Стартер СТ4

Стартер типа СТ4, предназначенный для пуска двигателя, представляет собой электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением. Стартер включается с помощью электромагнитного тягового реле типа РС32, смонтированного на корпусе стартера. Стартер установлен с левой стороны двигателя и фланцем прикреплен к картеру сцепления двумя шпильками, ввернутыми в картер, и гайками.

Технические характеристики стартера СТ4

  • Номинальное напряжение: 12 В
  • Номинальная мощность: 0,6 л.с.
  • Режим холостого хода при напряжении 12 В:
    • потребляемый ток: более 45 А
    • число оборотов якоря в минуту: Не менее 5000
  • Режим полного торможения при питании от батареи емкостью 42 А*ч:
    • потребляемый ток: Не более 285 А
    • крутящий момент: Не менее 0,9 кГм
  • Напряжение включения тягового реле (при упоре шестерни привода в прокладку толщиной 14 мм): Не более 9 В
  • Число зубьев шестерни привода стартера: 9

Устройство стартера

Схема стартера

Рис. Схема стартера:
1 — болт крепления реле; 2 — тяговое реле; 3 — болт тягового реле; 4 — контактный диск; 5 — катушка реле; 6 — якорь реле; 7 — возвратная пружина реле; 8 — шпилька якоря реле; 9 — защитный колпак реле; 10 — рычаг включения привода стартера; 11 — соединительная перемычка; 12 — щеткодержатель, замкнутый на массу; 13 — винт; 14 — иволированный щеткодержатель: 15 — пружина щеткодержатели; 16 — контргайка; 17 — регулировочный винт; 18 — ролик муфты; 19 — передним крышка; 20 — передний подшипник; 21 — шестерня привода; 22 — муфта свободного хода; 23 — буферная пружина; 24 — корпус стартера; 25 — катушка возбуждения; 26 — якорь; 27 — защитная лента; 28 — задний подшипник; 29 — задняя крышка; 30 — прокладка защитной ленты

Стартер СТ4 имеет четыре полюса, на которых расположены катушки возбуждения 25, соединенные между собой последовательно. Якорь 26 стартера вращается в двух бронзо-графитовых подшипниках 20 и 28, установленных в передней 19 (со стороны привода) и задней 29 крышках. Крышки прикреплены к корпусу 24 стартера двумя стяжными болтами.

На задней крышке укреплены два изолированных 14 и два замкнутых на массу щеткодержателя 12, в которых помещены соответственно изолированные и замкнутые на массу щетки. Все щетки имеют гибкие канатики, присоединенные винтами 13 к щеткодержателям. Изолированные щеткодержатели соединены между собой медными перемычками 11. К одному из них подведен конец обмотки возбуждения. Второй конец обмотка возбуждения присоединен к контактному болту 3 тягового реле. Щетки прижимаются к коллектору пружинами 15 щеткодержателя. Чтобы удобно было осматривать щетки и коллектор, в корпусе стартера имеются окна. Во избежание попадания в стартер грязи к воды окна стартера закрыты снаружи защитной лентой 27 с водонепроницаемой картонной прокладкой 30.

На конце вала якоря находится привод стартера с шестерней 21 и роликовой муфтой 22 свободного хода. При помощи привода, перемещающегося по шлицам вала, осуществляется зацепление шестерни стартера с венцом маховика и передача вращающего момента от стартера к двигателю.

Муфта свободного хода предохраняет обмотку и коллектор якоря от разноса. При вращении стартера по часовой стрелке ролики 18 перемещаются в пазах муфты от центра наружу и заклинивают шестерню привода на валу якоря, чем обеспечивается жесткое сцепление стартера с венцом маховика. После пуска Двигателя, когда число оборотов коленчатого вала начинает превышать число оборотов якоря стартера, ролики 18 перемещаются к центру и тем самым отъединяют шестерню привода от бала якоря. Шестерня с корпусом муфты свободно скользит по валу якоря до момента, пока не выйдет из зацепления с венцом маховика. Привод снабжен буферной пружиной 23, смягчающей удары и обеспечивающей включение шестерни при попадании зуба шестерни на зуб венца маховика.

Перемещение привода по ленточной резьбе вала якоря и ввод шестерни в зацепление с венцом маховика осуществляются электромагнитным тяговым реле 2, укрепленным двумя болтами 1 к корпусу стартера. Реле имеет катушку 5 с втягивающей и удерживающей обмотками. Внутри катушки находится передвигающийся якорь 6 реле, а под резиновым защитным колпаком 9 — возвратная пружина 7. На одном конце якоря ввернута шпилька 8, шарнирно соединенная с рычагом 10 включения привода стертера. На другом конце закреплен шток с контактным диском 4.

Схема стартера и его соединения с дополнительным реле и с аккумуляторной батареей

Рис. Схема стартера и его соединения с дополнительным реле и с аккумуляторной батареей:
1 — стартер; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — дополнительный контакт; 4 — контактный диск; 5 — втягивающая обмотка; 6 — удерживающая обмотка; 7 — тяговое реле; 8 — дополнительное реле стартера

Принцип работы стартера

При повороте ключа замка зажигания в положение, соответствующее включению стартера, замыкаются контакты дополнительного реле 8, и ток от аккумуляторной батареи через контакты дополнительного реле поступает на обмотки тягового реле стартера. Якорь тягового реле под действием электромагнитного поля обеих обмоток втягивается и посредством рычага включения вводит шестерню в зацепление с венцом маховика. В конце хода якоря контактный диск 4 замыкает главные контакты реле, включая стартер, и одновременно замыкает дополнительный контакт 3, вследствие чего замыкается накоротко дополнительное сопротивление катушки зажигания. В момент замыкания главных контактов закорачивается втягивающая обмотка 5, и якорь тягового реле удерживается во втянутом положении только обмоткой 6.

После пуска двигателя и возвращения под действием пружины цилиндра замка зажигания в исходное положение ток в цепи прервется, и якорь тягового реле под действием возвратной пружины вернется в первоначальное положение и выведет привод стартера из зацепления с венцом маховика. При этом контактный диск разомкнет главные и дополнительный контакты тягового реле.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *