Правовые аспекты международных автомобильных перевозок

Правовые аспекты международных автомобильных перевозок

Правовое регулирование международных перевозок является непростым вопросом. Помимо норм российского законодательства российским перевозчикам следует обращать внимание на международные конвенции и соглашения, заключенные в сфере этой деятельности. Но и они не всегда решают те или иные организационно-правовые задачи. В таких случаях международным автомобильным перевозчикам следует учесть инструкции отраслевого ведомства, таможенных и других компетентных органов в области международных автомобильных перевозок.

Каков порядок допуска к международным автомобильным перевозкам? Какую роль в этом играет Ассоциация международных автомобильных перевозчиков? Какие документы необходимы водителю, отправляющемуся в международный рейс? Для международных автомобильных перевозок разработана обширная нормативно-правовая база, и в статье автор постарается систематизировать имеющуюся правовую информацию в отношении деятельности международных перевозчиков.

Международно-правовые акты

На международном уровне приняты конвенции и соглашения, регулирующие отдельные вопросы автомобильных перевозок. Конвенции, к которым присоединяются несколько участников-государств, устанавливают общие нормы и положения, касающиеся вопросов международного автомобильного сообщения. Среди них можно выделить Конвенции:

  • о дорожном движении, заключенную в Вене 08.11.1968;
  • о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключенную в Женеве 19.05.1956;
  • о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, заключенную в Женеве 14.11.1975.

Помимо международных конвенций РФ заключены соглашения с отдельными государствами и содружествами в сфере международного автомобильного сообщения, например Соглашение о взаимодействии государств — участников СНГ в области международных автомобильных перевозок (заключено в Ялте 18.09.2003), соглашения между Правительством РФ и руководством других стран о международном автомобильном сообщении. Нормы международного права имеют приоритет перед актами российского законодательства в этой области, поэтому последние принимаются и разрабатываются с учетом международных правил осуществления автомобильных перевозок. У российских перевозчиков не так много времени на ознакомление с положениями и нюансами международных правовых конвенций и соглашений. Они могут воспользоваться более практичными и доступными для понимания отечественными нормативными актами, регулирующими вопросы осуществления международных перевозок. Охватить все документы, касающиеся международных перевозок, в одной статье вряд ли возможно, поэтому рассмотрим лишь основные из них, которые следует учесть в первую очередь.

Законодательство РФ в сфере международных перевозок

Международные перевозки в РФ регулируются Законом о государственном контроле за осуществлением международных перевозок (далее — Закон). Данным документом установлены основополагающие условия и требования, обязательные для выполнения российскими и иностранными перевозчиками. Если международным договором РФ установлены правила, противоречащие предусмотренным настоящим Законом, то применяются положения международного договора.

Перечислим основные требования, предъявляемые Законом к международным перевозчикам.

1. Для осуществления международных перевозок транспортной организации или индивидуальному предпринимателю необходимы:

  • разрешение на проезд по территории иностранного государства (одностороннее или многостороннее). Данное разрешение может не понадобиться, если международными договорами РФ с другими государствами на условиях взаимности предусмотрено осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений;
  • специальное разрешение на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
  • специальное разрешение на перевозку опасных грузов.

2. Водители должны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором РФ. В настоящее время таким документом является Европейское соглашение, заключенное в Женеве 01.07.1970, в отношении работы экипажей транспортных средств (ТС), производящих международные автомобильные перевозки. В нем указаны требования к членам экипажа, допустимая продолжительность управления ТС, перерывов и отдыха, а также иные положения, касающиеся повышения безопасности дорожного движения. Проконтролировать соблюдение этих требований можно с помощью специальных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов), устанавливаемых на ТС, принадлежащих международным перевозчикам.

3. Международные перевозчики должны использовать только ТС, имеющие регистрационные и отличительные знаки своего государства. Это правило не распространяется на прицепы и полуприцепы, которые могут иметь регистрационные номера другого государства.

В целях исполнения Закона утверждено отдельное Положение о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок. В нем определены место и правила проведения транспортного контроля, целями которого являются:

  • проверка соблюдения российскими и иностранными перевозчиками установленного порядка осуществления международных автомобильных перевозок;
  • предупреждение и пресечение административных правонарушений при осуществлении международных автомобильных перевозок;
  • учет использования разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска ТС через Государственную границу РФ.

Данный документ предназначен для должностных лиц транспортных инспекций как органов транспортного контроля, перевозчики могут изучить его в ознакомительном порядке.

Российским международным перевозчикам следует обратить внимание на требования Закона, одним из которых является наличие лицензии на данный вид деятельности. Однако законодательство не стоит на месте, и вместо лицензирования для перевозчиков установлена процедура допуска к международным перевозкам.

Допуск к международным перевозкам

К международным перевозкам могут быть допущены транспортные организации и предприниматели, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров. Для этого им следует обратиться в органы транспортной инспекции Министерства транспорта. Руководящим документом для перевозчиков и транспортной инспекции в этом вопросе является отдельное Положение о допуске к международным перевозкам (далее — Положение о допуске). Данным документом установлен ряд обязательных для выполнения перевозчиками условий:

  • наличие лицензии на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек;
  • наличие ТС, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании. Автомобили, используемые для перевозок, должны соответствовать международным техническим стандартам, а также конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
  • соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок, квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;
  • устойчивое финансовое положение российского перевозчика. Оно определяется наличием собственного имущества, стоимость которого в расчете на одно ТС, осуществляющее международные автомобильные перевозки, составляет не менее 50 тыс. руб. или в расчете на одну тонну разрешенной максимальной массы указанного ТС — не менее 2,5 тыс. руб. Перевозчик может выбрать один из указанных критериев, подтверждающих его устойчивое финансовое положение;
  • обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС.

Из этих условий рассмотрим на примере выполнение предпоследнего требования — финансовой устойчивости перевозчика. В Положении о допуске не сказано, какое имущество принимается в расчет: все или только внеоборотные (оборотные) активы. Для организаций в качестве исходных данных о стоимости можно взять показатели бухгалтерского учета. Индивидуальный предприниматель, который уплачивает налог с полученных доходов по правилам гл. 23 НК РФ, сведения о стоимости имущества может взять из Книги учета доходов и расходов. Так же могут поступить предприниматели-«упрощенцы». Если организация считает, что остаточная стоимость не соответствует текущей рыночной стоимости, она может привлечь оценщика для более достоверного определения этого показателя. Плательщикам ЕНВД привлекать оценщиков не нужно, данный спецрежим вводится в отношении внутренних перевозок пассажиров и грузов органами муниципальных образований на территории РФ — места оказания транспортных услуг.

Пример 1. В активе Бухгалтерского баланса транспортной организации на 01.07.2007 отражены следующие показатели.

1. Внеоборотные активы (разд. I):

  • остаточная стоимость основных средств (стр. 120) — 1200 тыс. руб.;
  • долгосрочные финансовые вложения (стр. 140) — 850 тыс. руб.

2. Оборотные активы (разд. II):

  • запасы — 100 тыс. руб.;
  • дебиторская задолженность — 50 тыс. руб.;
  • денежные средства — 200 тыс. руб.

Количество ТС, использующихся в международных перевозках, — 10 шт.

Сумма внеоборотных и оборотных активов баланса составит 2400 тыс. руб. (1200 + 850 + 100 + 50 + 200), а стоимость имущества (без учета имущественных прав) будет равна 1500 тыс. руб. (2400 — 850 — 50). В расчете на одно ТС стоимость имущества составит 150 тыс. руб. (1500 тыс. руб. / 10 шт.).

Условие о минимальной стоимости имущества в расчете на одно ТС ограничивало перевозчиков в период утверждения Положения о допуске. В связи с повышением цен выполнить это требование сегодня международным перевозчикам стало проще. То же самое можно сказать, если организация будет определять стоимость имущества в расчете на тонну разрешенной максимальной массы.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Рассчитаем стоимость имущества в расчете на грузоподъемность — на 1 т разрешенной максимальной массы используемых в международных перевозках ТС. Предположим, разрешенная максимальная масса 10 грузовых автомобилей составляет 400 т.

В расчете на одну тонну разрешенной массы всех ТС стоимость имущества составит 3,75 тыс. руб. (1500 тыс. руб. / 400 т). Полученное значение превышает установленный минимальный предел в 2,5 тыс. руб., однако если ТС имеют большую грузоподъемность, то организации, возможно, придется прибегнуть к первому способу — рассчитать стоимость имущества по количеству ТС, используемых в международных перевозках.

Свидетельством о праве осуществления международных перевозок являются удостоверение допуска и карточка допуска на каждое ТС. Формы данных документов приведены в Приложениях N N 3, 4 к Приказу Минтранса России от 22.11.2004 N 36. Удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения уполномоченного органа иностранного государства на проезд ТС по его территории, а также одним из обязательных документов для допуска к международным перевозкам.

Для получения удостоверения и карточки допуска перевозчик должен представить следующие документы:

  • заявление о выдаче допуска с указанием идентификационных данных организации и предпринимателя, вида перевозок и срока, на который требуется удостоверение;
  • копии учредительных документов для организации и свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя, а также постановки на учет в налоговом органе;
  • копия лицензии на перевозку пассажиров;
  • паспорт ТС и документы, подтверждающие их соответствие международным техническим стандартам, конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные перевозки;
  • копия документа, подтверждающего компетентность лиц, ответственных за перевозки;
  • балансовый отчет (первая и вторая формы по Общероссийскому классификатору управленческой деятельности) за последний отчетный период. Название отчета говорит о том, что организация вправе представить формы бухгалтерской отчетности, на основании которой составляется финансовая и управленческая отчетность;
  • копия полиса «автогражданки».

Для перевозчиков, имеющих стаж оказания международных транспортных услуг, может потребоваться подтверждающий этот факт документ, если они претендуют на получение удостоверения с пятилетним сроком действия. Перевозчикам, которые подают документы впервые и не имеют опыта международных перевозок или он составляет не более года, удостоверение выдается на год.

Положением о допуске не предусмотрено взимание платы за рассмотрение заявления, выдачу и оформление удостоверения и карточек допуска к международным автомобильным перевозкам.

В процессе оказания услуг в области международных перевозок количество ТС может увеличиться. Тогда организации или предпринимателю следует представить документы на право владения ТС и подтвердить его соответствие международным техническим стандартам для получения дополнительных карточек допуска ТС к международным перевозкам. Транспортная компания или предприниматель не вправе передавать удостоверение и карточки другому перевозчику. Однако достаточно ли данных документов для осуществления международных перевозок? Да, достаточно, если международная перевозка осуществляется на территории иностранного государства, с которым РФ заключено соглашение о перевозках без получения разрешений. В противном случае требования Закона обязывают международного перевозчика получить разрешение на проезд ТС по территории иностранного государства.

Разрешение на проезд по территории иностранного государства

Министерством транспорта, являющимся компетентным органом в международном автомобильном сообщении, предусмотрен централизованный Порядок обеспечения российских международных перевозчиков иностранными разрешениями.

Российские перевозчики для получения разрешений на проезд по территории иностранного государства представляют заявки в Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП, далее — Ассоциация). Она, в свою очередь, представляет общую заявку в Департамент автомобильного транспорта на получение иностранных разрешений для выполнения перевозок. Департамент по результатам переговоров с компетентными органами иностранных государств определяет количество необходимых российских разрешений для иностранных перевозчиков и обменивает их на иностранные разрешения для российских международных перевозчиков.

Полученные Департаментом автомобильного транспорта разрешения на проезд по территории иностранных государств передаются в Ассоциацию. При вручении разрешений перевозчикам она обязана предупредить об условиях осуществления международных перевозок на территории того или иного иностранного государства.

За услуги по выдаче разрешений, проведению консультаций и решению иных вопросов в области международных перевозок Ассоциация взимает плату с перевозчиков в виде членских взносов. Для международных перевозчиков членство в этой организации необходимо в целях осуществления своей деятельности, поэтому экономическую обоснованность таких расходов можно считать оправданной. Кроме того, затраты по оплате некоммерческим организациям членских взносов, обязательных для осуществления деятельности, поименованы в составе прочих расходов в пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако финансовое ведомство в Письме от 14.07.2004 N 03-03-05/3/58 не считает учет расходов по оплате членских взносов в Ассоциацию правомерным при расчете налога на прибыль. Чиновники под условием для осуществления деятельности понимают наличие федерального закона или иного нормативного правового акта, обязывающего уплачивать данные взносы. Такое расширительное толкование ст. 264 НК РФ, в которой нет указания на наличие нормативного акта, подтверждающего обязательность и размер взносов, ущемляет права и интересы налогоплательщиков. Отстаивать их или нет в судебном порядке — решать организации, однако автор не берется предсказать исход судебного решения в отсутствие арбитражной практики по данному вопросу.

Помимо транспортной инспекции международным перевозчикам приходится иметь дело с таможенными органами. При перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает им сведения, предусмотренные п. 1 ст. 73 Таможенного кодекса, путем представления документов на ТС, международной товарно-транспортной накладной, имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимый груз. Для перевозчика на таможне предусмотрен еще ряд процедур, которые значительно усложняют порядок осуществления международных перевозок. Мы не будем на них останавливаться, а рассмотрим порядок, который значительно упрощает перемещение грузов через государственные границы. Речь идет о международных перевозках с применением книжки МДП. Каковы их особенности и кто может быть допущен к таким перевозкам?

Перевозки по книжке МДП

Общие нормы и положения о перевозке грузов в данном порядке изложены в Таможенной конвенции (далее — Конвенция МДП). В ней применяется специфическое понятие — процедура МДП, под которой понимается перевозка грузов от таможни места отправления до таможни места назначения. При этом перевозчик перемещает товары без промежуточных перегрузок от места отправления до места назначения. Для перевозчиков такой порядок очень удобен, так как освобождает их от сборов и налогов на таможнях, находящихся на маршруте следования. Груз, провозимый с соблюдением процедуры МДП (в запломбированных контейнерах), освобождается от таможенного досмотра на промежуточных таможнях. Об этом говорится в Конвенции МДП и Приказе ГТК России N 206, которым даны практические рекомендации таможенным органам по применению данного международного документа.

Международные перевозки осуществляются по процедуре МДП, если перевозимые товары:

  • сопровождаются книжкой МДП — документом международных дорожных перевозок, — заполненной и оформленной в соответствии с Конвенцией МДП и Приказом ГТК России N 206;
  • обеспечиваются гарантией объединения, выдавшего книжку МДП (российским перевозчикам книжки МДП выдаются Ассоциацией);
  • находятся под печатями и пломбами на ТС, которое допущено к перевозкам с применением книжки МДП, в индивидуальном порядке либо по типу конструкции. При этом на ТС выдается соответствующее свидетельство о допуске к таким перевозкам.

Уделим внимание последнему документу — свидетельству о допущении ТС. Оно представляется при таможенном оформлении товаров, а также на российские ТС на таможне отправления РФ. В других случаях данные свидетельства о допущении могут не представляться, тем не менее ТС (контейнеры) должны соответствовать техническим требованиям Конвенции МДП. Также нет необходимости в свидетельстве о допущении ТС при перевозке тяжеловесных или громоздких товаров.

Среди преимуществ международной перевозки по книжке МДП — то, что Ассоциация несет солидарную ответственность с перевозчиками за нарушения ими таможенного законодательства. По каждой книжке МДП Ассоциацией гарантируется уплата таможенных пошлин и налогов в установленном фиксированном размере. Что надо предпринять перевозчику, чтобы получить книжку МДП, которая не только упрощает порядок международной перевозки, но и гарантирует уплату санкций за нарушения перевозчиком таможенного законодательства?

Как отбираются кандидаты?

Совместным Приказом Минтранса и ГТК России от 01.09.1999 N 61/591 утверждено Положение о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП. Им установлены ряд требований и перечень документов, необходимых для получения допуска. Начнем с условий.

Во-первых, перевозчик должен иметь как минимум полугодовой опыт осуществления международных перевозок. Во-вторых, его финансовое положение должно быть настолько устойчиво, чтобы обеспечить выполнение обязательств перевозчика, предусмотренных Конвенцией МДП. В-третьих, перевозчик не может быть допущен к процедуре МДП, если у него выявлены серьезные или неоднократные нарушения таможенного законодательства РФ и задолженность по уплате таможенных платежей. Кроме того, перевозчик не должен нарушать налоговое законодательство РФ. И наконец, он должен обладать знаниями по применению Конвенции МДП.

Соответствие указанным требованиям перевозчику нужно подтвердить документами. Для получения допуска к МДП юридические и физические лица оформляют заявление, к которому прилагают копии регистрационных и уставных документов (организации), лицензии (допуска) на автомобильные перевозки грузов в международном сообщении. Также необходимо подготовить:

  • справку налогового органа по месту учета перевозчика о наличии либо отсутствии задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней;
  • копию бухгалтерского баланса (годового или квартального) с отметкой, подтверждающей его представление налоговому органу (для юридических лиц);
  • копии не менее трех транспортных документов (транспортных накладных), подтверждающих опыт осуществления международных перевозок;
  • копии свидетельств о госрегистрации ТС (технических паспортов);
  • декларацию-обязательство, форму которой утверждает Ассоциация;
  • копии документов, подтверждающих, что перевозчик имеет в собственности или полном хозяйственном ведении основные фонды (средства). Их остаточная или балансовая стоимость эквивалентна сумме не менее 20 тыс. долл. США с пересчетом по официальному курсу ЦБ РФ на день подачи заявления о допуске.

Последние документы рассмотрим подробнее. Перевозчику нужно подтвердить документами право собственности (хозяйственного ведения) и стоимость имущества, среди которого ТС, здания, сооружения, машины, оборудование и иное имущество, учитываемое в качестве основных фондов (средств).

Право собственности удостоверяют заключенные договоры на приобретение имущества, а также свидетельства о государственной регистрации ТС, сделках с недвижимым имуществом. По данным первичных документов, оформляемых по учету объектов основных средств (ОС), можно определить первоначальную стоимость имущества. Остаточную стоимость можно подтвердить показателями учетных регистров или бухгалтерского баланса. На отчетную дату это сделать не сложно, а как быть, если заявление о допуске к процедуре МДП представлено в Ассоциацию в течение месяца?

В такой ситуации организация может воспользоваться данными об остаточной стоимости объектов ОС на последнее число месяца, предшествующего дате пересчета 20 тыс. долл. США в национальную валюту. Иного варианта перевозчику не предоставлено, стоимость объектов ОС погашается через амортизационные отчисления ежемесячно.

Если стоимость объектов ОС перевозчика менее рассчитанного эквивалента, то в Ассоциацию можно представить гарантию банка на ту же сумму, обеспечивающую покрытие ответственности перевозчика по его обязательствам перед Ассоциацией.

И в заключение обратим внимание на то, что любому международному перевозчику независимо от наличия у него книжки МДП нужно позаботиться о документах, которые должен иметь при себе водитель в международном рейсе.

Документы, необходимые водителю в международном рейсе

При осуществлении международных перевозок, так же как при поездках на территории РФ, на ТС должен быть оформлен ряд документов. Однако в зарубежных поездках пакет документов, предъявляемых в соответствующих случаях для проверки, внушительнее.

При любых международных перевозках водитель должен иметь при себе водительское удостоверение, соответствующее Конвенции о дорожном движении, свидетельство о регистрации ТС, страховой полис, путевой лист, лицензионную карточку, регистрационные листки (тахограммы), разрешение на проезд ТС по территории иностранного государства. В зависимости от вида перевозки необходимы дополнительные документы.

При перевозке грузов нужна товарно-транспортная накладная (CMR) и отгрузочные спецификации по каждому наименованию груза (Auto Waybill, Truck Consignment Note). К ним могут потребоваться свидетельства о допущении ТС к перевозке скоропортящихся грузов, а также грузов под таможенными пломбами и печатями.

Перевозка опасных грузов обязывает позаботиться о выдаче специального разрешения и разработке маршрута их перемещения. Аналогичные документы могут потребовать в случае перевозки крупногабаритных и габаритных грузов. К указанным документам прилагается свидетельство о допуске водителя и ТС к перевозке опасного груза.

При пассажирских перевозках водитель должен иметь при себе разрешение договаривающихся стран на открытие регулярного маршрута или разрешение на проезд ТС по территории иностранного государства (в том числе на следование транзитом).

Перечень вышеназванных международных водительских документов, которые должны быть оформлены на ТС, утвержден Минтрансом 27.10.1998. Несмотря на то что данный документ не опубликован, международные перевозчики вправе им руководствоваться, так как требования о наличии указанных документов у водителя можно встретить в других документах, имеющих силу нормативного акта. Например, о разрешениях на проезд ТС по территории иностранного государства, на перевозку опасного, тяжеловесного и крупногабаритного груза говорится в Законе. Поэтому все предусмотренные разрешения и другие документы, требуемые для осуществления международных перевозок, должны быть в наличии у водителей ТС и предъявляться ими по требованиям контролирующих органов.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *