Кузовные работы: жестяницкие, столярные, арматурные, обойные и малярные

Кузовные работы: жестяницкие, столярные, арматурные, обойные и малярные

Кузовные работы состоят из жестяницких, столярных, арматурных, обойных и малярных работ, т.е. работ, связанных технологически между собой.

Жестяницкие работы

Жестяницкие работы заключаются в ремонте крыльев (устранение вмятин, трещин, разрывов), подножек, брызговиков, капотов, облицовки радиатора, дверей и других частей кузова, а также в частичном изготовлении несложных деталей кузова. Помятые места обшивки и оперения кузова обычно исправляют вручную при помощи специальных инструментов: металлических и деревянных молотков, различных оправок и приспособлений.

Комплект жестяницких инструментов

Рис. Комплект жестяницких инструментов:
1 , 2, 3, 4, 5, 7 и 8 — специальные оправки: 6 — деревянный молоток; 9 и 10— болванки для правочных работ; 11 — выколоючиый металлический молоток

Для правки обшивки и оперения кузова и устранения перекосов используют переносный ручной гидравлический пресс с набором приспособлений, стяжек и растяжек.

Гидравлическая растяжка

Рис. Гидравлическая растяжка:
1 — цилиндр растяжки, 2— удлинительная трубка; 3 и 5 — резиновые наконечники; 4 — плунжер растяжки; 6 — ручной насос; 7 — гибкий шланг; 8 — воздушный клапан насоса

Сквозные пробоины, трещины и разрывы крыльев или обшивки кузова устраняют газовой сваркой.

При изготовлении починочного материала (для заделки сквозных пробоин) часто применяют механические или ручные ножницы для резки листового материала и зиг-машину — для отбортовки краев. Для выравнивания листов или придания им полукруглой формы применяют вальцовочные машины.

Рабочее место жестянщика оборудуют слесарным верстаком с укрепленным на нем шпераком (железной консольной балкой).

Столярные и арматурные работы

К столярным и арматурным работам относят:

  • изготовление деревянных частей кабины грузового автомобиля, пола и бортов грузовой платформы;
  • сборка и разборка платформы;
  • ремонт и установка замков, петель, стеклоподъемников, кронштейнов, оковки, запорных крюков.

К этой же группе работ обычно относят вставку стекол.

Мелкие дефекты кузова устраняют, не снимая его с рамы автомобиля. При более сложных кузовных работах кузов снимают, разбирают и заменяют детали. В крупных автохозяйствах применяют универсальные деревообделочные станки, на которых можно выполнять фуговочные, строгальные и фрезерные работы, а также пиление. Для поперечного пиления, выпиливания криволинейных заготовок, а также для продольного пиления небольших заготовок используют ленточную пилу.

Для заточки ручных режущих инструментов применяют песочное точило с ручным или электромеханическим приводом.

Основными мероприятиями по технике безопасности при деревообделочных работах являются устройства ограждений режущего инструмента на станках для механической обработки дерева (круглопильные и фуговочные станки, ленточные плиты и др.). Примерная расстановка оборудования в столярно-арматурном цехе представлена на рисунке.

Планировка столярно-арматурного цеха

Рис. Планировка столярно-арматурного цеха:
1 — стеллаж; 2— точило несочное; 3 — электродвигатель; 4—контрпривод к точилу; 5 — шкаф; 6 — столярный верстак; 7 — шкаф для инструментов; 8 — стол под клееварку; 9 электрическая клееварка; 10—верстак слесарный; 11 — тиски; 12 — циркульная пила; 13 — электродвигатель; 14 — фуговочный станок

Обойные работы

Обойные работы заключаются в ремонте и изготовлении подушек спинок и сидений и внутренней обивке кузовов, а также изготовлении зимних чехлов на радиаторы и капоты двигателей. Обойный материал при ремонте раскраивают по шаблонам и сшивают на швейной машине.

Для разборки и сборки подушек, спинок и сидений, а также для раскройки материала (кожзаменитель, сукно, полотно) применяют столы размером 2,0X1,0 м по одному на каждое рабочее место. Хранят обойные материалы (пружины, бичевку, тесьму и пр.) в ларях, шкафах и на стеллажах.

Малярные работы

Малярные работы заключаются в подкраске или полной окраске грузовых платформ и кабин, кузовов легковых автомобилей и автобусов. К этим работам относятся также подкраска номерных знаков, окраска и выполнение надписей на маршрутных досках автобусов и надписей на бортах кузова.

Снаружи автомобили и автобусы окрашивают нитрокрасками или эмалями — глифталевыми, пентафталевыми и синтетическими.

При местной подкраске кузова старый слой краски, ржавчину и другие загрязнения удаляют скребками, смывочными растворами (АФТ-1, С Д ) и наждачной шкуркой № 2. Для обезжиривания поверхность протирают ветошью, смоченной в уайт-спирите, с последующей протиркой насухо чистой марлей или ветошыо. Труднодоступные места обдувают сжатым воздухом.

Передвижная терморадиационная установка

Рис. Передвижная терморадиационная установка

На подготовленную к окраске поверхность наносят слой грунтовки. Нитрогрунтовку при окрашивании поверхности площадью до 100 см2 сушат при температуре окружающего воздуха 18 22°С в течение 20 мин. При окрашивании больших поверхностей с применением для этого синтетических эмалей для ускорения высыхания пользуются передвижными терморадиационными установками. Сушат при 110—120°С, время сушки 30—35 мин. Неровности, обнаруженные после грунтовки, выравнивают нитрошпаклевкой, высыхающей при 18—23°С за 2-2,5 ч. Высохший слой шпаклевки шлифуют водостойкой шкуркой 180 — 220 с водой, промывают и вытирают насухо ветошью, затем окрашивают в один-два слоя. При окраске нитроэмалями продолжительность сушки каждого слоя составляет 20—25 мин при 18—22°С. При сушке поверхностей, покрытых синтетическими эмалями, требуется повышенная температура — до 130°С и продолжительность 25—50 мин. Поверхность, окрашенную нитроэмалью, полируют абразивной пастой и полировочной водой. Основная трудность при местной окраске заключается в подборе цвета краски в тон основного колера.

Краскораспылнтельная установка

Рис. Краскораспылнтельная установка

При окраске методом распыления применяют установку, состоящую из бака 1 нагнетания краски, нагревателя 5 краски (для экономии растворителей и получения более качественного покрытия), фильтра 6 для очистки воздуха от масла и воды и распылителя 4 краски с соединительным шлангом. В баке 1 смонтирована двухлопастная мешалка 2 для перемешивания краски, а на крышке бака установлен редуктор 3 с манометром. Воздух фильтруется (от воды и масла) слоями кокса и войлока. При более простой и распространенной схеме установки краска в распылитель 4 подается самотеком из стакана, укрепленного на распылителе. В автохозяйствах применяют два типа распылителей: КР и 0-19.

Для окраски автомобилей распылением необходимо устройство камер, оборудованных гидравлическим фильтром с насосом и водораспыливающей и вентиляционной системами. Для искусственной сушки автомобиля после окраски устраивают специальные сушильные камеры. В камерах окрашенные поверхности кузова, нагреваются подогретым циркулирующим воздухом (от паровой отопительной установки) или терморадиационными установками. Они представляют собой рефлекторные сушильные установки, оборудованные лампами в 250—500 вт, дающими инфракрасные лучи, или радиационными панелями с электрическими нагревательными элементами. Температуру воздуха в камере при сушке для всех видов окрасочных материалов следует выдерживать, не превышая 70 С».

Помещение малярного цеха должно быть разделено на два отделения: одно из них — для подготовительных работ, другое — для окраски пульверизационным способом. Примерная расстановка оборудования в малярном цехе показана на рисунке:

Планировка малярного цеха автохозяйства на 500 легковых автомобилей

Рис. Планировка малярного цеха автохозяйства на 500 легковых автомобилей: 1 — посты подготовки к окраске; 2 —- окрасочная камера; 3 — терморадиационная сушильная камера; 4 — шкаф для хранения красок; 5 — рефлекторный щит

В отношении мероприятий но технике безопасности в помещении малярного цеха основное внимание должно быть уделено вытяжной вентиляции. Воздух, удаляемый из камер пульверизационной окраски, перед выбросом в атмосферу должен очищаться гидравлическими фильтрами. Свежий воздух должен поступать сверху, а вытяжные решетки должны располагаться в полу помещения. Давление сжатого воздуха при пневматическом распыливании краски не должно превышать 4 кГ/см2. Хранить лакокрасочные материалы следует в отдельном помещении в закрытых металлических шкафах.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *