Низкозамерзающие охлаждающие жидкости

Время на прочтение: 2 минут(ы)

Применение низкозамерзающих жидкостей для систем охлаждения значительно облегчает эксплуатацию двигателей зимой и предохраняет их от размораживания, так как объем воды при замерзании увеличивается почти на 9%.

Особенно целесообразно применение низкозамерзающих жидкостей в системах охлаждения двигателей, оборудованных индивидуальными предпусковыми подогревателями. При этом в значительной степени упрощается подготовка двигателя к пуску и на 20% сокращается время его предпускового разогрева.

Эксплуатационные свойства указанных охлаждающих жидкостей характеризуются температурами замерзания и кипения, теплопроводностью и теплоемкостью. Для обеспечения требуемой прокачиваемости в системах охлаждающая жидкость должна обладать малой вязкостью, а также не должна вызывать коррозии металлов, разрушения резинотехнических изделий пожарной опасности.

Наиболее полно указанным требованиям отвечают низкозамерзающие жидкости марок — 40 и 65, изготовленные на этиленгликолевой основе (ГОСТ 159—52).

Жидкость марки 40 предназначена для районов с температурой не ниже минус 35° С, а жидкость марки 65 — для районов с более низкими и особо низкими температурами воздуха.

Водные растворы этиленгликоля агрессивны, т.е. способны вызвать коррозионное разрушение металлических деталей двигателя. Поэтому в состав указанных низкозамерзающих жидкостей введены специальные антикоррозионные присадки. Так, присадка двухзамещенного фосфорнокислого натрия защищает от коррозии детали двигателя, изготовленные из стали, меди и чугуна, а введенный в жидкость декстрин за счет образования адсорбционной пленки предохраняет от разрушения детали из алюминиевых сплавов и оловянистосвинцовистые припои. При наличии в системе охлаждения двигателя накипи происходит весьма интенсивный расход указанных присадок за счет взаимодействия динатрийфосфата с солями накипи (карбонатами кальция, магния и другими), в результате чего образуются стойкие, нерастворимые фосфаты металлов, ухудшающие охлаждение двигателей. Для сохранения в жидкости защитных присадок не рекомендуется доливать в охлажденную жидкость воду из водопроводных магистралей или естественных источников.

Характеристика замерзания смесей

Рис. Характеристика замерзания смесей 40 и 65 в зависимости от содержания в них воды и этиленгликоля: 1 — низкозамерзающая жидкость 40; 2 — низкозамерзающая жидкость 65

Зависимость температуры замерзания смесей марок 40 и 65 от объемного их состава приведена на рисунке. В процессе эксплуатации качества низкозамерзающей жидкости из-за постепенного испарения из нее воды или спирта изменяются. В среднем с 1 см2 поверхности низкозамерзающей жидкости при температуре 80° С в течение 1 ч испаряется 0,84 г. воды и 0,065 г этиленгликоля.

При эксплуатации автомобилей с системой охлаждения двигателей, заполненной низкозамерзающей жидкостью, необходим постоянный контроль за составом и температурой замерзания смеси с тем, чтобы предупредить размораживание двигателя. В условиях эксплуатации проверку качественных показателей жидкости можно производить при помощи ареометра и гидрометра. При помощи ареометра определяется плотность жидкости, а по таблице — температура ее замерзания. При помощи гидрометра, имеющего две шкалы, определяется по одной шкале процент содержания в жидкости этиленгликоля (по объему) и по другой — температура замерзания проверяемой жидкости. Отбор контрольных проб жидкости необходимо брать из системы охлаждения после работы двигателя, когда температура ее составляет 40—60° С.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *