Газораспределительный механизм двигателя (ГРМ). Устройство

Газораспределительный механизм двигателя (ГРМ). Устройство

Видео: Принцип работы газораспределительного механизма. Ремень ГРМ. Ресурс, когда менять. Цепь или ремень ГРМ. Что лучше и надежнее. Растянутая цепь ГРМ — симптомы

Что такое газораспределительный механизм (ГРМ)?

Газораспределительный механизм (ГРМ) — это механизм предназначенный для впуска в цилиндры двигателя свежего заряда (горючей смеси в классических бензиновых двигателях или воздуха в дизелях) и выпуска отработавших газов в соответствии с рабочим циклом, а также для обеспечения надежной изоляции камеры сгорания от окружающей среды во время тактов сжатия и рабочего хода.

В зависимости от вида устройств, осуществляющих впуск заряда и выпуск отработавших газов, различают два типа механизмов газораспределения:

  • клапанный
  • золотниковый

Клапанный механизм наиболее широко распространен и используется во всех четырехтактных двигателях. Возможно верхнее и нижнее расположение клапанов. Верхнее расположение в настоящее время применяется чаще, так как в этом случае процесс газообмена протекает эффективнее. Характерные конструкции газораспределительных механизмов с верхним расположением клапанов представлены на рисунке.

Из чего состоит газораспределительный механизм (ГРМ) двигателя?

Основными элементами газораспределительного механизма являются:

  • распределительный вал
  • впускные и выпускные клапаны с пружинами, крепежными деталями и направляющими втулками
  • привод распределительного вала
  • также детали (толкатели, штанги, коромысла и др.), обеспечивающие передачу перемещения от распределительного вала к клапанам

У V-образных двигателей основная деталь рассматриваемого механизма — распределительный вал — может иметь как нижнее, так и верхнее расположение. При нижнем расположении (рис. а) распределительный вал 7, размещенный в блок-картере, приводится во вращение от коленчатого вала двигателя с помощью зубчатой передачи, обычно содержащей одну пару цилиндрических или конических шестерен (возможно применение и нескольких пар шестерен).

У четырехтактного двигателя передаточное отношение привода равно двум, т.е. распределительный вал вращается вдвое медленнее коленчатого. При вращении распределительный вал с помощью кулачков перемещает толкатели 2 и штанги 3. Последние поворачивают коромысла 5 относительно оси 4. В то же время противоположные концы коромысел воздействуют на клапаны 7, перемещая их вниз и преодолевая при этом сопротивление пружин 6. Расположение кулачков на распределительном валу и их форму выбирают так, чтобы впускные и выпускные клапаны открывались и закрывались в строго определенные моменты согласно рабочему циклу двигателя.

Газораспределительные механизмы с верхним расположением клапанов

Рис. Газораспределительные механизмы с верхним расположением клапанов:
а — с нижним расположением распределительного вала: 1 — распределительный вал; 2 — толкатель; 3 — штанга; 4 — ось коромысел; 5 — коромысло; 6 — пружина; 7 — клапан; б — с верхним расположением распределительного вала: 1 — винт; 2 — контргайка; 3 — коромысла; 4 — распределительный вал

У рядных верхнеклапанных двигателей и V-образных двигателей с четырьмя клапанами на цилиндр распределительный вал (валы) находится в головке блока, в непосредственной близости от клапанов (рис. б). Поскольку при верхнем расположении распределительного вала расстояние между его осью и осью коленчатого вала оказывается значительным, для приведения распределительного вала во вращение обычно используют цепную передачу. У двигателей сравнительно малой мощности можно также применять зубчатый ремень.

Распределительные валы мощных V-образных дизелей приводятся во вращение с помощью зубчатой передачи, у которой число пар конических шестерен может составлять две и более. При верхнем расположении распределительного вала уменьшается число передаточных деталей. Например, в механизме, представленном на рис. б, отсутствуют толкатели и штанги. Распределительный вал 4 непосредственно воздействует на коромысла 3, которые, в свою очередь, перемещают клапаны.

При работе двигателя детали газораспределительного механизма нагреваются (наиболее сильно — клапаны) и, следовательно, расширяются и удлиняются. Чтобы обеспечить возможность удлинения стержня клапана при его нагреве без нарушения плотности посадки головки клапана в седле, между отдельными деталями газораспределительного механизма у непрогретого двигателя должен быть зазор (например, между стержнем клапана и концом коромысла). Регулировать этот зазор можно различными способами, например с помощью винта 1 (см. рис. б), самоотвинчивание которого предотвращает контргайка 2. Чтобы исключить необходимость в регулировке зазора и уменьшить шумность двигателя в газораспределительных механизмах многих современных двигателей используются гидравлические толкатели. В эти толкатели встроены гидрокомпенсаторы, изменяющие их длину под действием давления масла, которое специально подается из смазочной системы двигателя. Клапан, его направляющая втулка, пружина и опорная шайба с деталями ее крепления образуют клапанную группу газораспределительного механизма.

Клапан состоит из головки и стержня, между которыми для уменьшения сопротивления движению газов выполнен плавный переход. Головка клапана имеет шлифованную конусную рабочую поверхность — фаску, по которой клапан плотно прилегает к седлу. Для крепления опорной шайбы пружины конец стержня клапана снабжен канавкой. В некоторых случаях для улучшения отвода теплоты от головки выпускного клапана стержень со стороны головки выполняют полым и вводят в него жидкий металлический натрий.

Клапаны изготавливают высадкой из стального прутка с последующей механической и термической обработкой. Материалом для них служит износо- и жаростойкая сталь. Иногда головку и стержень выпускного клапана выполняют из разных марок стали, а затем соединяют сваркой. Торец стержня клапана дополнительно закаливают для повышения твердости и износостойкости. В некоторых случаях на фаску выпускного клапана для увеличения его долговечности наплавляют особо жаростойкий сплав.

Каждый цилиндр двигателя имеет, как минимум, два клапана — впускной и выпускной. Однако в настоящее время наметилась тенденция к увеличению числа клапанов на цилиндр. Все шире применяются двигатели с тремя (два впускных и один выпускной) и четырьмя (два впускных и два выпускных) клапанами. При наличии одного впускного и одного выпускного клапанов первый имеет большую головку. Это необходимо для лучшего наполнения цилиндра свежим зарядом.

Направляющая втулка, через которую проходит стержень клапана, обеспечивает его точную посадку в седло. Стержень имеет высокоточное сопряжение с втулкой (зазор составляет 0,05… 0,12 мм). Направляющие втулки изготавливают из чугуна или спеченного пористого материала, который может быть пропитан смазочным маслом.

Клапанная пружина удерживает клапан в закрытом положении, обеспечивая его плотную посадку в седле. Пружины изготавливают методом холодной навивки из специальной стальной, термически обработанной проволоки с последующей дробеструйной обработкой, что увеличивает их долговечность. Иногда для предотвращения появления резонансных колебаний используют пружины с переменным шагом витков.

Опорная шайба удерживает пружину в сжатом состоянии. Крепление стержня клапана к опорной шайбе осуществляется с помощью конических разрезных сухарей, входящих в выточку на стержне.

Седло клапана, в которое он садится фаской головки, у верхнеклапанного двигателя расположено в головке цилиндров. Обычно седла выпускных, а иногда и впусковых клапанов, выполняют в виде вставных колец и наглухо запрессовывают в выточки головки цилиндров. Вставные кольца изготавливают из жаростойкой стали, специального чугуна или спеченного материала.

Передаточные детали газораспределительного механизма обеспечивают передачу усилия от распределительного вала к стержням клапанов. К таким деталям относятся:

  • толкатели
  • штанги
  • коромысла

Толкатели передают осевое усилие от кулачков распределительного вала на штанги или стержни клапанов. Они могут быть плоскими, грибовидными, цилиндрическими или рычажными. Их изготавливают из стали или чугуна. Для повышения твердости и износостойкости рабочие поверхности толкателей упрочняют, а затем шлифуют.

Штанги служат для передачи усилий от толкателей к коромыслам при нижнем расположении распределительного вала в верхнеклапанном двигателе (см. рис. а). Штанги изготавливают из стали или алюминиевого сплава, придавая им форму трубки. На концах штанг крепят стальные наконечники со сферическими поверхностями, имеющими высокую твердость. Нижними концами штанги упираются в гнезда толкателей, а верхними — в регулировочные винты коромысел.

Коромысла предназначены для изменения направления и величины усилий, передаваемых на стержни клапанов. Коромысла шарнирно устанавливают на осях, которые крепятся к головке цилиндров. На одном конце коромысла может быть установлен регулировочный винт, который позволяет изменять зазор в газораспределительном механизме. Материалом для коромысла служит сталь или ковкий чугун. Рабочие поверхности коромысла закаливают, а затем шлифуют.

Распределительный вал служит для своевременного открытия и закрытия клапанов при помощи кулачков. Конструкция распределительного вала зависит от типа двигателя, числа цилиндров и клапанов, а также типа привода. Характерные конструкции распределительных валов представлены на рисунке. Любой распределительный вал имеет кулачки впускных 2 и выпускных 4 клапанов, а также опорные шейки 2. Распределительный вал бензинового карбюраторного двигателя снабжен также винтовой шестерней 5 привода масляного насоса и распределителя зажигания и эксцентриком 3, приводящим в действие топливный насос. Число кулачков соответствует общему числу клапанов, которые обслуживаются данным валом. Число опорных шеек чаще всего равно числу коренных шеек коленчатого вала. В рядном четырех- цилиндровом двигателе вершины одноименных кулачков располагаются под углом 90° (рис. а), в рядном шестицилиндровом — под углом 60° (рис. б), а в V-образном восьмицилиндровом — под углом 45° (рис. в). Угол установки разноименных кулачков зависит от фаз газораспределения. Вершины кулачков располагают в соответствии с принятым для двигателя порядком работы с учетом направления вращения вала. В качестве подшипников для распределительного вала чаще всего применяют запрессованные в картер (при нижнем расположении) или головку цилиндров (при верхнем расположении) тонкостенные биметалические или триметаллические втулки. Одна из опорных шеек вала (обычно передняя) снабжена фиксирующим устройством для предотвращения его осевых перемещений. Для смазывания опорных шеек к ним подается масло под давлением из общей смазочной системы двигателя. При верхнем расположении распределительного вала в его теле сверлят осевое отверстие, по которому масло поступает ко всем опорным шейкам и кулачкам.

Распределительные валы

Рис. Распределительные валы рядного четырехцилиндрового (а), рядного шестицилиндрового (б) и V-образного восьмицилиндрового (в) двигателей со схемами расположения кулачков:
1 — опорная шейка; 2, 4 — кулачки впускных и выпускных клапанов; 3 — эксцентрик привода топливного насоса; 5 — винтовая шестерня привода масляного насоса

Видео: Принцип работы ГРМ

Вопросы по теме

Фильтр:ВсеОткрытРешеноЗакрытЖдет ответа
Посоветуйте ремень ГРМ на Лада Калина 11193
ОтвеченоСемёнов Виктор отвечен 3 года ago
85 просм.1 ответ.0 голос.
Когда менять ремень ГРМ Chery Very?
ОтвеченоСемёнов Виктор отвечен 3 года ago
85 просм.1 ответ.0 голос.
Что нужно купить для замены ГРМ Nissan X-Trail?
ОтвеченоСемёнов Виктор отвечен 3 года ago • 
85 просм.1 ответ.0 голос.
Сколько ходит цепь ГРМ на Skoda Fabia II?
ОтвеченоСемёнов Виктор отвечен 3 года ago • 
84 просм.1 ответ.1 голос.
Когда менять цепь ГРМ на Митсубиси Кольт?
ОтвеченоСемёнов Виктор отвечен 3 года ago • 
117 просм.1 ответ.0 голос.
Как сбросить индикатор замены ГРМ на Toyota Hilux 7?
ОтвеченоСемёнов Виктор отвечен 3 года ago • 
177 просм.1 ответ.0 голос.
Замена цепи ГРМ на Форд Фиеста
ОтвеченоСемёнов Виктор отвечен 7 лет ago • 
950 просм.1 ответ.0 голос.

Поделиться

Comments (15)

  • Сергей Васильевич Reply

    Чем опасен обрыв ремня ГРМ и какие могут быть последствия?

    30.05.2017 at
    • p0zitiv Reply

      Обрыв ремня ГРМ чреват встречей поршня двигателя с выпускным клапаном цилиндра, в котором в момент обрыва происходил такт выпуска. Коромысла некоторых двигателей имеют небольшие насечки, благодаря которым при обрыве ремня и ударе клапана о поршень ломаются коромысла и двигатель не получает серьезных повреждений. Это самый лучший вариант развития событий.

      Также некоторые бензиновые двигатели имеют специальную форму камеры сгорания и поршни со специальными выемками, благодаря чему поршень не встречается с клапаном при обрыве ремня. В дизельных двигателях такой защитный механизм реализовать невозможно, из-за особенностей работы двигателей с воспламенением от сжатия.

      Чаще всего случается, что при обрыве ремня повреждается днище поршня, гнется клапан, деформируется шатун, ломается распредвал и его опоры, ломаются коромысла. Возможно, что случится не все перечисленное, т.к. последствия зависят от режима работы двигателя в момент обрыва.

      На последствия обрыва влияет его характер. Например, самые чудовищные последствия будут, если сам ремень ГРМ не порвется, а на нем срежется лишь несколько зубьев. В таком случае коленвал и распредвал будут продолжать вращаться, а значит с огромной вероятностью пострадают абсолютно все поршни и клапана. Бывает, что у клапанов срывает тарелки, которые крушат днище поршня и ломают головку цилиндров. Тоже самое может произойти, если зубья ремня ГРМ в целости, но проскочили по зубьям звездочки.

      Чтобы минимизировать последствия обрыва для двигателя, его следует как можно быстрее остановить и не запускать до ремонта ни стартером, ни с буксира, ни другим способом. Прокручивать коленчатый вал при обрыве запрещается.

      30.05.2017 at
  • Сергей Васильевич Reply

    А по какой причине может случиться обрыв ремня ГРМ?

    30.05.2017 at
    • p0zitiv Reply

      На самом деле причин обрыва может быть много. Основные из них — неправильная установка ремня при его замене, установка ремня на горячем или холодном двигателе, его слабое натяжение и возможное касание привода, перегиб, попадание под ремень постороннего предмета, несовпадение меток и несоосность, неправильные моменты затяжки болтов роликов, деформированные шестерни, попадание масла или охлаждающей жидкости на ремень, запуск двигателя с толчка и другое.

      30.05.2017 at
  • Татьяна Reply

    Сколько служит ремень ГРМ?

    22.11.2019 at
    • p0zitiv Reply

      В большинстве автомобилей иностранного производства средний срок службы ремня ГРМ составляет 70-100 тыс. км. Правда стоит отметить, что во многих импортных автомашинах, которые производятся на территории России, средний срок службы ремня ГРМ составляет 50-60 тыс. км. В отечественных марках срок службы ГРМ еще меньше (40-50 тыс. км).

      22.11.2019 at
  • Manul Reply

    У кого какие ремни ГРМ стоят? Подходит время менять, а что брать — вопрос… Посоветуйте пожалуйста.

    Мне для себя, чтобы спать спокойно и ехать уверенно.

    Тут расклад такой:
    — Conti / bosch- 25$
    — Gates — 60$
    — Sun — 65$

    Если Conti или Bosch ходит гарантированно 60 000 км, а gates/sun — 100 000 км, я куплю 2 шт. Conti

    03.10.2020 at
    • somebody Reply

      Ставь, что дешевле. Все описанные тобой ремни полностью одинаковые по качеству и просто так вытянуться, сожраться, порваться не могут никак. Если подобное происходит — то только по вине периферии: роликов, помп, шестерен (у них тоже есть регламент замены, да), или откровенно криворукой установке.

      03.10.2020 at
    • bogdanov123 Reply

      Дайко вытянулся на 30 000 пробега. Не знаю оригинал или подделку подсунули, зажигание на пол зуба ушло(((

      03.10.2020 at
    • BabkoAleh Reply

      Я 2 раза Gates ставил, с заменой через 90 000 км. После снятия ремня с таким пробегом — он реально хорошо выглядел!

      03.10.2020 at
    • Kolfer Reply

      Скажу так, ни в коем случае не румынский Конти. У знакомого на Омеге 2.0 два раза рвало на этом ремне и не проехав 15 000. Так же было много случаев на Фиат форуме. Человек сделал гбц из-за порванного ремня, поставил Конти и через 10 000 снова рвет… Думайте сами. Сейчас стоит Дайко, проехал 40 000, на вид хороший. Имхо, Дайко или Гайтс!)

      03.10.2020 at
  • Ankoor Reply

    Кто на какой СТО меняет ремень ГРМ?

    03.10.2020 at
    • claudio Reply

      Ходил и я к умельцам в гаражи. Но уже не хожу. Официалы косячат, но принимают претензии и уже никуда не отсылают. Мучаются до победы. По цене некоторые ниже гаражей. Запчасти на месте. Если нету — оставил машину и поехал. Мой бывший гаражник меня однажды выпер на буксире, чтоб не стояла неделю. Я его понимаю. Хороший парень. Но больше не езжу. Никого не защищаю, но дилера многие очеловечились

      03.10.2020 at
    • Ankoor Reply

      Расскажу как на рено 19 менял ремень ГРМ на АПС. Записался за неделю на замену ГРМ, роликов, если нужно помпы и охлажд, вспомогательных ремней генератора и ГУ. Продиктовал ВИН по телефону, сказали все запчасти есть. В назначенное время приехал оформил заказ, оставил машину. Приехал через 3 часа забирать. Мастер сказал, что поменяли ремень ГРМ и ролик, помпу не поменяли (нет такой на складе), пока не течет, но лучше поменять, а то мало ли заклинит и ГРМ хана, а гарантия на это не распространяется. На вопрос, а платить снова за съем всех ремней, получил удивленный ответ — конечно. Ремни вспомогательные тоже не поменяли — их тоже не оказалось на складе. Причем ремень генератора не натянули — потом еще 3 раза подтягивал, а ремень ГУ вообще снимали не ослабляя. Вот так выкинул кучу денег и не получил гарантии, так как все поменять не удалось! Смысл в офф сервисе!

      03.10.2020 at
      • claudio Reply

        Я бы сказал, что в заявке нужно четко писать, что хотите сделать. Например — ТО. Если они не поменяют ремень по регламенту, и что- нить навернется, им плохо будет. То же самое про помпу. Напишете, чтоб поменяли, а они не поменяют, плохо им будет.

        Например — вы написали, они не поменяли, предъявляйте претензию. Чьи-то слова какого-то мастера — это ерунда. Они должны обосновать отказ, если по их вине, то будут ремни пере снимать за свой счет. Не новость, что замену сами навяжут, если есть в наличии, или умолчат, если нету. Это не дилера такие, это капитализм. Я как-то пробовал писать в заявке проверить работу того или сего. Получил ответ — в настоящее время работоспособно. Оценкой степени износа не занимаемся. Резюмируя — если машина не новая, такие решения нужно самому принимать, из соображений пробега и целесообразности. Это несложно.

        03.10.2020 at

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *