Пути разрешения конфликтных ситуаций в процессе контроля за безопасностью дорожного движения

Пути разрешения конфликтных ситуаций в процессе контроля за безопасностью дорожного движения

Злой гаишник

Подразделениям ДПС приходится оперативно выполнять многие функции, свойственные другим специализированным службам ГАИ. При этом слабо аргументированные и непрофессиональные действия сотрудников данной службы сами по себе раздражают водителей и пешеходов, вызывают у них стремление к противодействию или сугубо формальному выполнению предъявляемых к ним требований, порождают эмоциональные стрессы и, в конечном итоге, негативно сказываются на безопасности дорожного движения.

Из-за устоявшегося негативного отношения значительной части населения к сотрудникам ДПС, последние нередко вынуждены действовать без соответствующей общественной поддержки и, зачастую, в условиях открытого противодействия со стороны правонарушителей и других участников дорожного движения. Стремление скрыть достоверную информацию, повлиять на решение, принимаемое должностными лицами, и спровоцировать их на незаконные действия стали обычным делом. При общении с участниками дорожного движения сотрудникам ДПС приходится сталкиваться с резко негативной оценкой своих действий, в том числе грубостью, угрозами, попытками унизить их достоинство, в основе которых нередко лежит стремление добиться проявлений ответной грубости, использовать это, как повод для обвинения инспекторов в предвзятости и добиться отмены принятых ими решений. Чаще всего это выражается в следующих действиях:

  • проезд мимо инспектора на 40-70 метров после подачи сигнала остановки при наличии реальной возможности остановиться в указанном месте
  • отказ от передачи документов в руки инспектора
  • демонстрация документов через боковое стекло двери кабины и салона автомобиля
  • общение с инспектором через слегка опущенное стекло двери автомобиля, даже в том случае, когда водителю было предъявлено удостоверение личности инспектора
  • вызывающий тон разговора, нецензурная брань, оскорбительные реплики и неоправданные претензии («Почему остановили именно меня?», «Кто ты такой, чтобы меня останавливать?», «Что, не хватает на сегодня?», «Не с твоим умом это решать!» и т.п.)
  • попытки вовлечь в конфликт пассажиров ТС или окружающих
  • выбрасывание документов, денежных купюр и ключей зажигания в направлении инспектора
  • обвинение инспектора в утере предъявленных ему документов
  • угрозы обратиться к хорошо знакомым руководителям ОВД, органов местного самоуправления и другим влиятельным лицам
  • выхватывание из рук инспектора изъятых документов, протоколов, ключей зажигания, а также другие насильственные действия
  • заявление об исчезновении денег, документов и вещей из задержанного сотрудником транспортного средства

Условиями, сопутствующими обострению конфликтов и вспышкам агрессивности правонарушителей, чаще всего выступают следующие действия сотрудников ДПС:

  • обращение к участникам движения на «ты»
  • несвоевременная подача сигнала остановки ТС
  • снисходительный и ироничный тон разговора
  • критика действий водителей в присутствии детей и других членов семьи
  • замечания по поводу одежды, прически, других элементов внешнего вида и, особенно, национальности
  • неуместный смех
  • нецензурные выражения
  • требование остановиться или выполнить какой-либо маневр в зоне действия дорожного знака или разметки, запрещающей это
  • жевание резинки, курение в процессе разговора, ношение очков с темными стеклами
  • отсутствие у инспектора установленных атрибутов униформы и специального снаряжения
  • требование «дыхнуть»
  • самостоятельное открывание двери остановленного ТС
  • требование назвать номер и содержание конкретного пункта ПДД
  • продолжительная остановка общественного транспорта вне оборудованных остановочных пунктов
  • попытка использовать остановленное ТС в служебных целях без сообщения причин и оснований для этого
  • изменение принятых решений под воздействием просьб и угроз

Общие принципы и приемы общения, позволяющие избегать напряженности в процессе диалога с правонарушителями:

1. Реагируя на какие-либо негативные проявления, сотруднику ДПС необходимо:

  • максимально сконцентрироваться на своем собственном поведении
  • постараться понять сущность и взаимосвязь происходящих событий, не поддаваясь настроению окружающих
  • не принимать поспешных решений
  • принимаемые им меры должны быть адекватны серьезности и обстоятельствам обнаруженных им неправомерных действий, а также личности правонарушителей
  • действовать энергично, решительно, но спокойно, не допуская угроз и предоставив возможность правонарушителю выговориться, своевременно пресекая высказывания и действия, унижающие достоинство инспектора, проявляя при этом сдержанность
  • предупредить правонарушителя об административной и уголовной ответственности за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, оскорбление его или оказание ему сопротивления, за угрозу насилием, убийством или посягательством на его жизнь, сославшись на конкретные статьи КоАП и VK

2. Сдерживающее воздействие на предупреждение конфликтов оказывает:

  • опрос свидетелей (очевидцев) по обстоятельству дела в присутствии правонарушителя
  • предложение участнику дорожного движения самому проанализировать свои действия и сопоставить их с принятыми предписаниями
  • доброжелательная демонстрация важности правомерного поведения в той или иной ситуации для сохранения их собственной жизни, здоровья и принадлежащего им имущества
  • организация работы нарядов ДПС в составе двух инспекторов
  • обращение к кому-либо из участников дорожного движения с просьбой о присутствии во время реализации мер пресечения в отношении правонарушителя и при составлении протокола
  • демонстративное включение перед началом беседы портативного диктофона

3. Если правонарушитель считает решение инспектора ДПС неоправданным или незаконным, рекомендуется:

  • обратиться к помощи другого сотрудника ДПС, старшего по должности, званию, возрасту
  • предложить участнику дорожного движения проехать в дежурную часть подразделения ДПС или отделения ГАИ ближайшего ОВД для получения разъяснений по поводу действий инспектора или подачи жалобы

4. Если водитель остановленного ТС обвиняет инспектора в том, что тот утерял предъявленные ему документы, необходимо:

  • уточнить, какие именно документы утеряны
  • в какой последовательности они передавались
  • совместно с водителем осмотреть места, где проводилась беседа, салон или кабину ТС, попросить проверить карманы одежды, а также осмотреть собственные карманы и планшет. Если поиски оказались безрезультатными, следует разъяснить водителю порядок обжалования проверки документов и представить руководству подразделения подробный рапорт о происшедшем

5. Сотрудники ДПС, дислоцированные на дорогах с интенсивным движением иностранных ТС, должны обеспечиваться специальными справочниками-разговорниками.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *