Переключение передач, изменение скорости движения, вождение по прямой, использование наката автомобиля

Переключение передач, изменение скорости движения, вождение по прямой, использование наката автомобиля

Низшая (первая или вторая) передача служит преимущественно для трогания с места. В движении ею пользуются в исключительных случаях, например при крутых подъемах или в условиях бездорожья, т.е. тогда, когда требуется более или менее длительное использование повышенного тягового усилия. В обычных условиях вождения повышенным тяговым усилием пользуются кратковременно: для трогания с места, преодоления препятствия и т.п. Длительное и частое вождение автомобиля в обычных условиях на низших передачах, дающих повышенные тяговые усилия, является нерациональным, неэкономичным, ведущим к быстрому износу деталей, перегреву двигателя, увеличению расхода топлива. Поэтому, начав движение на низшей передаче, водитель стремится на возможно коротком отрезке пути перейти с низшей передачи на высшую.

Схема включения второй передачи

Рис. Схема включения второй передачи: а — ведущая шестерня; б — ведомая шестерня

Схема переключения третьей н четвертой передач на автомобиле ГАЗ-51

Рис. Схема переключения третьей н четвертой передач на автомобиле ГАЗ-51: а — ведущая шестерня; б — ведомая шестерня

Переключение с низших на высшие передачи производится двумя способами: с одинарным выключением сцепления и с двойным выключением сцепления.

Для переключения передач с одинарным выключением сцепления:

  • дается разгон автомобилю;
  • отпускается педаль управления дросселем и одновременно выжимается педаль сцепления;
  • рычаг переключения передач переводится в нейтральное положение;
  • после паузы в 1-3 секунды включается следующая повышенная передача;
  • нажимается педаль управления дросселем и одновременно плавно отпускается педаль сцепления.

Следовательно, переключение передач производится по тому же принципу, что и включение первой передачи, но перед включением каждой последующей передачи автомобилю дается необходимый разгон.

Для того чтобы привести шестерни в зацепление без шума в коробке передач и без риска поломки зубцов, нужно уравнять скорости их вращения, так как две шестерни, вращающиеся с одинаковой скоростью, находятся в положении, наиболее благоприятном для взаимного зацепления.

Уравнение скоростей вращения обеих шестерен для бесшумного их зацепления достигается следующими приемами: разгоном автомобиля, при котором увеличивается скорость вращения ведомой шестерни, прекращением подачи горючей смеси, что вызывает снижение скорости вращения ведущей шестерни, одновременным выключением сцепления, что способствует дальнейшему уравниванию скоростей вращения обеих шестерен, выдержкой рычага коробки передач в ней-тральном положении, позволяющей найти наиболее выгодный момент для зацепления шестерен.

Вместе с тем разгон автомобиля позволяет развить инерцию движения, необходимую для плавного перехода от низшей передачи к последующей — высшей.

Переключение передач с двойным выключением сцепления применяется главным образом на большегрузных автомобилях и автомобилях, работающих с прицепами. При переключении передач с двойным выключением сцепления необходимо:

  • дать разгон автомобилю;
  • отпустить педаль управления дросселем и одновременно выжать педаль сцепления;
  • перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение;
  • быстро отпустить педаль сцепления и сразу же выжать ее вторично;
  • включить следующую высшую передачу.

Переключение передачи за счет двойного выжимания педали сцепления служит целям лучшего уравнивания окружных скоростей сцепляемых шестерен и бесшумного включения передачи.

Для правильного и бесшумного переключения передач необходимо:

  • определить в каждом отдельном случае, в зависимости от нагрузки автомобиля и состояния дороги, требуемую дистанцию разгона и нужную дозировку горючей смеси;
  • определить время выдержки рычага в нейтральном положении и момент включения последующей высшей передачи.

При этом надо учитывать следующее. Двигатель ГАЗ-51 развивает наибольшее тяговое усилие и, следовательно, лучше «тянет» при несколько больших оборотах, чем двигатели других автомобилей. Поэтому рекомендуется во время разгона включать передачи при следующих значениях скорости:

  • вторую передачу при 8—10 км/час
  • третью — при 16—20 км/час
  • четвертую — при 25—30 км/час

На автомобиле ЗИС-150 могут быть рекомендованы скорости разгона: для включения второй передачи — 12— 15 км/час, третьей—20—25 км/час, четвертой—30—35 км/час, пятой — 40—45 км/час.

Автомобиль М-20 «Победа» рекомендуется разгонять на первой передаче до 10—12 км/час, на второй передаче — до 20—30 км/час и затем переходить на третью (прямую) передачу.

Для автомобиля «Москвич» скорость разгона на первой передаче не должна превышать 10 км/час, на второй передаче — 25—30 км/час.

Переключение передач в восходящем порядке на грузовых автомобилях и автомобиле «Москвич» должно быть строго последовательным. На автомобиле М-20 «Победа» по хорошей дороге можно, набрав на первой передаче скорость 20—25 км/час, переключить сразу на прямую передачу, но при этом для бесшумного включения прямой передачи рекомендуется применить двойное выключение сцепления.

Основным условием экономичного вождения автомобиля является движение на высшей передаче, но без перегрузки двигатечя. Двигатель, работающий с перегрузкой, хуже «тянет», работа его сопровождается стуками, автомобиль начинает двигаться толчками. Работа двигателя с перегрузкой очень вредно отражается на его деталях: повышается их износ. Поэтому при малейших признаках перегрузки необходимо переходить на низшую передачу.

Переключение с высших передач на низшие производится двумя способами: прямого, непосредственного перехода и перехода с промежуточной подачей горючей смеси.

Для того чтобы достигнуть бесшумного перехода на низшие передачи, нужно опять-таки уравнять окружные скорости шестерен. При переключении передач в восходящем порядке уравнивание достигается путем повышения скорости вращения ведомой шестерни и уменьшения оборотов ведущей шестерни.

При переключении передач в нисходящем порядке нужно поступить наоборот: уменьшить скорость вращения ведомой шестерни и повысить обороты ведущей. Объясняется это тем, что ведомая шестерня, связанная с ведущими колесами, вращается вследствие движения автомобиля по инерции с большей скоростью, чем ведущая, связанная с коленчатым валом (поскольку обороты его снизились). Следовательно, для того чтобы уравнять окружные скорости шестерен для бесшумного перехода на низшие передачи, необходимо:

При способе прямого, непосредственного перехода:

  • отпустить педаль управления дросселем, одновременно выключить сцепление;
  • быстро перевести рычаг в положение низшей передачи, приоткрыв дроссель перед самым включением передачи;
  • увеличивая подачу горючей смеси, включить сцепление;
  • дать разгон, перейти на высшую передачу.

При способе перехода с промежуточной подачей горючей смеси:

  • отпустить педаль управления дросселем, одновременно выключить сцепление;
  • перевести рычаг в нейтральное положение;
  • отпустить педаль сцепления;
  • коротким нажатием на педаль управления дросселем увеличить обороты коленчатого вала (промежуточная подача горючей смеси);
  • быстро отпустить педаль управления дросселем, сразу же выключив сцепление;
  • перевести рычаг в положение низшей передачи;
  • увеличивая подачу горючей смеси, включить сцепление, дать разгон, снова перейти на высшую передачу.

При первом способе важно уловить момент, когда скорость автомобиля настолько снизится, что можно будет бесшумно включить низшую передачу. При втором способе надо, учитывая скорость движения, нагрузку автомобиля и состояние пути, правильно рассчитать дозировку промежуточной подачи горючей смеси. Разумеется, что чем выше будет скорость автомобиля в момент перехода на низшую передачу, тем больше должна быть промежуточная подача горючей смеси.

Способ перехода на низшую передачу водитель выбирает в зависимости от условий движения, учитывая, что прямой, непосредственный переход более целесообразен при движении на подъеме, когда от возрастания сил сопротивления движению скорость замедляется и возникает необходимость перехода на низшую передачу, кроме того, когда перед переездом через препятствие водитель вынужден снизить скорость торможением и затем переходить на низшую передачу.

Способ перехода на низшую передачу с промежуточной подачей горючей смеси применяется чаще всего на горизонтальных участках пути, а также во всех случаях, когда движение замедляется, например на выбитой, неровной дороге, или когда скорость снижается в результате потери инерции движения.

Однако нельзя считать верным, что частое переключение передач характеризует собой правильный стиль вождения автомобиля. Движение автомобиля может быть равномерным, установившимся, например при вождении за городом, на шоссе. Но чаще всего имеет место движение неравномерное, переменное, связанное с изменением тяговых усилий и скорости движения. Задача водителя заключается в том, чтобы, умело применяясь к условиям и обстановке движения, как можно реже прибегать к движению на низших передачах, что, несомненно, будет способствовать увеличению межремонтных пробегов автомобиля, сбережению шин и экономному расходованию топлива.

После того как высшая передача будет включена, скорость движения регулируется количественной дозировкой горючей смеси, т. е. большей или меньшей подачей горючей смеси в цилиндры двигателя. При большей подаче горючей смеси автомобиль будет двигаться быстрее, при меньшей — медленнее. Каждый автомобиль имеет присущую ему минимально устойчивую скорость движения на прямой передаче (10—15 км/час), ниже которой двигатель начинает работать с перегрузкой, а автомобиль двигаться рывками.

Таким образом, скорость движения на прямой передаче может регулироваться педалью управления дросселем в диапазоне от минимально устойчивой до максимальной (если это допускается правилами безопасности движения) и от максимально допустимой до минимально устойчивой.

Нельзя допускать резких нажатий на педаль управления дросселем. Количественная дозировка горючей смеси должна производиться плавно и постепенно.

После того как передача будет включена, водитель должен снять ногу с педали сцепления и во время движения на педаль ногу не ставить во избежание повышенного износа выжимного подшипника.

При необходимости замедление скорости движения автомобиля может производиться следующими способами:

  • отпусканием педали управления дросселем (прикрыванием дроссельной заслонки);
  • выключением сцепления (этот способ должен носить кратковременный характер, чтобы не изнашивался выжимной подшипник сцепления);
  • разобщением передачи (переводом рычага в нейтральное положение);
  • притормаживанием.

Во время движения надо стремиться вести автомобиль строго по прямой. Под влиянием неровностей пути автомобиль самопроизвольно уклоняется в ту или иную сторону. Достаточно легких поворотов рулевого колеса, чтобы выровнять движение автомобиля. При этом надо соблюдать следующее правило: как только водитель почувствует, что автомобиль отклоняется, например, влево, он должен немедленно повернуть рулевое колесо вправо, но не настолько, чтобы автомобиль ушел в правую сторону. Извилистый след автомобиля на ровной дороге говорит о неопытности водителя.

Во всех случаях, когда это допускается правилами безопасности движения и условиями дороги, можно в целях экономии топлива пользоваться накатом автомобиля (движением по инерции), разобщая для этого двигатель от ведущих колес путем перевода рычага передач в нейтральное положение.

Использовать накат автомобиля целесообразно на прямой дороге с хорошей видимостью, при приближении к местам остановки, светофорам и т. п., а также на длинных пологих уклонах при условии полной безопасности движения.

Ни в коем случае нельзя допускать движения автомобиля накатом в гололедицу, на мокрой неровной дороге, при наличии крутых поворотов и плохой видимости пути, на крутых уклонах, а также при нарушении регулировки холостого хода карбюратора.

Как показывает опыт лучших водителей, использовать накат целесообразно не только за городом, но и в городе. Так, автобус ЗИС-155 под управлением Я.И. Титова на загородных дорогах проходит по инерции около 50%, а в городе более 30% пути. Однако не рекомендуется выключать зажигание при движении по инерции; это можно делать лишь на длинных пологих спусках за городом и только летом на сухой дороге.

Для того чтобы бесшумно включить прямую передачу из нейтрального положения на ходу, нужно коротким нажатием на педаль управления дросселем увеличить обороты коленчатого вала для уравнивания окружных скоростей шестерен в коробке передач. Затем, выключив сцепление, включить прямую передачу и, увеличивая подачу горючей смеси, отпустить педаль сцепления несколько быстрее, чем обычно, чтобы не нарушить равномерности хода автомобиля.

Метод вождения с систематическим использованием наката снижает расход топлива в зависимости от условий движения на 5—15% (без выключения зажигания) и уменьшает износ двигателя, так как способствует снижению суммарного числа оборотов коленчатого вала на единицу пути.

Всемерное использование наката при минимальном пользовании тормозами — основная черта экономичного метода вождения, что в совокупности с наименьшим пользованием низшими передачами дает значительный эффект в увеличении межремонтных пробегов автомобиля, повышении срока службы автомобильных шин и экономии топлива.

Экономичные скорости движения

Следует учитывать, что при равномерном, установившемся движении наиболее экономичными скоростями могут быть для автомобилей:

  • ЗИС-150: 35—40 км/час
  • ГАЗ-51: 40—45 км/час
  • ГАЗ-М-20 «Победа»: 50—60 км/час
  • «Москвич»: 40—45 км/час

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *