Насосы типа НМШ: НМШ-25, НМШ-25Р, НМШ-80-1, НМШ-50, НМШ-125

Насосы типа НМШ: НМШ-25, НМШ-25Р, НМШ-80-1, НМШ-50, НМШ-125

Давления, развиваемые шестеренными насосами при подаче рабочей жидкости в гидросистему, определяются нагрузками и сопротивлениями в системе.

Насос может работать в пределах от наименьшего до наибольшего рабочего давления, которое допускается его конструкцией.

В отечественных гидравлических системах трансмиссий тракторов, навесных системах тракторов, в гидросистемах сельскохозяйственных машин применяют рабочие давления:

  • низкие — до 1,3 МПа (13 кгс/см2)
  • средние — до 8,0 МПа (80 кгс/см2)
  • высокие — от 8,0 до 25 МПа (от 80 до 250 кгс/см2)

Отечественная промышленность выпускает шестеренные насосы типа НМШ, предназначенные для создания и поддержания циркуляции рабочей жидкости в гидравлических системах трансмиссий тракторов. С помощью гидроустройств осуществляется переключение передач, включение и выключение вала отбора мощности. Насосы этого типа выпускают типоразмеров: НМШ-25Р, НМШ-25 НМШ-50, НМШ-125, НМШ80-1 и насос гидросистемы коробки передач трактора К-700.

Насос НМШ-25

Nasos-shesterennyj-NMSH-25

Рис. Насос шестеренный НМШ-25:
1 — корпус насоса; 2 — нижняя крышка; 3 — верхняя крышка; 4 — ведущая шестерня; 5 — ведомая шестерня; 6 — ось ведомой шестерни; 7 — штифты-фиксаторы; 8 — болты, соединяющие корпус с крышками; 9 — дружинные шайбы; 10 — свертная опорная втулка ведомой шестерни; 11 — стопорное кольцо; 12 — овертные опорные втулкн ведущей шестерни.

Насос НМШ-25 принадлежит к насосам среднего давления и состоит из корпуса 1, в расточках которого расположены ведущая 4 и ведомая 5 шестерни, образующие качающий узел. Корпус с обеих сторон закрывают нижней 2 и верхней 3 крышками. Точная сборка насоса осуществляется за счет двух фиксирующих цилиндрических штифтов 7.

В качестве опор ведущей шестерни служат свертные втулки 12, запрессованные в крышки, а опорой ведомой шестерни — свертная втулка 10, запрессованная в шестерню, совместно с осью 6, которая удерживается от осевых перемещений стопорным кольцом 11. Ведущая шестерня изготовлена заодно с цапфами, одна из которых удлинена и заканчивается хвостовиком с резьбовым отверстием М8.

Для установки насоса предусмотрены в нижней крышке привалочная полость и бурт диаметром 52 мм. Н а привалочной плоскости имеется четыре сквозных отверстия диаметром 11 мм, предназначенные для крепления насоса на месте установки с помощью крепежных шпилек, и два отверстия диаметром 25 мм, из которых одно всасывающее, а второе нагнетательное.

Зазоры между трущимися поверхностями в насосе не регулируются.

Привод ведущей шестерни насоса осуществляется через хвостовик з резьбовым отверстием М8, на котором закрепляется приводная шестерня или соединительная муфта. Например, в гидросистеме коробки перемены передач трактора Т-150К насос НМШ-25 крепят на нижней крышке раздаточной коробки и привод осуществляется с помощью пары конических шестерен от приводного вала насоса навесной системы трактора.

По требованию заказчика насос НМШ-25 может быть изготовлен и поставляться с расположением хвостовика ведущей шестерни со стороны верхней крышки.

Работа насоса осуществляется следующим образом. При вращении шестерен 4 и 5 в полости всасывания происходит разрежение, создаваемое вращающимися шестернями, поэтому рабочая жидкость под действием атмосферного давления на ее свободную поверхность в баке (вследствие ее неуравновешенности) поступает во всасывающую полость и заполняет впадины между зубьями, находящимися в этой полости. При вращении шестерен рабочая жидкость, находящаяся между зубьями и стенками расточек в корпусе, переносится в полость нагнетания и при входе зубьев в зацепление вытесняется в нагнетательное отверстие.

Насос НМШ-25Р

Шестеренный реверсивный насос НМШ-25Р принадлежит к насосам низкого давления и предназначен для нагнетания рабочей жидкости в гидравлические системы трансмиссий тракторов Т-220, Т-330 и Т-500.

Насос шестеренный реверсивный НМШ-25Р

Рис. Насос шестеренный реверсивный НМШ-25Р:
1 — корпус; 2 — нижняя крышка; 3 — опорная втулка ведомой шестерни; 4 — ось ведомой шестерни; 5 — опорные втулки ведущей шестерни; 6 — ведущая шестерня; 7 — пружина клапана; 5 — шарнк клапана; 9 — седло клапана; 10 — стопорная шайба; 11 — кольцо пружинящее; 12 — шайба; 13 — болт; 14 — проволока для стопорения болта; 15 — приводная шестерня насоса; 16 — соединительные болты; 17 — ведомая шестерня; 18 — верхняя крышка; 19 — штифт-фиксатор.

Устройство этого насоса такое же, как и насоса НМШ-25, но отличается устройством нижней крышки и хвостовиком ведущего вала, а также схемой работы насоса. На хвостовике ведущей шестерни 6 имеются шлицы, на которых насажена приводная шестерня 15 и закреплена болтом 13 с шайбой 12. Шестерня 15 удерживается от осевого перемещения пружинящим кольцом 11, вставленным в выточку ступицы шестерни и зажатым между шайбой 12 и торцом хвостовика.

Нижняя крышка 2 имеет цилиндрическую форму и большую площадь, чем корпус насоса, что позволяет для установки и монтажа насоса в этой крышке предусмотреть привалочную плоскость и отверстия диаметром 10 мм, а в корпусе — посадочный бурт диаметром 150 мм. На привалочной плоскости размещены два отверстия диаметром 18 мм — всасывающее и нагнетательное, а также шесть сквозных отверстий диаметром 13 мм под крепежные болты или шпильки.

Для снятия насоса с коробки в крышке 2 предусмотрены два отверстия М12-7Н.

В нижней крышке выполнены всасывающий и нагнетательный каналы, а также два шариковые клапана, каждый из которых состоит из седла 9, шарика 8 и пружины 7. Для предотвращения самоотвинчивания седла клапана предусмотрена стопорная шайба 10.

В связи с реверсивностью в конструкции насоса имеются два шариковых клапана, и работа насоса осуществляется в следующем порядке. Рабочая жидкость заполняет всасывающую полость за счет разрежения, создаваемого вращающимися шестернями, переносится ими в полость нагнетания и вытесняется через клапан в напорную магистраль (линию). Благодаря наличию двух клапанов рабочая жидкость постоянно поступает в напорную магистраль. При этом первый клапан перепускает рабочую жидкость из зоны нагнетания насоса в напорную магистраль, второй клапан препятствует попаданию рабочей жидкости из напорной магистрали во всасывающую полость. При изменении направления вращения шестерен насоса функции клапанов соответственно меняются.

Насос НМШ-80-1

Насос шестеренный НМШ-80-1

Рис. Насос шестеренный НМШ-80-1:
1 — корпус насоса; 2 — ведущая шестерня; 3 — штнфт-фиксатор; 4 и 7 — опорные втулки; 5 — ось ведущей шестерни; 6 — верхняя крышка; 8 — соединительные болты; 9 — ведомая шестерня; 10 — нижняя крышка.

Шестеренный насос НМШ-80-1 низкого давления предназначен для нагнетания рабочей жидкости в гидравлические системы трансмиссий тракторов.

Устройство и принцип действия насоса НМШ-80-1 такие же, как и насоса НМШ-25. Имеются некоторые отличия в конструкции хвостовика ведущей шестерни и фиксации оси ведущей шестерни от осевых перемещений. Привод ведущей шестерни 2 осуществляется через шлицевой хвостовик.

Для установки и монтажа насоса в нижней крышке 10 имеется привалочная плоскость и бурт диаметром 32 мм. На привалочной плоскости расположены всасывающее отверстие диаметром 38 мм и нагнетательное диаметром 26 мм, а также четыре сквозные отверстия диаметром 13 мм под крепежные болты или шпильки.

Насос НМШ-50

Nasos-shesterennyj-dvuhsektsionnyj-NMSH-50

Рис. Насос шестеренный двухсекционный НМШ-50:
1 — корпус насоса; 2 — нижняя крышка; 3 — верхняя крышка; 4 — ведущая шестерня; 5 — ведомые шестерни; б — ось ведомой шестерни; 7 — штифт-фиксатор; 8 — болты, соединяющие корпус с крышками; 9 — пружинная шайба; 10 — опорные втулки; 11 — стопорное кольцо.

Шестеренный двухсекционный насос НМШ-50 среднего давления с постоянным включением обеспечивает подачу рабочей жидкости в гидросистему трансмиссий тракторов.

Насос НМШ-50 состоит из корпуса 1, нижней крышки 2, верхней крышки 3, одной ведущей шестерни 4 и двух ведомых шестерен, которые образуют две независимые рабочие насосные секции.

Конструкция и схема работы этого насоса аналогичны насосу НМШ-25. Для установки насоса в нижней крышке 2 имеется привалочная плоскость и бурт диаметром 32 мм. На привалочной плоскости расположены два всасывающих отверстия диаметром 24 мм, два нагнетательных отверстия диаметром 16 мм и шесть сквозных отверстий диаметром 13 мм под крепежные шпильки.

Каждая секция насоса может обслуживать независимую гидросистему. Привод насоса осуществляется через хвостовик зедущей шестерни с резьбовым отверстием М8. Зазоры между трущимися поверхностями насоса не регулируются.

По требованию заказчика насос может изготовляться и поставляться с расположением хвостовика ведущей шестерни со стороны нижней крышки. При этом направление вращения ведущего вала изменится на правое.

Насос НМШ-125

Nasos-shesterennyj-dvuhsektsionnyj-NMSH-125

Рис. Насос шестеренный двухсекционный НМШ-125: 1 — корпус; 2 — верхняя крышка; 3 — болт; 4 и 5 — опорные втулки ведущей и ведомой шестерен; 6 — ведомая шестерня; 7 — болты, соединяющие корпус с крышками; 8 — ведущая шестерня; 9 — ось ведомой шестерни; 10 — нижняя крышка; 11 — штифт-фиксатор.

Шестеренный двухсекционный насос НМШ-125 среднего давления имеет конструкцию, аналогичную с односекционным насосом НМШ-80-1, а по компановке и принципу работы аналогичен с двухсекционным насосом НМШ-50.

Для установки насоса в нижней крышке 10 предусмотрена привалочная плоскость и бурт диаметром 32 мм. На привалочной плоскости расположены два всасывающих и два нагнетательных отверстия диаметром 24 мм, а также пять сквозных отверстий диаметром 13 мм под крепежные шпильки или болты.

Каждая секция насоса может обслуживать независимую гидросистему. Привод насоса осуществляется через шлицевой хвостовик ведущей шестерни.

Все насосы типа НМШ постоянно включены и обеспечивают подачу рабочей жидкости в гидросистему трансмиссий тракторов.

Зазоры между трущимися поверхностями этих насосов не регулируются.

Насос гидросистемы коробки передач и ВОМ трактора К-700

Насос двухсекционный, шестеренный, с постоянным включением предназначен для подачи рабочей жидкости в гидросистему коробки перемены передач и вала отбора мощности с целью обеспечения гидропривода и смазки трущихся поверхностей деталей коробки перемены передач, полужесткой и соединительной муфт. Он установлен в поддоне картера. Общий вид насоса представлен на рисунке.

SHesterennyj-dvuhsektsionnyj-nasos-gidrosistemy-korobki-peredach-i-VOM-traktora-K-700

Рис. Шестеренный двухсекционный насос гидросистемы коробки передач и ВОМ трактора К-700:
1 — верхняя часть корпуса; 2 — шайба ; 3 — ось ведомых шестерен; 4 и 5 — втулки; б — верхняя крышка; 7 — роликовый подшипник; 8 — ведущая шестерня нагнетающей секции; 9 — валик насоса; 10 — ведущая шестерня откачивающей секции; И — прокладка; 12 — нижняя крышка; 13 — шариковый подшипник; 14 — нижняя часть корпуса насоса; 15 — нижняя плита; 16 — корпус откачивающей секции; 17 — ведомая шестерня откачивающей секции; 18 — промежуточная плита; 19 — ведомая шестерня нагнетающей секции; 20 — корпус нагнетающей секции; 21 — верхняя плита; 22 — трубка.

Насос состоит из двух насосных секций — нагнетающей и откачивающей, размещенных в верхней 1 и нижней 14 частях корпуса, между которыми проложены верхняя 21, промежуточная 18 и нижняя 15 плиты, верхней 6 и нижней 12 крышек. Нагнетающая секция насоса расположена над откачивающей; ведущие шестерни откачивающей 10 и нагнетающей 8 секций жестко сидят на приводном валике 9, который установлен в корпусе на одном шариковом 13 и одном роликовом 7 подшипниках. Ведомые шестерни нагнетающей 19 и откачивающей 17 секций надеты на ось 3 и вращаются на игольчатых подшипниках.

Ось 3 ведомых шестерен вставлена в верхнюю 1 и нижнюю 14 части корпуса и удерживается от осевого перемещения с помощью стопорной шайбы 2.

Откачивающая секция насоса постоянно подает рабочую жидкость в масляный радиатор для охлаждения, а нагнетающая секция подает рабочую жидкость в фильтр и далее к золотникам механизма переключения передач.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *