Уход за сцеплением и приводом его выключения

Уход за сцеплением и приводом его выключения

Уход за механизмом сцепления и приводом его выключения заключается:

  1. В периодической проверке и, в случае необходимости, регулировке свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления, определяющего зазор между подпятником и пятой отжимных рычагов.
  2. В периодической проверке уровня рабочей жидкости в бачке главного цилиндра сцепления и, при необходимости, в доливке жидкости.
  3. В прокачке системы гидропривода сцепления (в случае необходимости).
  4. В проверке и подтяжке крепежных деталей, а также в подтяжке, в случае ослабления, мест соединения трубопровода гидропривода сцепления. Надо иметь в виду, что даже самое незначительное подтекание тормозной жидкости не допускается.

Не реже чем 1 раз в 2,5—3 года или через каждые 24 000 км пробега рекомендуется промыть систему гидравлического привода сцепления, разобрав при атом главный и рабочий цилиндры, и заправить систему свежей тормозной жидкостью.

Систему можно промывать только спиртом или свежей тормозной жидкостью.

При очистке деталей от грязи не разрешается пользоваться металлическим инструментом и жидкостями минерального происхождения (бензин, керосин, ацетон).

Протирочный материал должен быть чистым, не оставляющим волокон и смоченным только в спирте или тормозной жидкости (волокна могут засорить систему пли нарушить герметичность манжет).

Соединительную трубку между главным и рабочим цилиндрами следует тщательно очистить и промыть спиртом или тормозной жидкостью путем прокачивания жидкости, после чего рекомендуется продуть трубку сжатым воздухом (например, от насоса для накачки шин), предварительно отсоединив оба ее конца. Перед сборкой поршни и манжеты следует окунуть в тормозную жидкость или касторовое масло.

Необходимо заметить, что, как правило, износ рабочих поверхностей главного и рабочего цилиндров не оказывает существенного влияния на работоспособность привода сцепления, так как уплотнительные манжеты устанавливаются в цилиндры со значительным натягом; поэтому износ трущейся пары деталей компенсируется упругостью манжеты.

Если манжеты затвердели или имеют на рабочих кромках изъяны, их следует заменить. То же относится к защитным резиновым чехлам, если они затвердели, покрылись трещинами или порвались.

При снятии сцепления с автомобиля рекомендуется внимательно осмотреть состояние поверхностей трения маховика, нажимного и ведомого диска. Если обнаружены задиры, забоины, кольцевые риски, следы износа, а также коробление нажимного диска, допускается шлифование его рабочей поверхности.

Шлифование нажимного диска и связанное с этим уменьшение его толщины определяет снижение суммарного усилия нажимных пружин. Чтобы сохранить их усилия, нужно при сборке сцепления подложить шайбы между шлифованными торцами пружин и опорпыми площадками для них в кожухе сцепления. Толщина шайб должна быть равна толщине снятого при шлифовании металла.

Если рабочие поверхности фрикционных накладок ведомого диска сцепления изношены до головок латунных заклепок, крепящих их к ведомому диску, или фрикционные накладки очень сильно замаслены, их следует заменить новыми. Для замены фрикционных накладок необходимо:

  1. Осторожно, не задев пружинные пластины диска, высверлить сверлом диаметром 3,5 мм латунные заклепки и снять дефектные накладки.
  2. Пользуясь ведомым диском, как кондуктором, просверлить в новых фрикционных накладках 18 отверстий диаметром 4,2 мм и девять из них (через одно) рассверлить на проход до диаметра 9 мм.
  3. Оставшиеся девять отверстий рассверлить под головки заклепок диаметром 9 мм сверлом с углом заточки 140 с на глубину 1,6 +/- 0,25 мм.
  4. Перед приклепкой фрикционных накладок следует внимательно осмотреть пружинные пластины ведомого диска и проверить, нет ли на них трещин и глубоких царапин. Если указанные дефекты отсутствуют, можно приклепать новые фрикционные накладки к диску.
  5. Фрикционная накладка накладывается на диск так, чтобы зенкованные отверстия были обращены наружу большим диаметром, и отверстия в пружинных пластинах, обращенных выпуклой стороной к накладке, совпадали с отверстиями диаметром 4,2 мм во фрикционной накладке.

Заклепки расклепываются при помощи специальной оправки. Рекомендуется приклепку накладок начинать с расклепки заклепок, входящих в диаметрально расположенные отверстия. Приклепав одну фрикционную накладку, также приклепывают вторую. При этом зенкованные отверстия одной накладки должны совпадать с незенкованными отверстиями другой.

Необходимо помнить, что долговечность и надежность работы сцепления в большой мере зависят от правильного и умелого использования им.

Основные правила пользования сцеплением следующие:

  1. Выключать сцепление нужно быстро, выжимая педаль до упора в пол.
  2. Включать сцепление нужно плавно.
  3. При движении автомобиля категорически запрещается держать ногу на педали, так как это увеличивает износ графитового подпятника и фрикционных накладок.
  4. При работающем двигателе, во избежание излишней нагрузки графитового подпятника, не держать сцепление длительное время выключенным.
  5. Нельзя прибегать к пробуксовке сцепления, как способу изменении скорости движения автомобиля.

Таблица. Возможные неисправности механизма сцепления и его привода, их причины и спосооы устранения

Причина неисправности Способ устранения неисправности
Пробуксовка сцепления при трогании автомобиля с места
1. Полностью отсутствует свободный ход выключения сцепления (нет зазора между пятой отжимных рычагов и подпятником) 1. Отрегулировать нормальный свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления
2. Намасливание или сильный износ фрикционных накладок 2. Разобрать сцепление, вынуть ведомый диск, тщательно промыть бензином накладки н насухо протереть их. Сильно замасленный или изношенный ведомый диск заменить или приклепать новые фрикционные накладки. Перед сборкой сцепления рабочие поверхности маховика и нажимного
диска тщательно промыть бензином и насухо их протереть
3. Уменьшение усилия нажимных
пружин
3. Заменить нажимные пружины и
термоизоляционные шайбы (весь комплект)
4. Заедание деталей, отводящих нажимной диск от ведомого диска в шарнирах и направляющих 4. Разобрать механизм сцепления,
удалить аду сенцы с трущихся деталей и заменить изношенные детали
5. Засорение компенсационного отверстия главного цилиндра сцепления или перекрытие его кромкой внутренней манжеты 5. Отвернуть крышку наполнительного бачка главного цилиндра, вынуть сетку и мягкой проволокой диаметром 0,6 мм прочистить компенсационное отверстие. Если отверстие перекрывается манжетой, снять главный цилиндр, разобрать его и тщательно промыть все детали свежей тормозной жидкостью или спиртом. После сборки убедиться, что поршень энергично возвращается назад до упора в шайбу, и проверить мягкой проволокой, не перекрыто ли компенсационное отверстие. Если проволока упирается в манжету, цилиндр нужно разобрать снова и заменить внутреннюю манжету. Допускается аккуратно (острым режущим инструментом) подрезать манжету до получения нормальной высоты
6. Разбухание манжет главного и рабочего цилиндров в результате применении тормозной жидкости плохого качества или несоответствующего состава либо из-за попадания в жидкость бензина, керосина или минерального масла 6. Тормозную жидкость слить, всю систему гидропривода тщательно промыть спиртом или свежей тормозной жидкостью, поврежденные резиновые детали заменить. Заполнить систему тормозной жидкостью соответствующего состава и качества
Пробуксовывание сцепления при движении автомобиля под нагрузкой (по причинам, не связанным с ухудшением состояния трущихся поверхностей, замасливанием фрикционных накладок и ослаблением усилия нажимных пружин)
1. Ослабление суммарного усилия
пружин отжимных рычагов
1. Заменить пружины отжимных рычагов и в случае сильного износа заменить графитовый подпятник выключения сцепления
2. Уменьшение (против нормальной
величины) свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления
2. Отрегулировать нормальный свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления. В случае сильного износа графитового подпятника заменить его
3. См. п. 5 неисправностей «Пробуксовывание сцепления при трогании автомобиля с места» 3. См. н. 5 неисправностей «Пробуксовывание сцепления ври трогании автомобиля с места»
4. См. п. 6 неисправностей «Пробуксовывание сцепления при трогании автомобиля с места» 4. См. п. 6 неисправностей «Пробуксовывание сцепления при трогании автомобиля с места»
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)
1. Недопустимое увеличение свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления 1. Отрегулировать нормальный свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления
2. Нарушение заводской регулировки механизма сцепления (уменьшение расстояния между рабочими поверхностями маховика и пяты отжимных рычагов, а также незначительный перекос пяты) 2. Снять механизм сцепления с маховика и отрегулировать на приспособлении положение пяты
3. Коробление ведомого диска (в сборе с фрикционными накладками) 3. Снять механизм сцепления, вынуть ведомый диск, выправить его (торцовое биение допускается в
пределах 0,75 мм) или заменить новым
4. Задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска 4. Разобрать механизм сцепления, снять маховик с коленчатого вала, прошлифовать рабочие поверхности или заменить поврежденные детали
5. Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач 5. Заменить ведомый диск. При значительном износе или смятии шлиц первичного вала заменить также и вал
6. Полный ход педали сцеплении меньше необходимого 6. Отрегулировать нормальный полный ход педали сцепления
7. Наличие воздуха в системе гидропривода 7. Удалить воздух из системы
8. Утечка рабочей жидкости из
системы
8. Долить жидкость в бачок главного цилиндра сцепления и при нажатой до упора в пол педали проверить герметичность трубопровода, его соединений и рабочего цилиндра. При обнаружении подтекания подтянуть соединение до устранения течи; неисправные детали заметить. При течи жидкости из рабочего цилиндра разобрать цилиндр, тщательно промыть детали свежей тормозной жидкостью или спиртом и, если отсутствуют повреждения зеркала цилиндра или резиновой манжеты, вновь собрать рабочий цилиндр и проверить, нет ли течи. В случае обнаружения поврежденной резиновой манжеты или раковин и рисок на зеркале рабочего цилиндр дефектные детали заменить
9. Нарушение герметичности главного цилиндра сцепления из-за повреждений внутренней манжеты, наличия рисок и задиров на зеркале цилиндра или загрязнении рабочих деталей узла 9. Снять с автомобиля и разобрать главный цилиндр сцепления, тщательно промыть все детали свежей тормозной жидкостью или спиртом и, убедившись в отсутствии рисок, задиров и раковин на зеркале главного цилиндра, а также в исправности внутренней манжеты, установить цилиндр на автомобиль. При необходимости заменить дефектные детали или главный цилиндр в сборе
Толчкообразное движение автомобиля при трогании с места, несмотря на плавное включение сцепления
Потерн упругости пружинных пластин ведомого диска Заменить ведомый диск в сборе
Рывки и удары в трансмиссии автомобиля при трогании с места, несмотря на плавное включение сцепления
1.Износ окон под пружины гасителя крутильных колебаний в ведомом диске, ступице и пластине демпфера. Осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний 1. Заменить ведомый диск в сборе
2.  Задиры на рабочих поверхностях маховика, нажимного диска или фрикционных накладок ведомого диска 2. Прошлифовать рабочие поверхности маховика, нажимного диска или заменить фрикционные накладки ведомого диска
Шум в механизме при выключении и включении сцепления
1. Износ деталей гасителя крутильных колебаний 1. Заменить ведомый диск в сборе
2. Повышенное биение пяты отжимных рычагов 2. Снять механизм сцепления и в приспособлении регулировкой положения пяты отжимных рычагов устранить повышенное биение пяты
3. Перекос и биение искомого диска 3. Снять сцепление, вынуть ведомый диск, выправить его или заменить новым
4. Задевание держателей обоймы подпятника за кожух сцепления вследствие уменьшения высоты (т. е. повышенного износа графитового подпятника) 4. Заменить графитовый подпятник
Повторяющаяся поломка пружинных пластин ведомого диска сцепления
Деформации картера сцепления (например, вследствие удара о дорожное препятствие), вызывающая нарушение соосности отверстия в картере под задний подшипник первичного вала и отверстия во фланце коленчатого вала под передний подшипник первичного вала коробки передач Заменить деформированный картер
сцепления новым
Невозвращение педали сцепления в исходное положение после снятия с нее ноги
Поломка или ослабление оттяжной пружины педали сцепления Заменить оттяжную пружину
Увеличение усилия, требуемого для выключения сцепления
Заедание в шарнирах сочленения
механизма сцепления или его привода
Устранить заедание или заменить изношенные детали
Вибрация педали в начальный момент выключения сцепления
Повышенное биение пяты отжимных рычагов Снять механизм сцепления и регулировкой положения пяты отжимных рычагов устранить повышенное биение пяты

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *