Раздача топлива. Автозаправочные станции (АЗС)

Раздача топлива. Автозаправочные станции (АЗС)

Совокупность устройств, состоящих из резервуаров, трубопроводов, приемного и смотрового люков, раздаточного оборудования (топливораздаточных колонок) и служебного здания, носит название топливозаправочногопункта или автозаправочной станции (АЗС).

Стандартная емкость отдельных резервуаров составляет 11000 л или 25 000 л, а общая емкость АЗС устанавливается в каждом отдельном случае с учетом расхода топлива и места расположения станции, но не должна превышать 100 000 л. Резервуары помещают под землей на глубине 1,0—1,5 м от верхней образующей поверхности цистерны при расстоянии между цистернами не менее 1 м.

Топливозаправочный пункт

Рис. Топливозаправочный пункт:
1 — топливораздаточная колонка; 2 — крышка колодца; 3 — всасывающая труба; 4 — мерная труба; 5 — сливная труба с приемным фильтром; 6 — резервуар; 7 — колонка со светильниками; 8 — дыхательная труба; 9 — крепление резервуара; 10 — заземление

Топливозаправочные пункты располагают на островке шириной 1,5 — 3 м и различной длиной в зависимости от количества колонок с учетом возможности независимого подъезда и отъезда заправляющихся автомобилей.

Устройство топливохранилищ и пунктов раздачи дизельного топлива в принципе не отличается от рассмотренного выше, за исключением устройства дополнительных емкостей, обеспечивающих десятидневный отстой топлива и дополнительных фильтров между резервуаром и раздаточной колонкой.

Заправляют автомобили жидким топливом из топливораздаточных колонок. Колонка состоит из насоса, который подает топливо из резервуара, счетчика для замера отпускаемого количества топлива и раздаточного шланга с пистолетом. Колонку монтируют в металлическом каркасе, закрытом кожухом.

Конструкции топливораздаточных колонок весьма разнообразны. По способу привода насоса их разделяют на ручные, электромеханические и комбинированные; по способу замера отпускаемого топлива — на прерывные (или объемные с мерными сосудами) и прямоточные с непрерывно действующими счетчиками; по способу управления — на ручные и дистанционные.

Колонки объемного типа с ручным приводом вследствие малой производительности почти вышли из употребления и промышленностью не выпускаются.

Для повышения производительности и облегчения труда заправщика колонки объемного типа выпускаются с ручным поршневым или лопастным насосом с приводом от электродвигателя. Колонка такого типа (модель 376М) имеет производительность при работе с лопастным насосом 30, с ручным — 20 л/мин.

Стационарные колонки прямоточного типа с электромеханическим приводом предназначаются для установки на топливораздаточных станциях с большой пропускной способностью, расположенных в городах и на автомагистралях. На рисунке показана колонка прямоточного типа модели 395-М2.

Топливозаправочная колонка модели 395М2

Рис. Топливозаправочная колонка модели 395М2: а — общий вид; б — схема колонки:
1 — электродвигатель; 2 — пропускной клапан; 3 — раздаточный пистолет; 4 — автоматический клапан; 5 — ручной клапан; 6 — индикатор; 7 — указатель суммарного отпуска топлива; 8 — счетный механизм; 9 — двухстрелочный указатель разового отпуска; 10 — воздушная трубка; 11 — поплавковая камера; 12 — газоотделитель; 13 — поршневой счетчик; 14 — напорный трубопровод; 15 — трубка для спуска конденсата; 16 — ручной насос; 17 — фильтр; 18 — верхний обратный клапан; 19 — лопастный насос; 20 — нижний обратный клапан

Эта колонка имеет комбинированный привод, т. е. электромеханический и ручной. Колонка предназначена для замера жидких топлив — бензина, керосина, дизельного и других вязкостью не свыше 8 сст. Под действием разрежения, создаваемого насосом, топливо из подземного резервуара через клапан 20, снабженный фильтром грубой очистки, и через фильтр тонкой очистки 17 поступает в лопастный насос 19 (или ручной насос 16). Далее по трубопроводу 14 топливо подается в газоотделитель 12, который служит для отделения от топлива паров и воздуха, оказывающих влияние на точность замера топлива.

Пары и воздух, выделившиеся в газоотделителе из топлива (в результате снижения скорости и изменения направления потока топлива), направляются через калиброванное отверстие в крышке газоотделителя в поплавковую камеру 11. Отделившийся в камере 11 воздух отводится через трубку 10 с огневым предохранителем, а сконденсировавшееся топливо спускается через трубку 15 в корпус фильтра 17 тонкой очистки со стороны всасывающих насосов. Топливо из газоотделителя через поршневой счетчик 13 и индикатор 6 поступает в раздаточный рукав с раздаточным пистолетом 3, снабженным ручным 5 и автоматическим 4 клапанами.

Отсечный клапан обеспечивает прекращение подачи топлива через пистолет сразу лее после выключения колонки и поддержания заполненной гидравлической системы.

Таким образом, топливо из колонки данного типа отпускается по принципу «заполненного шланга». Счетчик 13 представляет собой гидравлический двигатель, рабочими органами которого являются горизонтальные цилиндры с поршнями (по типу, примененному в маслораздаточной колонке). Перемещение поршней счетчика передается через коленчатый вал и соединенный с ним вертикальный вал счетному механизму 8. За один оборот вала через счетчик проходит 500 см3 топлива.

Счетный механизм состоит из двух счетчиков: разового и суммарного. Разовый показывает единовременный отпуск, а суммарный регистрирует общее количество отпущенного топливаю Разовый счетчик имеет два циферблата, расположенных с двух сторон колонки. Полный оборот большой стрелки соответствует выдаче 5 л, а малой — 100 л топлива; после отпуска топлива стрелки могут быть вручную возвращены в нулевое положение. Производительность колонки при работе от ручного насоса 20 л/мин, от приводного 40 л/мин.

Противопожарные мероприятия

В местах хранения и раздачи топлива запрещается курить и пользоваться открытым огнем. Заправлять автомобили топливом следует только при неработающем двигателе. АЗС должна быть оборудована огнетушителями и ящиками с песком. Разлитое топливо и масло следует немедленно засыпать песком, который затем собирать в металлические ящики и удалять с территории АЗС.

Основные мероприятия по технике безопасности при применении этилированного бензина

  • Этилированный бензин следует хранить в отдельных резервуарах, а раздавать из специально выделенных для этого топливозаправочных колонок.
  • Запрещается засасывать этилированный бензин ртом. Запрещается заправлять автомобили этилированным бензином при помощи ведер, леек и другого инвентаря, а также переносить бензин в открытой таре.
  • В случае попадания этилированного бензина на открытые части тела (руки, лицо) их протирают керосином и промывают водой с мылом. Глаза промывают двухпроцентным раствором питьевой соды. Помещение бензораздаточной станции и рабочие места в соответствующих цехах и отделениях (карбюраторном и моторном) оборудуют умывальниками и бачками с керосином и вывешивают инструкции о мерах личной безопасности.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *