а также приводит к более раннему размыканию контактов и увеличению угла опережения зажигания. Увеличенный зазор и ослабление пружины рычажка прерывателя вызывают перебои в зажигании на увеличенной частоте вращения. Уменьшенный зазор между контактами затрудняет или не позволяет запустить двигатель, вызывает дергание автомобиля при езде. Он снижает напряжение вследствие того, что малый отход подвижного контакта повышает искрение и нарушает четкость размыкания, а также ведет к запаздыванию зажигания. Проверку состояния клемм лучше всего производить вольтметром. Контрольная лампа для этой цели мало пригодна, так как трудно заметить разницу в накале лампы, подключаемой до проверяемого соединения и после него.
Неисправный конденсатор и катушка зажигания подлежат замене.
Перебои искрообразования в отдельной свече. Неисправную свечу определяют, замыкая поочередно свечи на «массу» проводником. При замыкании работающей свечи меняется ритм работы двигателя, увеличиваются перебои, уменьшается частота вращения. Закороченная неисправная свеча не изменяет работы двигателя. Непосредственными и косвенными причинами прекращения работы свечи могут быть трещины или нагар на изоляторе, неисправности распределителя или подводящего провода высокого напряжения.
В контактно-транзисторной системе зажигания отсутствие искрообразования указывает на выход из строя транзисторного коммутатора (возможно, из-за пробоя транзистора), перегорание одного из добавочных резисторов СЭ-107 или отход высоковольтного провода от электрода в катушке зажигания.
Практикой установлено, что у транзисторного коммутатора ТК-102 выходит из строя транзистор ГТ701А, а также диод или стабилитрон блока защиты. Снижение мощности и экономичности двигателя вызывает неточная установка угла опережения зажигания и неправильное его регулирование центробежным или вакуумным автоматом. В центробежном регуляторе может быть заедание грузиков, поломка или ослабление пружин. Прерыватель разбирают, устраняют причину заедания грузиков или меняют пружины. В вакуумном регуляторе встречаются заедания шарикоподшипников пластин прерывателя из-за коррозии шариков или коксования смазки, повреждения диафрагмы или соединительной трубки регулятора с карбюратором.
Добавить комментарий