Эксплуатация и техническое обслуживание аккумуляторных батарей
Кислотные аккумуляторы используются в системах автотракторного электрооборудования и в ряде стационарных установок.
Для обеспечения максимального срока службы аккумуляторных батарей (не менее 3…5 лет, в зависимости от интенсивности эксплуатации) необходимо, чтобы средняя степень заряженности, при которой эксплуатируется батарея, поддерживалась не ниже 75 %, своевременно проводилось техническое обслуживание и электрооборудование машины находилось в исправном состоянии. Степень заряженности батареи зависит от величины регулируемого напряжения, температуры электролита, продолжительности и величины разрядных токов, длительности работы с момента ввода в действие. В зимние периоды с уменьшением естественного освещения и понижением температуры увеличиваются токи и время разряда, а зарядный ток уменьшается вследствие повышения внутреннего сопротивления батареи. Поэтому важно, чтобы в зимних рейсах температура электролита поддерживалась выше 0 °С. Для этого батареи, установленные не под капотом, должны быть утеплены войлоком или другим кислотостойким материалом с вентиляцией для удаления гремучего газа. В районах с высокой температурой (Средняя Азия и др.) необходимо защищать аккумуляторы от перегрева.
Батареи, установленные под капотом, чаще всего выходят из строя в июле — августе, а расположенные у подножек (ЗИЛ-130) снимаются с эксплуатации как не удовлетворяющие требованиям стартерного пуска чаще в осенне-зимние периоды.
Утепляя батарею для зимней эксплуатации, более тщательно надо укрывать верхнюю часть, так как свинцовые межэлементные соединения и выводы излучают около 80 % тепла. Под батарею кладут теплоизолирующую прокладку. При отрицательных температурах электролита отдаваемая батареей емкость и зарядный ток резко снижаются. При температуре — 20 °С зарядка практически отсутствует, а отдаваемая емкость составляет около 45 % от емкости при температуре 25 °С. В то же время для пуска холодного двигателя требуется большая мощность вследствие повышенного сопротивления прокручиванию из-за увеличенной вязкости масла. На ночь рекомендуется батареи снимать с машин и хранить в теплом помещении. Для сохранения ресурса батареи важно соблюдать правила пуска двигателя.
Батареи требуют периодического обслуживания:
- контроля уровня электролита не реже одного раза в две недели и доливки дистиллированной воды по необходимости;
- очистки поверхности и вентиляционных отверстий от пыли, грязи, увлажнений электролитом, выделяемым при зарядке;
- проверки надежности крепления батареи в гнезде;
- очистки наконечников проводов и выводов батарей от окислов, смазки их техническим вазелином с последующей плотной затяжкой контактных соединений.
Электролит с поверхности батареи удаляют чистой ветошью, смоченной 10 %-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды. Окислы (зеленый налет) с наконечников проводов и выводов батареи удаляют ветошью, смоченной в воде. Провода, соединяющие батарею с «массой» и стартером, должны быть не натянуты для предупреждения порчи выводных клемм и образования трещин в мастике.
Электролит этих аккумуляторов приготовляют из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. Его готовят в стойкой против серной кислоты посуде (керамическая, эбонитовая, свинцовая). Причем в посуду заливают вначале воду, а затем тонкой струйкой кислоту при непрерывном перемешивании. Количество кислоты плотностью 1,83 г/см3 при 150 С, которое необходимо добавить на 1 л воды для получения электролита нужной плотности, приведено в таблице.
Таблица
Плотность электролита при 150С |
Количество серной кислоты (л) плотностью 1,83г/см3 для приготовления электролита |
Плотность электролита при 150С |
Количество серной кислоты (л) плотностью 1,83г/см3 для приготовления электролита |
1,255 |
0,305 |
1,300 |
0,405 |
1,270 |
0,345 |
1,310 |
0,425 |
1,280 |
0,365 |
1,320 |
0,450 |
1,285 |
0,375 |
1,340 |
0,495 |
Электролит заливают в батарею через стеклянную или свинцовую воронку. Причем его температура должна быть выше 250 С.
При работе с кислотным электролитом следует соблюдать меры предосторожности, так как серная кислота вызывает ожоги и разрушает органические материалы.
После заливки электролита следует дать возможность пластинам пропитаться электролитом. Для этого аккумуляторы нужно выдержать перед зарядкой определенное время: новые незаряженные батареи 4–6 ч, новые сухо заряженные батареи 3 ч.
Comments (4)
Хотелось бы еще узнать как правильно измерить остаточную емкость аккумулятора?
Для быстрого замера остаточной емкости АКБ используют специальные тестеры. К примеру в продаже можно найти тестер SKAT-T-AUTO. Для замера остаточной емкости с помощью этого прибора необходимо отсоединить аккумулятор от сети автомобиля и с помощью зажимов подсоединить его к тестеру. Затем потребуется нажать кнопку на тестере, который проведет все замеры в автоматическом режиме и выдаст результат на экран. Т.е. для замера остаточной емкости АКБ с его помощью никаких специальных знаний не требуется.
Какой максимальный срок службы у аккумуляторной батареи?
Обычно, производителем устанавливается гарантийный срок службы для каждой модели АКБ, который редко превышает 48 месяцев. В тоже время, у аккумулятора имеется и фактический срок службы, которой зависит от условий эксплуатации (интенсивности использования автомобиля, температурных и погодных условий, количества электронных приборов в ТС, и т.д.). При особо интенсивном использовании автомобиля фактический срок службы АКБ не превысит 1,5 года. Если же ваш автомобиль используется крайне редко, при благоприятных условиях и бережном за ним уходе, есть малая вероятность, что аккумулятор прослужит до 7 лет.