Неисправности прерывателя-распределителя

Неисправности прерывателя-распределителя

Детали прерывателя-распределителя подвергаются механическому изнашиванию под действием инерционных нагрузок вследствие большой частоты колебаний рычажка прерывателя (несколько тысяч колебаний в минуту), а контакты прерывателя разрушаются под действием искрения и дугового разряда, возникающих в между контактном пространстве.

В результате изнашивания изменяются размеры и зазоры сопряженных деталей прерывателя-распределителя. Износ граней кулачка и его биение вследствие износа втулок валика нарушают нормальное чередование искр в свечах зажигания и перебои в работе двигателя.

Износ оси подвижного контакта и уменьшение упругости пружины прерывателя приводят к увеличению зазора между контактами.

Искрение, а иногда и дуговой разряд объясняются возникновением э. д. с. самоиндукции в обмотке низкого напряжения катушки зажигания, достигающей 200 — 300 в, которая неполностью гасится конденсатором.

В результате искрения между контактами возникает явление пережога металла, приводящее к образованию на одном контакте углубления, на другом — возвышения. Кроме того, искрение сопровождается окислением или обгоранием контактов. Нормальный зазор между контактами прерывателя для большинства современных двигателей составляет 0,30—0,40 мм. При проверке контактов прерывателя их поверхности очищают от следов пыли, масла и сажи. Обгоревшие контакты защищают гибкой абразивной пластинкой или мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 100. Не следует при этом добиваться полного удаления неровностей на поверхности контактов. Небольшие неровности, не нарушающие нормальной работы прерывателя, допустимы. После очистки контактов их протирают чистой тряпкой, смоченной бензином, проверяют величину зазора между ними и при необходимости регулируют его вращением эксцентрикового винта стойки неподвижного контакта.

Угол замкнутого состояния контактов прерывателя

Рис. Угол замкнутого состояния контактов прерывателя

Для проверки величины зазора часто пользуются щупом. При этом не исключены ошибки вследствие возможного отжатая подвижного контакта. Кроме того, определяя зазор щупом, фиксируют величину зазора лишь по выступающим частям контактов, не учитывая изменений, вызванных выгоранием поверхности контактов. Этот метод контроля не учитывает также возможных отклонений величин зазора, возникающих из-за неравномерного износа кулачка, втулки и валика привода и возможного ослабления пружин подвижного контакта. Поэтому величину зазора между контактами целесообразнее проверять на работающем Двигателе при помощи электроизмерительных приборов по углу замкнутого состояния контактов.

Углом замкнутого состояния контактов называют угол поворота кулачка 1, соответствующий периоду нахождения контактов 2 и 3 в замкнутом состоянии. При нормальном зазоре между контактами размыкание их при повороте кулачка будет происходить на участке А—Б, что соответствует углу ар разомкнутого состояния контактов. При дальнейшем вращении кулачка в пределах угла а3 на участке Б—В они будут находиться в замкнутом состоянии. При износе текстолитовой подушечки молоточка (рычажка прерывателя) или самих контактов зазор между ними увеличивается. Схема изменения угла замкнутого состояния контактов при увеличенном зазоре показана на рисунке. С увеличением зазора угол аэ замкнутого состояния контактов уменьшается, что соответствует участку Б1 — В1 а угол разомкнутого состояния ар увеличивается (участок A1 — B1). Этот способ проверки зазора между контактами основан на изменении средней силы тока, протекающего через замкнутые контакты прерывателя. Силу тока измеряют специальным амперметром (указателем угла замкнутого состояния контактов) на приборе НИИАТ Э-5, включенным последовательно с контактами прерывателя и параллельно обмотке низкого напряжения катушки зажигания. Принципиальная схема включения прибора показана на рисунке. Последовательно с измерительным прибором 1 включен селеновый выпрямительный вентиль 2 и потенциометр (переменный резистор) 3. Величина тока, а следовательно, и отклонение стрелки прибора зависят только от величины угла, при котором контакты испытываемого прерывателя-распределителя 4 остаются в замкнутом состоянии и не зависят от частоты размыкания, так как в цепи этого прибора нет индуктивных сопротивлений. Проверку производят при различных оборотах вала двигателя, и по отклонению стрелки шкалы прибора определяют угол замкнутого состояния контактов, который должен быть в установленных пределах.

Схема включения прибора Э-5

Рис. Схема включения прибора Э-5 для проверки величины зазора между контактами прерывателя по углу их замкнутого
состояния

Для 4-, 6- и 8-цилиндровых двигателей, кулачки прерывателей-распределителей которых имеют 4, 6 и 8 выступов, угол замкнутого состояния контактов должен соответственно равняться для кулачков с четырьмя выступами 40—45°, с шестью — 36—43° и с восемью — 29—33°.

Зазор между контактами прерывателя регулируют регулировочным винтом неподвижного контакта или перемещением планки неподвижного контакта эксцентриковым винтом. Пользуясь приборами НИИАТ Э-5 или вольтамперметром ЛЭ-1, можно проверить также состояние контактов прерывателя по их электрическому сопротивлению в замкнутом состоянии, которое изменяется в зависимости от площади соприкосновения и степени окисления контактов. Вольтметр прибора ЛЭ-1 или указатель угла замкнутого состояния прибора Э-5 присоединяют параллельно контактам прерывателя. При такой схеме соединения вольтметр прибора ЛЭ-1 при разомкнутых контактах прерывателя показывает напряжение аккумуляторной батареи, а при замкнутых контактах — падение напряжения в контактах, которое не должно превышать 0,10 — 0,15 в (по показанию вольтметра прибора ЛЭ-1). При контроле прибором Э-5 стрелка указателя 15 должна находиться в пределах заштрихованной зоны у нуля шкалы.

Для предупреждения заедания ось подвижного контакта необходимо систематически смазывать вазелиновым маслом и одновременно пропитывать маслом фитиль, смазывающий кулачок прерывателя и осевую втулку кулачка.

Натяжение пружины подвижного контакта можно проверять пружинным динамометром. Усилие в момент начала размыкания контактов должно быть в пределах 400—600Г. При значительном износе текстолитового выступа рычага подвижного контакта его нужно заменить и вновь отрегулировать величину зазора.

После проверки и регулировки зазора между контактами прерывателя контролируют его работу при повышенных оборотах вала (до 2500 об/мин). Отклонение стрелки измерительного прибора от установленного угла замкнутого состояния контактов не должно превышать 2°.

Вольтамперметр ЛЭ-1

Вольтамперметр ЛЭ-1

Рис. Вольтамперметр ЛЭ-1
а — лицевая панель; б — электрическая схема:
1 и 14 — потенциометры; 2 — переключатель амперметра; 3— амперметр; 4 — переключатель тахометра; 5 —тахометр; 6 — кнопка включения вольтметра, 7 — вольтметр; 8 — переключатель вольтметра; 9 — гайка включения реостатов; 10 — ползунковый реостат; 11 — переключатель полярности; 12 — гайки включения реостата; ; 15 — конденсатор; 16 — поляризованное реле; 17, 19, 20 и 21 — сопротивления; 18 — батарея

Схема проверки сопротивления контактов вольтамперметром ЛЭ-1

Рис. Схема проверки сопротивления контактов вольтамперметром ЛЭ-1

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *