Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения
По признанию большинства участников дорожного движения, даже краткая встреча с работниками ГАИ надолго оставляет глубокий след в их сознании. Добрый совет, посильная помощь, внимательное и объективное отношение к ним в немалой степени способствуют добровольному и сознательному соблюдению ПДД для большинства участников дорожного движения. Практика показывает, что профилактический эффект контактов с гражданами проявляется только при наличии у сотрудников ДПС:
- четкой правоохранительной и морально-нравственной мотивации своих действий
- умения общаться с различными категориями населения
- безупречного внешнего вида и речи
При общении с участниками дорожного движения сотрудникам ДПС необходимо уметь:
- внимательно выслушивать людей
- отвечать на любые вопросы, относящиеся к сфере дорожного движения
- предъявлять свои требования в доброжелательной форме
- давать им необходимую информацию, причем делать это инициативно и так, чтобы произвести благоприятное впечатление
- учитывать особенности отдельных категорий участников дорожного движения (например, следует внимательно относиться к начинающим и иногородним водителям, чрезмерная строгость к которым способствует формированию у них чувства неуверенности и вырабатывает привычку видеть в сотруднике ГАИ противника)
При несении службы сотрудник ДПС должен:
- иметь опрятный внешний вид
- иметь обязательные атрибуты униформы
- иметь на форменной одежде нагрудный отличительный знак
- обеспечить удовлетворительный внешний вид его служебного транспорта
- показывать высокую культуру управления патрульным ТС
Для поддержания авторитета работника ДПС имеет значение манера его поведения в процессе общения с гражданами. Именно она задает те эмоциональные рамки, в которых будет протекать беседа или обсуждение того или иного дорожно-транспортного инцидента. При этом инспектор должен:
- сохранять уверенность в себе
- четко следовать служебным предписаниям без проявления авторитарности, грубости, раздражения и сугубо формальных подходов к разрешению возникающих конфликтов (например, обнаружив остановившийся для высадки пассажиров автомобиль в зоне действия знака «Остановка запрещена», не создающий помех для движения транспорта и пешеходов, или автомобиль, совершающий поворот, разворот в зоне действия знака «Движение прямо» при отсутствии других ТС, а также при совершении других подобных правонарушений инспектор может ограничиться устным предупреждением, не прибегая к наложению административных взысканий).
В случае применения мер административного пресечения и административных санкций в отношении правонарушителей от сотрудника ДПС требуется:
- умение не предвзято, а аргументированно доказать вину на основе всестороннего анализа сложившейся ситуации
- четко определить последовательность дальнейших действий, а также найти наиболее эффективные средства их реализации
В обычных для нарядов ДПС условиях дефицита времени и недостатка информации важно учитывать возраст, темперамент, уровень водительской подготовки, пол и другие особенности участников дорожного движения, придерживаться следующего порядка общения с ними:
- Приложить руку к головному убору, поздороваться и представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, изложить им причину остановки.
- Используя общепринятые формы вежливости, попросить предъявить документы, предусмотренные ПДД.
- По первой просьбе граждан предъявить свое служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
- Взяв предъявленные документы, установить фамилию, имя, отчество водителя или владельца ТС и, обращаться к нему по имени и отчеству. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их.
- Предоставить в случае нарушения ПДД водителю возможность объяснить свои действия, как в устной, так и письменной форме, не перебивая его, если он не допускает оскорбительных действий. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали.
- Спокойно, детально повторить правонарушителю существо допущенного им нарушения, начав с оценки действий, факт которых он не отрицает, а также указать на возможные способы поведения в сложившейся ситуации.
- Подробно объяснить правонарушителю порядок обжалования принятого решения, ознакомить его с протоколом и повторить свою должность, фамилию, серию и номер нагрудного знака.
- Предупредить об особенностях маршрута движения и пожелать счастливого пути.
Добавить комментарий