Ремонт стартеров

Неисправности стартеров имеют много общего с неисправностями генераторов. Их обнаруживают и устраняют аналогичными способами. Особенностью стартеров является наличие у них механизма передачи вращения на зубчатый венец маховика двигателя.

Межвитковое замыкание или обрыв в обмотках якоря определяют с помощью прибора Э-202. Якорь укладывают на призмы сердечника прибора и наводят э.д.с. в секции обмотки переменным по величине и направлению магнитным потоком, создаваемым первичной обмоткой трансформатора прибора. При наличии межвиткового замыкания (обрыва) в проверяемой секции стрелка миллиамперметра, подключенного с помощью щупов к соседним пластинам коллектора, не отклоняется. Если вдоль паза проверяемой секции, имеющей межвитковое замыкание, наложить стальную пластину толщиной 0,2-0,4 мм, она будет вибрировать под действием местного переменного поля, создаваемого индуктируемым переменным током.

Повреждение изоляции, отпайку концов секций от пластин коллектора, наружные обрывы устраняют заменой наружной изоляции и пайкой. Внутренние повреждения (замыкания на массу, межвитковые замыкания) устраняют перемоткой обмоток.

При незначительном износе коллектора его шлифуют стеклянной шкуркой, пазы между пластинами прочищают. Значительный износ устраняют протачиванием коллектора с последующим шлифованием и углублением изоляции между пластинами специальной ножовкой на глубину 0,5-0,8 мм.

Изношенные щетки притирают к коллектору с помощью стеклянной шкурки (допускается износ щетки до 1/3 ее первоначальной высоты). Площадь прилегания к коллектору должна быть не менее 80% от торцовой поверхности щетки. Давление пружины на щетку в момент отрыва ее от коллектора должно составлять 10-15Н.

В правильно собранном стартере якорь должен свободно проворачиваться от руки (осевой зазор вала якоря — не более 0,8 мм). При вращении шестерни рукой в одну сторону она должна свободно перемещаться на валу якоря, а в другую — вместе с валом. При вращении якоря привод должен перемещаться по шлицам вала без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. В собранном стартере следует отрегулировать положение шестерни в момент замыкания контактов в тяговом реле (момент включения шестерни). Положение шестерни регулируют при включенном стартере (рычаг нажат до отказа). Зазор между торцом шестерни со стороны маховика и упорной шайбой 2 должен быть равен 1,5-3,5 мм в зависимости от марки стартера. У стартера СТ-142 зазор между втулкой шестерни и упорной шайбой должен быть 0,5-2,0 мм. Момент замыкания контактов определяют лампой, последовательно подключаемой с контактами реле к аккумуляторной батарее. Основные контакты включения должны включаться при наличии зазора между шестерней и упорной шайбой, а дополнительные (контакты шунтирования вариатора индукционной катушки) — одновременно или чуть раньше. При одновременном включении контактов контрольные лампы H1 и Н2 загораются одновременно. Регулируют величину зазора у стартеров с непосредственным включением винтом 5 или винтом 3, ввернутым в тело сердечника у стартеров с электромагнитным включением. После замыкания основных контактов включателя его плунжер должен иметь дополнительный ход не менее 1 мм.

Регулировка механизма привода стартера

Рис. Регулировка механизма привода стартера: а — с непосредственным включением; б — с электромагнитным приводом; в — проверка момента включения основных и дополнительных контактов; 1 — регулировочный винт; 2 — упорная шайба; 3 — винт сердечника электромагнита; 4 — регулировочный винт; 5 — нажимной винт; 6 — дополнительные контакты; 7 — основные контакты включения стартера; H1, Н2 — контрольные лампы; GB — аккумуляторная батарея.

После ремонта стартер испытывают в режимах холостого хода и полного торможения на стенде КИ-968. Аккумуляторная батарея должна быть соответствующей емкости и полностью заряженной. Включив стартер в сеть аккумуляторной батареи, через 30-40 с определяют по амперметру стенда силу тока, потребляемую на холостом ходу, и частоту вращения якоря. Например, для стартеров СТ-130Б и СТ-212А сила тока холостого хода соответственно должна быть 80 и 120 А, а частота вращения якоря 3500 и 5000 мин-1. Если сила тока будет иметь большее значение, а частота вращения меньшее, то причиной может быть тугая посадка вала в подшипниках, перекос вала; замыкание обмоток якоря или обмоток возбуждения параметров указывает на замасливание коллектора или распайки секций обмоток в пластинах.

Для испытания стартера в режиме полного торможения на шестерню привода устанавливают рычаг, второй конец которого соединяют с динамометром. Затем стартер включают на 4-5 с и записывают показания динамометра, вольтметра и амперметра при полном торможении якоря. Зная длину рычага и показания динамометра, определяют тормозной момент. Для стартеров СТ-130Б и СТ-212А тормозной момент должен быть не менее 30 и 60 Нм, а потребляемый ток — не более 650 и 1300 А. Если стартер развивает крутящий момент меньше указанного в технической характеристике и потребляет ток больше номинального, это свидетельствует о неисправностях в коллекторе или полюсных обмотках.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 голосов, средний: 5,00 из 5)
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()