Показатели экономичности автомобиля

Время на прочтение: 3 минут(ы)

Усложнением конструкции автомобиля можно получить весьма высокие показатели динамики, плавности хода, проходимости и др. При этом почти во всех случаях нарушается одно из основных требований к автомобилю: перевозить пассажиров или грузы с наименьшими затратами.

Очевидно, что всякое значительное усложнение конструкции означает введение дополнительных механизмов (а следовательно, дополнительных производственных операций при изготовлении машины, ее обслуживании и ремонте) и увеличение веса машины, если не применить дорогостоящие особопрочные и особолегкие материалы. Поэтому одна из задач конструктора при создании новых машин — находить простые решения, которые уменьшали бы затраты на перевозку полезной нагрузки и вместе с тем не ухудшали бы (а желательно улучшали) другие показатели автомобиля. Задача водителей и работников автохозяйств — применять при работе автомобиля такие приемы вождения машины и ее обслуживания, которые обеспечивают экономичность в эксплуатации.

Расход топлива

Главные показатели экономичности автомобиля следующие:

  1. Первоначальная стоимость, которая зависит от:
    • а) веса конструкции;
    • б) сложности изготовления;
    • в) стоимости материалов.
  2. Амортизационные расходы, которые тем ниже, чем больше долговечность конструкции.
  3. Эксплуатационные расходы, состоящие из:
    • а) расхода топлива;
    • б) расхода шин;
    • в) расхода масла и других эксплуатационных материалов;
    • г) стоимости обслуживания;
    • д) стоимости хранения (размеры и устройство гаража).

В данном случае мы рассматриваем автомобиль в движении, поэтому первые две группы расходов не имеют значения. Из третьей группы следует выделить расход топлива и расход шин, так как эти расходы непосредственно связаны с движением автомобиля. Остальные расходы зависят в основном от конструктивного решения отдельных механизмов и частично от компоновки автомобиля (например, от удобства доступа к точкам обслуживания, от габаритных размеров и веса автомобиля).

Экономичность автомобиля обычно оценивают, прежде всего по расходу топлива. Но какую нужно выбрать меру и в каких условиях измерять расход?

Прежде всего нужно отличать расход топлива двигателем от расхода его автомобилем. Расход топлива двигателем зависит от развиваемой мощности и времени работы. Чтобы сравнивать экономичность двигателей, удобно подсчитывать расход топлива на каждую лошадиную силу за час работы. Полученную величину называют удельным расходом топлива и обозначают через ge.

Приведем пример: двигатель развивает мощность 40 л. с. и при этом расходует в час 13 л топлива. Удельный вес топлива равен 0,75 г/см^3, поэтому двигатель расходует 13 X 0,75 X 1000 = 9750 г в час. Отсюда находим удельный расход:

ge = 9750/40 = 269 г/э. л.с.ч.

(читается: 269 грамм на эффективную лошадиную силу в час).

Удельный расход топлива правильно характеризует экономичность работы двигателя, но он не пригоден для оценки экономичности автомобиля. Экономичность автомобиля зависит и от расхода топлива, и от выполненной при этом работы, которую обычно считают пропорциональной пройденному расстоянию.

Эксплуатационный расход топлива вычисляют путем деления суммарного расхода за возможно больший период времени на число пройденных сотен километров (включая расход топлива на стоянках, при езде накатом, при прогреве двигателя, т. е. весь расход). Например: за месяц автомобиль прошел 4527 км или 45,27 сотен км и израсходовал 510 л топлива.

Эксплуатационный расход составляет:

Q = 510/42,27 = 11,25 л/100 км

(читается: 11,25 литра на 100 км).

Эксплуатационный расход является важнейшим измерителем экономичности автомобиля; для каждого типа автомобилей установлены государственные нормы эксплуатационного расхода топлива.

Для более скорой проверки экономичности находят контрольный расход топлива (тоже в л/100 км). Контрольный расход определяют на ровном шоссе (без больших подъемов и спусков) при движении полностью нагруженного автомобиля на определенном расстоянии ПО, 50. 100 или 200 км) с примерно постоянной скоростью (60—80 км/час для легковых автомобилей и 30—40 км/час для грузовых) без применения наката. Измерять расход топлива можно путем доливки топлива в бак; бак автомобиля полностью заправляют перед заездом, а после заезда доливают, используя мерную посуду или взвешивая долитое топливо.

Стоимость перевозки в значительной степени зависит от стоимости израсходованного топлива. Поэтому часто определяют расход топлива на перевозку одного пассажира или 1 т груза. Приведем примеры:

  • автомобиль М-20 «Победа» при пяти пассажирах расходует на шоссе 11 л/100 км или 2,2 л/100 пасскм (2,2 литра на 100 пассажирокилометров);
  • грузовой автомобиль ЗИЛ-150 с нагрузкой 4 т расходует в тех же условиях 29 л/100 км или 7,25 л/100 ткм (7,25 литра на 100 тоннокилометров).
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *