Общее диагностирование двигателя
Двигатель — это наиболее сложный и важный агрегат автомобиля, от состояния которого зависят многие технические, экономические и надежностные показатели работы.
Во время работы элементы двигателя подвергаются износу (нарушение герметичности надпоршневого пространства, уплотнение головки блока цилиндров и т.д.). В результате ухудшается наполнение цилиндров топливно-воздушной смесью, снижается давление сжатия и, как следствие, изменяется объемный КПД двигателя, уменьшаются развиваемая мощность и крутящий момент, ухудшается топливная экономичность, увеличивается расход моторного масла, повышается токсичность отработавших газов.
Неисправности и отказы по двигателю в основной возникают в кривошипно-шатунном и газораспределительном механизмах, системах питания, зажигания, охлаждения и смазки.
Таблица. Распределение неисправностей двигателя и трудоемкость их устранения, %
Механизмы и системы | Неисправности | Трудоемкость |
Кривошипно-шатунный механизм | 19 | 45 |
Газораспределительный механизм | 4 | 7 |
Система охлаждения | 10 | 6 |
Система смазки | 2 | 2 |
Система питания | 14 | 14 |
Система зажигания | 51 | 26 |
В целом количество отказов и неисправностей двигателей в общей структуре отказов автомобиля может достигать для отдельных моделей до 35…55 %.
Таблица. Распределение отказов и неисправностей по автомобилю MA3-5432, %
Наименование узла, агрегата | Отказы и неисправности |
Двигатель и его системы | 46,9 |
Подвеска, колеса, шины | 12,4 |
Тормозная система | 10,4 |
Рулевое управление | 7,4 |
Коробка передач | 6,6 |
Центральный редуктор | 4,9 |
Сцепление | 4,4 |
Колесная передача | 2,7 |
Аккумуляторная батарея | 2,3 |
Карданная передача | 2,0 |
В связи со случайным характером возникновения отказов невозможно точно предугадать момент их наступления, поэтому целесообразно регулярно контролировать техническое состояние двигателя.
ДЛЯ проверки работоспособности и прогнозирования безотказности работы автомобильного двигателя в соответствии с ГОСТ 23435-79 «Техническая диагностика. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Номенклатура диагностических параметров» используются следующие параметры:
- эффективная мощность двигателя (или изменение частоты вращения коленчатого вала при последовательном отключении каждого из цилиндров, ускорение вращения коленчатого вала при разгоне без нагрузки, характеристики вибрации, шума или звука)
- давление масла в главной масляной магистрали
- удельный расход топлива
- токсичность отработавших газов для бензиновых двигателей
- дымность отработавших газов для дизелей