Выбор метода обслуживания автомобиля

Организация технологического процесса технического обслуживания автомобилей зависит от:

  • количества автомобилей
  • типа обслуживаемых автомобилей
  • периода времени, отводимого на обслуживание
  • трудоемкости отдельных операций и процесса обслуживания в целом
  • режима работы автомобилей на линии

Обслуживание по поточному методу целесообразно при наличии в хозяйстве большого количества однотипных автомобилей и относительно коротком промежутке времени, отводимом на обслуживание (например, одна рабочая смена), а также при постоянных объеме и трудоемкости работ.

Обслуживание автомобиля

Более точным критерием для выбора метода являются суточная программа технического обслуживания по каждому виду (ЕО, ТО-1 или ТО-2) и количество постов, требуемых для выполнения обслуживания. Рекомендуемое минимальное количество постов при организации обслуживания поточным методом не менее трех.

Организация технического обслуживания автомобилей на потоке непрерывного действия определяется характером технологии производства данного вида обслуживания, допускающим выполнение всех операций на движущемся автомобиле (например, уборочно-моечные и обтирочные работы).

При организации процессов обслуживания в объеме ТО-1 и ТО-2 обычно применяют поток периодического действия, так как в этом случае объем работ по постам может иметь относительно большие отклонения от средних норм, кроме того технология выполнения некоторых операций требует, чтобы автомобиль был неподвижен.

Важным обстоятельством при выборе метода обслуживания автомобиля является режим работы автомобилей, а следовательно, график их возвращения с линии. Так, для крупного автохозяйства, обслуживающего междугородные перевозки, вследствие неопределенности сроков возвращения автомобилей с линии организация процесса ЕО на потоке может быть нецелесообразной.

При выборе метода обслуживания имеют значение также габаритные размеры автомобилей. При значительных габаритных размерах для маневрирования автомобилей требуется большая площадь помещения. Это обстоятельство предопределяет выбор в пользу поточного метода, дающего в данных условиях даже при небольшом парке автомобилей большую экономию производственных площадей. При малой производственной программе по данному виду обслуживания, разнотипных автомобилях и различном режиме работы автомобилей, не обеспечивающем бесперебойную работу поточной линии, более целесообразен метод обслуживания на универсальных постах. Сравнение эффективности производства технического обслуживания поточным методом и методом обслуживания на универсально-тупиковых постах по исследованиям НИИАТ показывает, что применение потока при ТО-1 становится целесообразным при минимальной суточной программе в 10—12 обслуживаемых однотипных автомобилей, а ТО-2 при суточной программе от 3-х и более автомобилей.

При меньшей суточной программе или разномарочном парке целесообразно применение метода универсальных тупиковых постов. При суточной программе ТО-2 от 3-х до 12 обслуживаемых автомобилей рекомендуется применение унифицированных поточных линий (использование в дневное время линии ТО-1 для ТО-2) на 3 — 4 поста, для большей программы — специализированных линий по видам обслуживания.

Результаты проведенного НИИАТ технико-экономического анализа двух форм организации технического обслуживания ТО-1 на 3-х постах поточной линии и на трех тупиковых постах (в обоих случаях один пост специализирован на смазочных работах) на примере автохозяйств в 240—360 автомобилей ЗИЛ-164А и ГАЗ-51А показывают следующее. При суточной программе от 15 до 21 обслуживаемого автомобиля стоимость капитальных затрат на оборудование, включая сооружение канав, при поточном обслуживании на 20% выше.

Это в первую очередь объясняется затратами на оборудование поточной линии конвейером (толкающего типа) для перемещения автомобилей и несколько большими затратами по сооружению прямоточной канавы, имеющей большую протяженность (42 м).

Однако показателем экономической эффективности при сравнении обоих методов являются размеры эксплуатационных расходов. Учитывая, что применение поточной линии снижает трудовые затраты благодаря специализации рабочих мест, более рациональной технологии и повышения общей культуры производства при анализе принимается сокращение трудоемкости технического обслуживания на 20% и по текущему ремонту на 5 % против нормативных, что значительно ниже достигнутого практикой уровня (30—40%). В результате годовая экономия от применения поточного метода по затратам на ТО-1 составляет от 10 до 13% (в зависимости от марки автомобиля) и по затратам по текущему ремонту 5%. При этом срок окупаемости поточной линии ТО-1 с учетом снижения себестоимости ТО-1 и текущего ремонта составит от 1,4 года до 11 месяцев (для парка 240—300 и 300—360 автомобилей ЗИЛ-164А).

В результате применение поточного метода обслуживания ТО-1, по сравнению с тупиковым методом, обеспечивает снижение себестоимости ТО-1 и TР.

Результаты аналогичного сравнительного анализа организации выполнения ТО-2 на тупиковых постах и поточных линиях показывают, что в последнем случае эксплуатационные затраты на техническое обслуживание (ТО-2) и текущий ремонт сокращаются примерно на 15%.

Приведенные цифровые данные свидетельствуют о целесообразности применения поточной организации технического обслуживания. Однако уровень эффективности может иметь различные отклонения в связи с большим количеством влияющих на него факторов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.