Неисправности батарейных систем зажигания и их устранение

Неисправности батарейных систем зажигания и их устранение

Наличие неисправностей в системе зажигания определяется следу­ющими основными признаками:

  • двигатель не запускается или глохнет сразу после пуска
  • двигатель пускается с трудом, работает неустой­чиво на холостом ходу, при езде автомобиль дергается
  • снижена мощность и экономичность двигателя

Двигатель не пускается из-за отсутствия искрообразования. Не­исправность может быть в первичной или вторичной цепях, а имен­но: в прерывателе, конденсаторе, катушке зажигания, распределите­ле, выключателе зажигания и в проводке. Проверку контактных и контактно-транзисторных систем зажигания рекомендуется начи­нать с цепи высокого напряжения. Для этого надо снять с крышки распределителя провод высокого напряжения, включить зажигание и, удерживая конец провода на расстоянии 6…7 мм от «массы» дви­гателя, вращать коленчатый вал его рукояткой. Если каждое размы­кание контактов прерывателя сопровождается искрой, цепь и катуш­ка зажигания исправны. Если между контактами прерывателя силь­ное искрение, а между высоковольтным проводом и «массой» дви­гателя искры нет или она пробивает очень малый зазор (1…2 мм),— пробит конденсатор, и последний надо заменить. В том случае, когда катушка зажигания и конденсатор исправны, неисправность надо искать в крышке распределителя, роторе и свечах.

Если искра пробивает зазор между наконечником проводов и корпусом двигателя, надо проверить работу свечей зажигания. Боль­шие затруднения в пуске непрогретого двигателя, особенно в холод­ное время года, создают покрытые нагаром, загрязненные маслом и топливом свечи. Нагар — проводник тока. Для осмотра свечи выворачивают. Большой нагар очищают на спе­циальном пескоструйном аппарате (модель 514-2М). Загрязненные маслом свечи с небольшим нагаром промывают в чистом бензине, нагар снимают деревянной палочкой, повторно промывают, просу­шивают и ставят на место. Если свечи исправны и высокое напряже­ние пробивает зазор 6…7 мм между проводами высокого напряже­ния и «массой» двигателя, неисправность надо искать в системе питания.

При отсутствии высокого напряжения неисправность может ока­заться в первичной или вторичной цепях, а также в прерывателе, конденсаторе, катушке зажигания, распределителе, во включателе зажигания и проводке. Сначала рекомендуется проверить первич­ную цепь.

Основными неисправностями вторичной цепи являются повреж­дения изоляции проводов, крышки распределителя, ротора, а также выход из строя катушки зажигания или конденсатора. Проверку вторичного напряжения рекомендуется начинать с основной цепи высокого напряжения: катушка зажигания — распределитель. Про­вод высокого напряжения, снятый с центрального электрода крышки распределителя, подносят к «массе» с зазором 6…7 мм и, размыкая контакты рукой или вращая коленчатый вал стартером или рукоят­кой, проверяют наличие искры. Если ее нет, неисправна катушка или конденсатор.

Трещины в роторе и крышке, а также влага и грязь на них замы­кают ток высокого напряжения на «массу», и искровой разряд в свечах происходить не будет. Можно проверить целость ротора, установленного на своем месте, если поднести к его контактной пластине провод от катушки зажигания с зазором 2…3 мм и раз­мыкать контакты рукой. Если ротор с трещиной, то между прово­дом и его пластиной будет проскакивать искра; если ротор испра­вен, искры не будет.

Слабая и нерегулярная искра. Слабая искра пробивает зазор лишь 3…5 мм между проводом, снятым со свечи, и «массой». Запуск двигателя при слабой или нерегулярной искре затруднен. В случаях успешного пуска двигатель работает с перебоями и глохнет. Слабая и нерегулярная искра в практике встречается чаще, чем полное ее отсутствие. Определить неисправность при слабой искре сложнее, чем при ее отсутствии, так как причины появления слабой искры или перебоев в искрообразовании менее выражены. Причинами неисправ­ности могут быть плохой или непостоянный контакты на клеммах проводов, обгорание контактов прерывателя и окисление клемм, со­здающие повышенное сопротивление и уменьшающие ток в первич­ной цепи. Возможно неполное короткое замыкание, вызывающее утечку тока низкого напряжения. На станциях технического обслу­живания современные приборы позволяют быстро проверить на ав­томобиле исправность всех приборов зажигания и системы в целом.

Причины перебоев искрообразования — загрязненные, замаслен­ные и обгоревшие контакты. Частая потребность в зачистке кон­тактов свидетельствует о неисправности конденсатора, который не­обходимо заменить. Ослабляет искру в процессе работы и ненормаль­ный зазор между контактами прерывателя. Увеличенный зазор уменьшает время замкнутого состояния контактов, что снижает ток в первичной и напряжение во вторичной цепях, а также приводит к более раннему размыканию контактов и увеличению угла опере­жения зажигания. Увеличенный зазор и ослабление пружины ры­чажка прерывателя вызывают перебои в зажигании на увеличенной частоте вращения. Уменьшенный зазор между контактами затруд­няет или не позволяет запустить двигатель, вызывает дергание ав­томобиля при езде. Он снижает напряжение вследствие того, что малый отход подвижного контакта повышает искрение и нарушает четкость размыкания, а также ведет к запаздыванию зажигания. Проверку состояния клемм лучше всего производить вольтметром. Контрольная лампа для этой цели мало пригодна, так как трудно заметить разницу в накале лампы, подключаемой до проверяемого соединения и после него.

Неисправный конденсатор и катушка зажигания подлежат замене.

Перебои искрообразования в отдельной свече. Неисправную све­чу определяют, замыкая поочередно свечи на «массу» проводником. При замыкании работающей свечи меняется ритм работы двигателя, увеличиваются перебои, уменьшается частота вращения. Закорочен­ная неисправная свеча не изменяет работы двигателя. Непосредст­венными и косвенными причинами прекращения работы свечи могут быть трещины или нагар на изоляторе, неисправности распредели­теля или подводящего провода высокого напряжения.

В контактно-транзисторной системе зажигания отсутствие искро­образования указывает на выход из строя транзисторного коммута­тора (возможно, из-за пробоя транзистора), перегорание одного из добавочных резисторов СЭ-107 или отход высоковольтного провода от электрода в катушке зажигания.

Практикой установлено, что у транзисторного коммутатора ТК-102 выходит из строя транзистор ГТ701А, а также диод или стабили­трон блока защиты. Снижение мощности и экономичности двигателя вызывает неточ­ная установка угла опережения зажигания и неправильное его ре­гулирование центробежным или вакуумным автоматом. В центро­бежном регуляторе может быть заедание грузиков, поломка или ослабление пружин. Прерыватель разбирают, устраняют причину заедания грузиков или меняют пружины. В вакуумном регуляторе встречаются заедания шарикоподшипников пластин прерывателя из-за коррозии шариков или коксования смазки, повреждения диафраг­мы или соединительной трубки регулятора с карбюратором.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *