Контрольно-измерительные приборы автомобиля

Амперметр

Амперметр служит для контроля за величиной разрядного и зарядного тока аккумуляторной батареи. Он состоит из корпуса 1, латунной шины 6 с двумя контактами 3 и 5, постоянного магнита 2, стального якоря 4 со стрелкой 8 и шкалы 7.

Постоянный магнит установлен на пластине, по которой проходит зарядный или разрядный ток. Параллельно магниту на специальном П-образном кронштейне установлен стальной якорь, качающийся на оси. Под углом 90° к якорю неподвижно прикреплена стрелка.

При отсутствии тока в пластине на якорь действует магнитное поле магнита и якорь устанавливается параллельно магниту — указательная стрелка стоит на нуле.

Как только по пластине пойдет зарядный ток от генератора, вокруг нее образуются магнитные силовые линии, направленные, перпендикулярно магнитным силовым линиям магнита. Таким образом, якорь оказывается сразу под действием двух магнитных полей: одно из них стремится удержать якорь параллельно постоянному магниту, а другое — повернуть его на 90° влево. С увеличением силы зарядного тока возрастает магнитный поток пластины, который заставляет поворачиваться якорь, а вместе с ним и стрелку, указывающую силу зарядного тока. Так же реагирует амперметр и на разрядный ток, но его стрелка в этом случае отклоняется в обратном направлении.

Указатель давления масла

Указатель давления масла служит для контроля за давлением масла в системе смазки работающего двигателя. Он состоит из датчика и приемника. Датчик, устанавливаемый на корпусе фильтра грубой очистки или на блоке двигателя, состоит из корпуса 9, диафрагмы 10, пластины 11, соединенной с массой и имеющей выгиб на середине и контакт 12 на конце, и из изолированной от корпуса биметаллической пластины 1, имеющей обмотку 2. Обмотка соединена одним концом с контактом биметаллической пластины 1, другим — с выводным контактным винтом 3.

Приемник размещен на щитке приборов и имеет биметаллическую пластину 5 с обмоткой 6. Обмотка соединена последовательно через дополнительное сопротивление 8 с обмоткой 2 биметаллической пластины датчика. Один конец биметаллической пластины приемника через рычаг соединен со стрелкой 7, другой закреплен на корпусе прибора.

Работа указателя давления масла основана на принципе неодинакового линейного расширения двух различных металлов: при нагревании биметаллическая пластина изгибается, при охлаждении выпрямляется.

При включении зажигания ток проходит через обмотку 6 биметаллической пластины 5 приемника, дополнительное сопротивление 8, обмотку 2 биметаллической пластины 1 датчика и через замкнутые контакты 13 и 12 на массу. При этом биметаллическая пластина датчика, нагреваясь, изгибается, размыкает контакты, затем, охлаждаясь, вновь их замыкает и т.д. Замыкание и размыкание контактов происходит быстро, а поэтому величина тока, идущего по обмотке 6 пластины приемника, настолько мала, что не отклоняет стрелки от нуля.

 

Рис. Амперметр: 1 — корпус; 2 — магнит; 3 и 5 — контакты; 4 — якорь; 6 — шина; 7 — шкала; 8 — стрелка

В работающем двигателе давление масла вызывает изгиб диафрагмы. Пластина 11 отжимается, увеличивая тем самым время, в течение которого контакты датчика замкнуты. В результате этого увеличивается сила тока, поступающего в обмотку 6 биметаллической пластины приемника. Биметаллическая пластина 5 нагревается, изгибается и отклоняет стрелку, показывая величину давления масла.

Указатель температуры воды в головке блока двигателя

Указатель температуры воды в головке блока двигателя устроен и работает аналогично указателю давления масла. Указатель температуры воды состоит из датчика, установленного в головке блока, и приемника, смонтированного в щитке приборов.

Рис. Схема устройства указателя давления масла: 1 — биметаллическая пластина датчика; 2 — обмотка биметаллической пластины датчика; 3 — контактный винт; 4 — провод; 5 — биметаллическая пластина, приемника; 6 — обмотка биметаллической пластины приемника; 7 стрелка указателя; 8 — дополнительное сопротивление; 9 — корпус датчика; 10 — диафрагма; 11 — пластина массы; 12 — контакт пластины массы; 13 — контакт пластины датчика

При увеличении температуры воды нагревается и воздух внутри гильзы 13 датчика, а поэтому время нагрева биметаллической пластины 6 датчика сокращается, а время остывания возрастает. В результате нагрев биметаллической пластины 10 приемника уменьшается, стрелка 11 перемещается по шкале в зону более высокой температуры.

Рис. Схема устройства указателя температуры воды: 1 — винт; 2 — клемма; 3 — латунная пластина; 4 и 5 — контакты; 6 — биметаллическая пластина датчика; 7 — обмотка биметаллической пластины датчика; 8 — выключатель зажигания; 9 — обмотка биметаллической пластины приемника; 10 — биметаллическая пластина приемника; 11 — стрелка указателя; 12 — добавочное сопротивление; 13 — гильза датчика

Указатель уровня горючего

Указатель уровня горючего также состоит из датчика и приемника. Датчик расположен на топливном баке, его реостат 9 соединен с поплавком 12 так, что при опускании поплавка реостат ползуном 10 выводится (сопротивление уменьшается), а при поднимании вводится (сопротивление увеличивается).

Рис. Схема устройства указателя уровня горючего: 1 — выключатель зажигания; 2 — якорь; 3 и 6 — электромагниты; 4 — стрелка указателя; 5 — компенсаторная скоба; 7 — железная скоба; 8 — корпус реостата; 9 — реостат; 10 — ползун; 11 — рычаг поплавка; 12 — поплавок

Приемник указателя размещен на щитке приборов и состоит из двух электромагнитов (катушек) 3 и 6, соединенных последовательно, якоря 2 со стрелкой 4 и шкалы.

Начало обмотки электромагнита 6 соединено через выключатель 1 зажигания с источником тока, конец — с началом обмотки электромагнита 3, конец которой присоединен к массе. К концу обмотки электромагнита 6 присоединен реостат 9 датчика.

При включении зажигания магнитное поле электромагнита 3 остается постоянным, а магнитное поле электромагнита 6 меняется в зависимости от положения ползуна реостата (сопротивления реостата), связанного с поплавком. Изменение магнитного поля электромагнита 6 вызывает поворот якоря 2, а с ним и отклонение стрелки 4.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Приборы и устройства для определения расхода топлива В основе определения среднего расхода топлива на установившихся режимах работы двигателя лежит измерение времени расхода определенной массы или объема топлива. При массовом методе определения расхода топлива используются обычные весы, на одной из чаш которых устанавливают мерный бачок. Топливную ...
Датчики вихревого тока Если электропроводящая, ровная или искривленная мембрана (пластина) (например, из алюминия или меди) приближается к катушке, запитанной высокочастотным вихревым током (обычно не содержащей железа), это влияет как на ее активное сопротивление, так и на ее индуктивность. Причиной этого становятся вихр...
Тонкопленочный датчик потока воздуха Тонкопленочный датчик потока воздуха похож на систему с нагреваемой нитью. Вместо нагреваемой платиновой нити здесь используется тонкая пленка из никеля. Время отклика данной системы значительно меньше, чем у системы с нитью. На рисунке этот датчик показан более детально.   Рис. Измерит...
✪Устройство автомобиля Авто⚡сайт №❶
Google+ ()